ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 307
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики
§ 1. Организация ремонта электрооборудования
§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса
Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики
§ 1. Дефекты систем и их классификация
§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта
§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов
§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики
§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей
§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов
§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей
Глава IV технология ремонта электрических машин
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин
§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов
§ 3. Сборка и испытание электрических машин
Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления
§ 2. Дефектация и ремонт узлов
§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов
Раздел четвертый
РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И АВТОМАТИКИ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики
Одним из направлений развития бронетанковой техники является все большее насыщение подвижных бронированных объектов автоматизированными и автоматическими системами различного назначения. В подавляющем большинстве эти системы объединяют в себе электрические машины, электрогидравлические, электронные, гироскопические и тому подобные агрегаты и узлы. В результате значительно усложняются схемы электрооборудования бронированных объектов, в частности танков.
Если на танках периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет электрооборудование включало в себя лишь пусковую цепь двигателя, зарядную цепь, цепи освещения, сигнализации и привод горизонтального наведения, то в настоящее время имеются и продолжают появляться более сложные автоматические системы различного назначения, которыми оборудуются все серийные машины. Большинство этих систем из вспомогательных переходит в разряд основных, важнейших и обеспечивает резкое улучшение таких определяющих боевых свойств танка, как огневая мощь, подвижность, защита экипажа.
Необходимость поддержания постоянной боевой готовности бронетанковой техники обусловливает важность изучения вопросов ремонта электрооборудования и автоматики.
§ 1. Организация ремонта электрооборудования
Ремонт систем и агрегатов электрооборудования и автоматики в общем объеме работ по ремонту бронетанковой техники занимает значительное место. Трудоемкость ремонта электрооборудования составляет 8—10 и 12—14% общей трудоемкости среднего и капитального ремонта танков соответственно. Следует ожидать значительного увеличения доли трудозатрат на ремонт электрооборудования и автоматики. По мере дальнейшего освоения ремонта агрегатов стабилизаторов относительная трудоемкость ремонта электрооборудования и автоматики еще более возрастет.
Особенности технологии ремонта систем и агрегатов электрооборудования и автоматики, особые требования к квалификации ремотников вынуждают иметь в стационарных и подвижных ремонтных средствах отделения, участки, цехи, специально предназначенные для восстановления электрооборудования и автоматики бронетанковой техники.
Сложность общих схем электрооборудования боевых машин привела к необходимости создания на заводах капитального ремонта специализированных бригад электромонтажников, которые, организационно входя в состав электроцехов и участков, выполняют все работы по монтажу электрооборудования и автоматики в цехах и на участках общей сборки танков.
Кроме участков монтажа электрооборудования, в соответствии с особенностями конструкции и технологии ремонта агрегатов, узлов и аппаратов в электроцехах (участках) подвижных и стационарных ремонтных средств, выполняющих капитальный ремонт бронетанковой техники, создаются участки (отделения) по ремонту электрических машин, аппаратов регулирования и управления, по ремонту и изготовлению проводов бортовой сети, по ремонту и зарядке аккумуляторных батарей. На некоторых заводах организуют также участки ремонта контрольно-измерительных приборов, ремонта гидравлических агрегатов, ремонта гироскопических приборов, ремонта приборов ночного видения и радиооборудования.
Распределение трудоемкости работ в этих подразделениях существенно изменяется по мере усложнения ремонтируемых систем электрооборудования и автоматики.
На рис. 254 представлена диаграмма распределения трудоемкости ремонта аппаратуры электрооборудования и автоматики для различных характерных периодов советского танкостроения. На диаграмме показаны относительные трудоемкости ремонта основных групп аппаратуры. Признаком объединения избрано сходство технологии ремонта агрегатов, входящих в одну группу.
Основных групп — четыре. Первая группа включает электрические машины; вторая — аппараты регулирования и управления, т.е. различного рода устройства, обеспечивающие включение, поддержание или изменение в заданных пределах режимов работы или выходных параметров исполнительных органов систем электрооборудования и автоматики; третья группа — приборы ночного видения и радиооборудование; четвертая — гидравлические агрегаты, используемые в большинстве автоматических систем в качестве усилительных и исполнительных звеньев.
К остальным агрегатам и узлам (на диаграмме не представлены) относятся аккумуляторные батареи, контрольно-измерительные приборы, приборы освещения и сигнализации, провода борто-494
вой сети. Кроме того, в суммарную трудоемкость ремонта электрооборудования включены трудозатраты на демонтаж и монтаж систем электрооборудования и автоматики в корпусе и башне.
Из диаграммы видно, что характерным является увеличение доли трудозатрат на ремонт аппаратов регулирования и управления. Это вызвано, с одной стороны, увеличением объема этой аппаратуры в современных автоматических системах, а с другой — ее усложнением. Значительна также доля трудозатрат на ремонт электрических машин.
Рис. 254. Диаграмма распределения трудоемкостей ремонта аппаратуры электрооборудования и автоматики бронетанковой
техники
Рассматриваемая диаграмма построена на основании данных о трудоемкости ремонта электрооборудования и автоматики в мирное время. В военное время соотношение трудоемкостей ремонта отдельных групп агрегатов существенно не изменится. Можно ожидать дальнейшее увеличение доли трудозатрат на ремонт аппаратов регулирования и управления, а также радиооборудования и приборов ночного видения, поскольку эта аппаратура наиболее чувствительна к воздействиям ударного характера и в особенности к радиоактивному излучению.
§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса
Для систем и агрегатов танкового электрооборудования, как и для агрегатов силовой установки и силовой передачи танка, принято различать два вида ремонта: капитальный и текущий.
Капитальный ремонт электрооборудования и танковых автоматических систем осуществляется при капитальном ремонте танков. Схема технологического процесса капитального ремонта включает в себя следующие основные этапы: демонтаж системы с объекта, полную разборку всех агрегатов и узлов, дефектацию всех деталей, ремонт или замену неисправных деталей и узлов, сборку и испытание агрегатов, монтаж системы на объекте и ее испытание. По указанной схеме могут ремонтироваться все системы электрооборудования и автоматики бронетанковой техники вне зависимости от характера их использования за межремонтный пробег объекта.
По характеру использования за межремонтный пробег машины системы электрооборудования и автоматики можно разбить на две большие группы.
К первой группе следует отнести системы, наработка которых полностью определяется пробегом машины до капитального ремонта. Агрегаты этих систем к сроку выхода объекта в капитальный ремонт в большинстве случаев полностью вырабатывают свой межремонтный ресурс. В эту группу входят системы и агрегаты, работающие совместно с двигателем или обеспечивающие его работу, например, зарядная цепь, системы контроля режима двигателя.
Достаточно многочисленной является вторая группа систем, наработка которых не всегда соответствует пробегу машины. Сюда входят приборы ночного видения, стабилизаторы и другие системы. Наработка этих систем зависит от вида боевой подготовки, на котором преимущественно использовалась машина. Такие системы, как стабилизаторы, могут за межремонтный пробег объекта не отработать своего гарантийного срока. А узлы некоторых систем могут включаться только для их проверки.
На рис. 255 изображено рассеивание наработок стабилизаторов по пробегам машин. Из графика видно, что для отдельно взятых танков наблюдается естественная функциональная зависимость между пробегами машины и наработкой стабилизаторов. В первом приближении в отдельные периоды эксплуатации зависимость эта линейна и может быть описана обычным уравнением прямой вида t = АS + В, где t — время работы стабилизатора, ч; S—пробег машины, км; А и В — коэффициенты, являющиеся случайными величинами. Поэтому в целом для большого количества танков наработка стабилизаторов не может быть определена пробегом однозначно.
На рис. 256 представлены графики распределения вероятностей наработок стабилизаторов до капитального ремонта танков в условиях мирного времени. Из этих графиков следует, что от 50 до 95%
стабилизаторов различных объектов бронетанковой техники за межремонтный пробег не успевают вырабатывать гарантийный срок службы.
Рис. 255. Рассеивание наработок стабилизаторов по пробегам танков
Рис. 256. Распределение вероятностей наработок стабилизаторов до капитального ремонта машин:
1 и 2 — для средних танков; 3 — для легкого танка
Вид и объем ремонта любого агрегата, системы или машины должны находиться в строгом соответствии с техническим состоянием объекта ремонта. Однако техническое состояние агрегатов и
узлов систем электрооборудования и автоматики, в отличие от агрегатов силовой установки и силовой передачи, определяется не только наработкой, т. е. израсходованным ресурсом, но и календарными сроками службы. При малой наработке, но значительном сроке службы (календарном времени с момента изготовления или капитального ремонта) техническое состояние агрегатов электрооборудования будет определяться не величинами износов, а изменениями физических свойств изоляции и уплотнений за счет естественного старения изоляционных и уплотняющих материалов.
Капитальный ремонт танка должен, с одной стороны, обеспечить надежную работу всех его систем в течение очередного межремонтного срока, а с другой — должен проводиться в минимальные сроки и быть достаточно экономичным. Поэтому для агрегатов систем, имеющих малую наработку, иногда целесообразно провести углубленную оценку технического состояния и текущий ремонт профилактического характера. При углубленной оценке технического состояния особое внимание должно быть обращено на проверку качества изоляции и уплотнений. В схему технологического процесса ремонта агрегатов в этом случае должны войти следующие этапы: частичной разборки, чистки, оценки технического состояния, замены некоторых изоляционных и уплотнительных деталей, восстановления антикоррозионных покрытий, устранения неисправностей, не приводящих к потере работоспособности, и т. п.
Таким образом, вид и объем ремонта систем электрооборудования и автоматики для танков, поступивших в капитальный ремонт, должны определяться величиной наработки, сроком службы и техническим состоянием их агрегатов. В этом случае выбранный вид ремонта должен обеспечить работоспособность системы до очередного ремонта танка.