Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление денежными потоками».pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5 Характеристика базы данных
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7 Описание программных модулей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В курсовой работе рассматриваются вопросы, связанные с автоматизацией управления финансовыми потоками, путем создания автоматизированной информационной экономической системы. В настоящее время функционирование производственных предприятий связано с производством различных изделий, поэтому перед различными подразделениями предприятия стоят задачи управления финансовыми потоками, целью которых, является выполнения функций контроля и планирования экономической деятельности, недопущения ошибок учета, контроль расхода средств и расчетов с поставщиками, при этом решения по этим вопросам должны приниматься оперативно. Процесс принятия решения связан с необходимостью учета, обработки и поиска проблемной информации, что в настоящее время является рутинной работой, связанной с большими трудозатратами, что существенно снижает эффективность работы специалистов, ведущих учет финансовых операций и денежных потоков. Для устранения этого недостатка необходима разработка автоматизированной информационной системы, которая с одной стороны обеспечит учет плановых и фактических финансовых показателей предприятия, а с другой – поможет руководителям своевременно принимать решения связанные с решением вопросов управления финансовых потоков, а так же вопросов планирования экономической деятельности предприятия. Все это делает работы, проводимые в рамках курсового проектирования актуальными и практически значимыми.
Цель работы. Целью работы является проектирование программного обеспечения для автоматизированной системы управления финансовых потоков в производственном предприятии.
Задачи. Для достижения цели работы должны быть решены, следующие задачи:
- Технико-экономический анализ предметной области и объекта автоматизации.
- Разработка информационной системы (базы данных) для реализации функций учета и контроля рабочего времени.
- Проектирование программного и алгоритмического обеспечения, реализующего функции автоматизированной информационной системы.
Методы. В качестве методов решения задач курсовой работы используются: метод системного анализа, методология объектно-ориентированного программирования, методы проектирования информационных систем (баз данных).
Технологии. В качестве средства системы управления базой данных в работе использована среда Microsoft Access, с помощью которой решались задачи проектирования базы данных.
Научная новизна. В работе предлагаются модели и методы решения задачи автоматизации учета и управления финансовыми потоками производственного предприятия. Разработанное программное обеспечение позволит существенно повысить эффективность труда сотрудников выполняющих функции учета и управления финансовых потоков.
Практическая значимость. Результаты курсовой работы могут быть использованы в виде программного обеспечения, в различных производственных компаниях и предприятиях, различных форм собственности для автоматизации функций управления финансовыми потоками, а так же в учебном процессе высших учебных заведений.
1 Аналитическая часть
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
Планировать, анализировать и контролировать финансовые потоки можно с помощью многих корпоративных информационных экономических систем, однако наибольшие возможности по бюджетному управлению предприятием предоставляют специальные программы – автоматизированные системы управления финансовыми потоками[1].
Автоматизированная система управления финансовыми потоками (АСУФП) представляет собой электронную финансовую модель компании в виде взаимосвязанных финансовых показателей связанных с производством, инвестициями, продажами, закупками и т. д.
Эта модель позволяет не только планировать потоки финансовых средств по каждому центру финансовой ответственности и сравнивать их с фактическими данными, но и анализировать, каким образом текущие и будущие изменения показателей отразятся на финансовом состоянии компании.
В моделировании должны принимать участие, как финансовый директор, так и другие сотрудники, занимающиеся составлением и исполнением бюджета. Поскольку данные для контроля и анализа поступают из других корпоративных информационных систем, то любая АСУФП должна состоять из следующих функциональных блоков[2]:
- системы бюджетов;
- средств для работы с системой финансовых показателей (дополнительные функции, редактор отчетов);
- средств для организации коллективной работы;
- средств для импорта (перевода) данных из одной учетной системы в другую.
Контекстная диаграмма разрабатываемой системы представлена на рис.1.1.
Рисунок 1.1. Контекстная диаграмма разрабатываемой системы
В качестве входных информационных потоков в системе рассматриваются[3]:
- список бюджетов;
- фактические данные финансовых показателей;
- запросы на формирование отчета;
- плановые показатели финансовых показателей;
- запросы на формирование отчетов.
В качестве выходных показателей
- отчеты о выполнении бюджетов;
- план использования финансовых средств;
- поток учетной информации.
Основными пользователями в системе являются:
- финансовый директор предприятия;
- руководители структурных подразделений.
Все пользователи руководствуются законами РФ и должностными инструкциями
1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов
Автоматизация бизнес-процессов проводится с целью:
- минимизации времени составления бюджета организации и ее отделов;
- автоматизации формирования баланса деятельности предприятий;
- автоматизации контроля расчетов предприятий;
- составления плана использования финансовых ресурсов;
- создания эффективного инструмента по управлению финансовыми потоками;
- обеспечения доступности отчета по подразделениям, по операциям бюджета, практически в режиме «он-лайн», с исключением временного фактора трудозатрат специалиста на его составление;
- исключения рутинных операций, отвлекающих ресурс специалиста, таких как: заполнение форм документов, контроль над комплектностью первичных исходящих документов, поиск нужных форм на бумажном носителе, ксерокопирование, пр.;
- повышения оперативности принятия решения по планированию экономической деятельности предприятия на всех уровнях и подразделения предприятия;
- минимизации времени на проверку отчетов по выполнению статей бюджета и производных отчетов;
- сокращение издержек на непроизводственные операции.
Основные работы, выполняемые в автоматизированной системе управления финансовыми потоками, представлены схеме – детализации контекстной диаграммы на рисунок 1.2.
Среди основных активностей в автоматизированной системе управления финансовыми потоками целесообразно выделить (рисунок 1.2): - формирование плана бюджетов; регистрация финансовых показателей; формирование плана использования финансовых средств; поиск и обработка информации для составления отчета.
В таблице 1.1. представлены Основные действия для реализации функций системы.
Рисунок 1.2. Детализация бизнес-процессов автоматизированной системы управления финансовыми потоками
Таблица 1.1
Основные действия для реализации функций системы
Основные функции |
Основные действия |
Формирование плана бюджета |
|
Регистрация финансовых показателей |
Создание необходимых таблиц и полей базы данных, для хранения информации о документах |
Формирование плана использования финансовых средств |
|
Справочник бюджетов |
1. Создание необходимых полей базы данных 2. Разработка необходимых программных процедур для реализации функций. |
Формирование балансов по бюджетам |
Создание необходимых полей базы данных , для хранения информации Создание необходимых программных процедур. |
Контроль исполнения бюджетов |
Создание необходимых полей базы данных , для хранения информации Создание необходимых программных процедур. |
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Автоматизация функций по управлению финансовыми потоками предназначена для решения автоматизации повседневной работы финансового директора и руководителя финансового подразделения.
Высокая трудоёмкость обработки информации, низкая оперативность, дублирование потоков информации, несовершенство организации сбора и регистрации информации – факторы, тормозящие развитие организации. Решить эти недостатки и призвана автоматизация функций специалиста, которую планируется осуществить на практике.
Кроме того, необходимо учесть, что базовая технология была ручная. Она имела множество недостатков:
- низкая производительность труда из-за большого числа вычислений;
- большая трудоемкость;
- необходимость привлечения дополнительного штата сотрудников для решения всего комплекса задач;
- низкая оперативность;
- несовершенство организации сбора и регистрации информации;
- недостоверность получаемых результатов.
Кроме этого, постоянно нарастающие потоки информации и постоянное усложнение технологии расчетов и необходимость проведения по ним динамического анализа в ближайшей перспективе сделали бы ручной вариант просто нереальным.
Рассмотрим схему документооборота, которая представлена на рисунке 1.3.
Функции автоматизированной системы могут быть достигнуты, за счет использования вычислительной техники и программных средств[4]. Учитывая, что поиск информации, сведений и документов учета в деятельности специалистов составляют порядка 30% рабочего времени, то внедрение автоматизированной системы учета позволит существенно высвободить квалифицированных специалистов. Это может привести к экономии фонда заработанной платы, уменьшения штата сотрудников, однако могут привести и к введению в штат сотрудников отдела штатной единицы оператора, в обязанности которого будет входить ввод сведений о протекающих бизнес-процессах составления приказов и учета сотрудников.
Рисунок 1.3. Схема документооборота
Необходимо отметить, что внедрение разрабатываемой системы позволит снизить, а в идеале, полностью исключить ошибки учета показателей финансовой деятельности предприятия, а так же позволит более обосновано подходить к вопросам планирования экономической и финансовой деятельности.
Автоматизация задачи предположительно снизит трудовые и экономические затраты приблизительно в 3 раза, так как возрастет скорость и качество обслуживания распоряжений дирекции, сотрудников за счёт постоянного мониторинга сведений о документации и возможности каждого руководителя иметь необходимую информацию о текущем выполнении финансовых планов.
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Проектные решения представляют собой набор документов, с помощью которых происходит процесс автоматизации[5]. Данный раздел описывает эти документы: