Файл: Технология ремонта ЭСО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта

§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

Глава III

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей

§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей

Глава IV технология ремонта электрических машин

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин

§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 2. Дефектация и ремонт узлов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

Раздел четвертый

РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И АВТОМАТИКИ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

Одним из направлений развития бронетанковой техники являет­ся все большее насыщение подвижных бронированных объектов автоматизированными и автоматическими системами различного назначения. В подавляющем большинстве эти системы объединяют в себе электрические машины, электрогидравлические, электронные, гироскопические и тому подобные агрегаты и узлы. В результате значительно усложняются схемы электрооборудования бронирован­ных объектов, в частности танков.

Если на танках периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет электрооборудование включало в себя лишь пус­ковую цепь двигателя, зарядную цепь, цепи освещения, сигнализа­ции и привод горизонтального наведения, то в настоящее время имеются и продолжают появляться более сложные автоматические системы различного назначения, которыми оборудуются все серий­ные машины. Большинство этих систем из вспомогательных пере­ходит в разряд основных, важнейших и обеспечивает резкое улуч­шение таких определяющих боевых свойств танка, как огневая мощь, подвижность, защита экипажа.

Необходимость поддержания постоянной боевой готовности бронетанковой техники обусловливает важность изучения вопросов ремонта электрооборудования и автоматики.

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

Ремонт систем и агрегатов электрооборудования и автоматики в общем объеме работ по ремонту бронетанковой техники занимает значительное место. Трудоемкость ремонта электрооборудования составляет 8—10 и 12—14% общей трудоемкости среднего и капи­тального ремонта танков соответственно. Следует ожидать значительного увеличения доли трудозатрат на ремонт электрооборудо­вания и автоматики. По мере дальнейшего освоения ремонта агре­гатов стабилизаторов относительная трудоемкость ремонта элек­трооборудования и автоматики еще более возрастет.

Особенности технологии ремонта систем и агрегатов электро­оборудования и автоматики, особые требования к квалификации ремотников вынуждают иметь в стационарных и подвижных ремонт­ных средствах отделения, участки, цехи, специально предназначен­ные для восстановления электрооборудования и автоматики броне­танковой техники.


Сложность общих схем электрооборудования боевых машин привела к необходимости создания на заводах капитального ремон­та специализированных бригад электромонтажников, которые, организационно входя в состав электроцехов и участков, выпол­няют все работы по монтажу электрооборудования и автоматики в цехах и на участках общей сборки танков.

Кроме участков монтажа электрооборудования, в соответствии с особенностями конструкции и технологии ремонта агрегатов, узлов и аппаратов в электроцехах (участках) подвижных и стацио­нарных ремонтных средств, выполняющих капитальный ремонт бронетанковой техники, создаются участки (отделения) по ремонту электрических машин, аппаратов регулирования и управления, по ремонту и изготовлению проводов бортовой сети, по ремонту и за­рядке аккумуляторных батарей. На некоторых заводах организуют также участки ремонта контрольно-измерительных приборов, ре­монта гидравлических агрегатов, ремонта гироскопических прибо­ров, ремонта приборов ночного видения и радиооборудования.

Распределение трудоемкости работ в этих подразделениях су­щественно изменяется по мере усложнения ремонтируемых систем электрооборудования и автоматики.

На рис. 254 представлена диаграмма распределения трудоемко­сти ремонта аппаратуры электрооборудования и автоматики для различных характерных периодов советского танкостроения. На диаграмме показаны относительные трудоемкости ремонта основ­ных групп аппаратуры. Признаком объединения избрано сходство технологии ремонта агрегатов, входящих в одну группу.

Основных групп — четыре. Первая группа включает электриче­ские машины; вторая — аппараты регулирования и управления, т.е. различного рода устройства, обеспечивающие включение, поддер­жание или изменение в заданных пределах режимов работы или выходных параметров исполнительных органов систем электрообо­рудования и автоматики; третья группа — приборы ночного виде­ния и радиооборудование; четвертая — гидравлические агрега­ты, используемые в большинстве автоматических систем в качестве усилительных и исполнительных звеньев.

К остальным агрегатам и узлам (на диаграмме не представле­ны) относятся аккумуляторные батареи, контрольно-измеритель­ные приборы, приборы освещения и сигнализации, провода борто-494

вой сети. Кроме того, в суммарную трудоемкость ремонта электро­оборудования включены трудозатраты на демонтаж и монтаж си­стем электрооборудования и автоматики в корпусе и башне.


Из диаграммы видно, что характерным является увеличение доли трудозатрат на ремонт аппаратов регулирования и управле­ния. Это вызвано, с одной стороны, увеличением объема этой аппа­ратуры в современных автоматических системах, а с другой — ее усложнением. Значительна также доля трудозатрат на ремонт элек­трических машин.

Рис. 254. Диаграмма распределения трудоемкостей ремонта аппаратуры электрооборудования и автоматики бронетанковой

техники

Рассматриваемая диаграмма построена на основании данных о трудоемкости ремонта электрооборудования и автоматики в мир­ное время. В военное время соотношение трудоемкостей ремонта отдельных групп агрегатов существенно не изменится. Можно ожи­дать дальнейшее увеличение доли трудозатрат на ремонт аппара­тов регулирования и управления, а также радиооборудования и приборов ночного видения, поскольку эта аппаратура наиболее чувствительна к воздействиям ударного характера и в особенности к радиоактивному излучению.


§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Для систем и агрегатов танкового электрооборудования, как и для агрегатов силовой установки и силовой передачи танка, при­нято различать два вида ремонта: капитальный и текущий.

Капитальный ремонт электрооборудования и танковых автома­тических систем осуществляется при капитальном ремонте танков. Схема технологического процесса капитального ремонта включает в себя следующие основные этапы: демонтаж системы с объекта, полную разборку всех агрегатов и узлов, дефектацию всех деталей, ремонт или замену неисправных деталей и узлов, сборку и испыта­ние агрегатов, монтаж системы на объекте и ее испытание. По ука­занной схеме могут ремонтироваться все системы электрооборудо­вания и автоматики бронетанковой техники вне зависимости от характера их использования за межремонтный пробег объекта.

По характеру использования за межремонтный пробег машины системы электрооборудования и автоматики можно разбить на две большие группы.

К первой группе следует отнести системы, наработка которых полностью определяется пробегом машины до капитального ремон­та. Агрегаты этих систем к сроку выхода объекта в капитальный ремонт в большинстве случаев полностью вырабатывают свой меж­ремонтный ресурс. В эту группу входят системы и агрегаты, ра­ботающие совместно с двигателем или обеспечивающие его рабо­ту, например, зарядная цепь, системы контроля режима двигателя.

Достаточно многочисленной является вторая группа систем, на­работка которых не всегда соответствует пробегу машины. Сюда входят приборы ночного видения, стабилизаторы и другие системы. Наработка этих систем зависит от вида боевой подготовки, на ко­тором преимущественно использовалась машина. Такие системы, как стабилизаторы, могут за межремонтный пробег объекта не отра­ботать своего гарантийного срока. А узлы некоторых систем могут включаться только для их проверки.

На рис. 255 изображено рассеивание наработок стабилизаторов по пробегам машин. Из графика видно, что для отдельно взятых танков наблюдается естественная функциональная зависимость между пробегами машины и наработкой стабилизаторов. В первом приближении в отдельные периоды эксплуатации зависимость эта линейна и может быть описана обычным уравнением прямой вида t = АS + В, где t — время работы стабилизатора, ч; S—пробег машины, км; А и В — коэффициенты, являющиеся случайными ве­личинами. Поэтому в целом для большого количества танков нара­ботка стабилизаторов не может быть определена пробегом одно­значно.


На рис. 256 представлены графики распределения вероятностей наработок стабилизаторов до капитального ремонта танков в усло­виях мирного времени. Из этих графиков следует, что от 50 до 95%

стабилизаторов различных объектов бронетанковой техники за межремонтный пробег не успевают вырабатывать гарантийный срок службы.

Рис. 255. Рассеивание наработок стабилизаторов по пробегам танков

Рис. 256. Распределение вероятно­стей наработок стабилизаторов до капитального ремонта машин:

1 и 2 — для средних танков; 3 — для легкого танка

Вид и объем ремонта любого агрегата, системы или машины должны находиться в строгом соответствии с техническим состоя­нием объекта ремонта. Однако техническое состояние агрегатов и

узлов систем электрооборудования и автоматики, в отличие от агрегатов силовой установки и силовой передачи, определяется не только наработкой, т. е. израсходованным ресурсом, но и кален­дарными сроками службы. При малой наработке, но значительном сроке службы (календарном времени с момента изготовления или капитального ремонта) техническое состояние агрегатов электро­оборудования будет определяться не величинами износов, а изме­нениями физических свойств изоляции и уплотнений за счет есте­ственного старения изоляционных и уплотняющих материалов.

Капитальный ремонт танка должен, с одной стороны, обеспе­чить надежную работу всех его систем в течение очередного меж­ремонтного срока, а с другой — должен проводиться в минималь­ные сроки и быть достаточно экономичным. Поэтому для агрегатов систем, имеющих малую наработку, иногда целесообразно прове­сти углубленную оценку технического состояния и текущий ремонт профилактического характера. При углубленной оценке техниче­ского состояния особое внимание должно быть обращено на про­верку качества изоляции и уплотнений. В схему технологического процесса ремонта агрегатов в этом случае должны войти следую­щие этапы: частичной разборки, чистки, оценки технического со­стояния, замены некоторых изоляционных и уплотнительных дета­лей, восстановления антикоррозионных покрытий, устранения не­исправностей, не приводящих к потере работоспособности, и т. п.

Таким образом, вид и объем ремонта систем электрооборудова­ния и автоматики для танков, поступивших в капитальный ремонт, должны определяться величиной наработки, сроком службы и тех­ническим состоянием их агрегатов. В этом случае выбранный вид ремонта должен обеспечить работоспособность системы до очеред­ного ремонта танка.