Файл: Функции менеджмента (Понятие и классификация функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Деятельность каждого предприятия нуждается в управлении. Менеджмент представляет особый вид деятельности, связанный с выполнением управленческих действий - функций управления.

Функция представляет комплекс относительно однородных по некоторому признаку действий, которые направлены на то, чтобы достигнуть частной цели и вместе с тем подчиненных в общей цели управления.

Каждая из функций менеджмента выступает для организации в качестве жизненно важной. Планирование как функция менеджмента создает основу для других функций и выступает в качестве главной из них, функции же организации, координации, мотивации и контроля направлены на выполнение стратегических и тактических планов организации.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что успешность управленческой деятельности организации в значительной мере зависит от того, насколько глубоки знания функций менеджмента и от умения их применять в конкурентной борьбе на внешних и внутренних рынках. Чем ниже в организациях применяемость функций менеджмента, тем чаще они разоряются, оказывая негативное влияние на окружающую их среду. Именно по этой причине функции менеджмента выступают в качестве важнейшего объекта исследования, и для специалистов, и для современных практиков, применяющие достижения функций в процессе всей деятельности организации.

Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и применения, учитывая взаимозависимость и взаимосвязанность функций менеджмента. Именно по этой причине все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов.

Целью курсовой работы является изучение функций менеджмента на примере ООО «Авторесурс Моторс».

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы функций менеджмента;

2. Проанализировать функции менеджмента на примере ООО «Авторесурс Моторс»;

3. Разработать рекомендации по совершенствованию функций менеджмента в ООО «Авторесурс Моторс».

Объектом исследования является ООО «Авторесурс Моторс».

Предметом исследования являются функции менеджмента.

Основными источниками, раскрывающими Понятие и классификацию функций менеджмента, явились работы Арьковов А.Д., Загарских О.А., Новиковой В.Н., Зябрикова В.В. и др.

На основе работ таких авторов, как Хандамова Э.Ф., Цыганкова Т.А., Бикина И.Н., Сидоркина С.В., Гуренкова К.Р., Мамчур И.В., Монгуш О.Н., Адашев А.У., Искандарян Г.О., Митрофанов Д.Е., Шевченко А.Ю. и др. рассмотрены функции планирования, координации, организации, мотивации и контроля.


1. Теоретические основы функций менеджмента

1.1. Понятие и классификация функций менеджмента

В современной литературе имеется большое количество определений функций менеджмента, отражающих различные стороны и характеристики управленческой деятельности. Рассмотрим некоторые наиболее характерные из них.

По мнению А.Д. Арьковой функция управления представляет направление или вид управленческой деятельности, который характеризуется обособленной совокупностью задач и осуществляется с помощью специальных приемов и способов[1].

С точки зрения О.А. Загарских под функцией менеджмента следует понимать целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого следует рассматривать как составную часть процесса управления[2].

В.Н. Новикова считает, что функции управления представляют виды деятельности, посредством которых управляющая подсистема оказывает влияние на объект управления[3].

Согласно точке зрения В.В. Зябрикова функции управления представляют специфические виды управленческой деятельности, которые сложились в процессе разделения управленческого труда, определяющие его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели[4].

В соответствии с мнением К.Р. Гуренковой функции управления представляют вид деятельности, который основан на разделении и кооперации менеджмента и характеризуется определенной однородностью, сложностью и устойчивостью воздействий на объект со стороны субъекта управления[5].

Обобщая приведенные выше и другие имеющиеся определения, можно сказать, что функции менеджмента - это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда[6].


Функции менеджмента впервые были сформулированы в начале двадцатого века французским экономистом, предпринимателем и основоположником административного направления в менеджменте и процессного подхода к управлению Анри Файолем. В своей работе «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 году, А. Файоль выделил шесть основных направлений деятельности предприятия: технические, коммерческие, финансовые операции, охрану, счетные операции и административные[7].

По мнению Файоля, управлять - значит вести предприятие к цели, пытаясь использовать его ресурсы наилучшим образом. Для этого администратор должен предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать.

Функция предвидения состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия[8].

Функция организации должна обеспечить предприятие всем необходимым для производства: материалами, оборудованием, капиталами, персоналом. При этом Файоль выделял два основных направления этой работы: организацию материального и социального «организмов» предприятия[9].

Функция распорядительства призвана приводить в действие организованный «социальный организм». Эта задача распределяется между различными руководителями предприятия, на каждом из которых лежит бремя и ответственность за свою часть. Цель распорядительства для каждого руководителя - извлечь наибольшую пользу из работников, находящихся в его ведении, в интересах предприятия, как целого. Согласовывание имеет своей целью обеспечить каждому элементу «социального организма» возможность выполнять свою частную роль в согласии с другими элементами[10].

Цель контроля, как функции управления, в проверке, все ли исполняется в соответствии с принятой программой, отданными приказаниями и установленными принципами. Контроль применяется ко всему: к предметам, лицам и действиям. Он практикуется во всех областях. Операции контроля входят в круг обязанностей руководителя и его сотрудников в небольшом предприятии; в большом же - они частью переданы специальным функционерам: инспекторам, контролерам. Для того, чтобы контроль оказывался действенным, необходимо, чтобы он проводился вовремя и имел практические последствия.

Почти столетие назад А. Файоль сформулировал не только основные функции управления, но и основные принципы администрирования, общие правила, задачи, обязанности и требования к управленческому персоналу, которые легли в основу многих направлений современного менеджмента[11].


Сегодня в литературе можно встретить различные перечни и классификации функций менеджмента. К функциям менеджмента, кроме выделенных Файолем планирования, организации, распорядительства, координации, и контроля, некоторыми авторами относятся установление целей (целеполагание), регулирование, активизация, разработка стратегии, обратная связь, руководство, коммуникация, исследование, учет и оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и другие направления деятельности[12].

Классифицируя функции менеджмента, некоторые авторы выделяют основные функции менеджмента, общие функции менеджмента, функции дифференциации, функции интеграции, специальные функции менеджмента. К основным функциям при этом относятся планирование, организация, координация, контроль, мотивация[13]. К общим функциям менеджмента, отражающим конкретные виды управленческой деятельности, относят управление персоналом, управление информацией, управление производством, управление финансами, управление имуществом, управление качеством, управление запасами, управление маркетингом. Функции дифференциации управления обеспечивают организацию управленческого взаимодействия, распределение обязанностей и полномочий различных звеньев управленческой системы. Функция интеграции управления призвана обеспечить согласованную деятельность всех звеньев для достижения общих целей. Некоторые авторы выделяют три группы функций: общие функции, социально-психологические и технологические[14].

Таким образом, трактовки и классификации могут существенно различаться. Тем не менее, можно сказать, что в современных условиях наиболее распространенна классификация функций менеджмента, в соответствии с которой выделяют функцию планирования, функцию организации, функции координации, функцию контроля, функцию мотивации.

1.2. Содержание основных функций менеджмента

Характеристику основных функций менеджмента начнем с функции планирования.

Функция планирования заключается в «подготовке будущего» с помощью исследований, проведения анализа и разработки программы действий, которая охватывает все направления деятельности предприятия[15].


В современных условиях в теории управления большая часть авторов изучают функцию планирования в контексте стратегического менеджмента[16].

Выделяют следующие основные элементы процесса стратегического планирования: определение миссии организации; постановка целей; проведение оценки и анализа внешней среды; управленческий аудит сильных и слабых сторон организации; проведение анализа стратегических альтернатив; выбор стратегии; реализация стратегии; оценка стратегии[17].

Миссия, цели и задачи реализуются путем разработки и реализации конкретных планов. План представляет основу деятельности организации любой формы собственности и размеров; состоит из указаний, кому какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы требуются для решения каждой задачи[18].

Планы различают по целям, предмету, уровню, содержанию, периодам планирования. По целям и периодам планирования различают планирование стратегическое, тактическое, оперативное, среднесрочное, краткосрочное. По уровням управления различают планы организации, подразделений или проектов, отдельных исполнителей. По предмету планирования различают планы производства, снабжения, сбыта, финансовые, кадровые и другие планы. Основные виды планов, разрабатываемых организациями, являются технико-экономические планы, бизнес-планы, инвестиционные планы.

К основным принципам функции планирования относят:

  • принцип единства - все планы организации должны представлять собой единую систему[19];
  • принцип непрерывности - процесс планирования в современных условиях должен носить не дискретный, а постоянный характер, поскольку на основании результатов анализа факторов внутренней и внешней среды организации необходимо своевременно вносить необходимые коррективы;
  • принцип гибкости - система планирования должна быть построена таким образом, чтобы при необходимости можно было оперативно вносить изменения;
  • принцип точности - каждый план должен составляться с возможной и оптимальной степенью точности[20]. Например, стратегические планы, определяют основные направления развития организации и не предполагают тщательной конкретизации, а текущие планы должны быть максимально выверенными и точными;
  • принцип участия - желательно, чтобы в разработке планов в той или иной форме принимали участие все работники организации, которых эти планы затрагивают. Это не только способствует большей обоснованности планов, но и повышает заинтересованность работников в их выполнении[21].