Файл: Технология ремонта ЭСО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта

§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

Глава III

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей

§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей

Глава IV технология ремонта электрических машин

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин

§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 2. Дефектация и ремонт узлов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

Сборка при капитальном ремонте, а также установка исправных узлов и деталей при текущем ремонте аппаратов регулирования и управления происходят в соответствии с монтажными схемами и сборочными чертежами. В процессе сборки необходимо обеспечить:

—свободное, без заеданий и перекосов, перемещение подвиж­ных деталей (сердечники реле, рамы гироскопов, шестерни пультов управления и т. п.);

—точность исходного положения подвижных деталей относи­тельно неподвижных (контакты реле, ползунки потенциометров и систем коррекции, ротор и статор вращающегося трансформатора (ВТ) и т. п.);

—соответствие техническим условиям механических парамет­ров (моменты трения, ходы сердечников, углы поворота, зазоры и т. п.);

—правильность и надежность всех электрических соединений;

—надежную герметичность аппаратов.

Предъявленные требования вынуждают в процессе сборки про­водить целый ряд регулировочных и подгоночных работ. Методика их выполнения в принципе не отличается от рассмотренной ранее общей методики сборки узлов и агрегатов танков. Однако имеется существенное отличие в способах оценки точности их выполнения. Это отличие обусловлено тем, что подавляющее большинство чисто механических параметров (трение, зазоры, линейные перемещения и. т. д.) оказывает существенное, а иногда определяющее воздейст­вие на выходные электрические параметры электромеханических систем. Например, момент трения в подшипниках рам гироскопа существенным образом влияет на точность стабилизации; неточ­ность взаимной установки ротора и статора приводит к резкому увеличению остаточного напряжения вращающегося трансформа­тора; выход за заданные пределы зазора в разомкнутых контактах командного реле обратного тока приводит к недопустимому изме­нению величины обратного тока и т. д. Поэтому многие подобные параметры измеряются не непосредственно, а путем оценки тех электрических величин, на которые эти механические параметры влияют. Так, по величине остаточного напряжения регулируют вза­имную выставку ротора и статора ВТ; балансировка рам гироско­пов оценивается частотой срабатывания системы коррекции и ско­ростью изменения напряжения на выходе ВТ датчика угла и т. д.

Большое внимание при сборке всех типов реле следует уделять регулировке зазоров. При этом необходимо помнить, что зазор ме­жду якорем и сердечником в исходном положении, наряду с натя­жением пружины, обусловливает напряжение (ток) срабатывания реле. Этот же зазор в рабочем положении вместе с натяжением пружины определяет напряжение (ток) выключения реле. В тех реле, где этот зазор в рабочем положении регулировке не поддает­ся, а контакты нормально разомкнуты (командное реле), напряже­ние (ток) выключения зависит, кроме усилия пружины, от зазора в разомкнутых контактах.


§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

При текущем ремонте испытание и окончательная регулировка проводятся на том же оборудовании, что и предварительная оценка технического состояния. Цель испытаний — убедиться в работо­способности отремонтированного аппарата.

После капитального ремонта испытания проводятся с целью установления соответствия работы аппаратов требованиям техни­ческих условий. Окончательная регулировка, если таковая требу­ется, и испытания после капитального ремонта должны проводиться в рабочих, а иногда и в перегрузочных режимах. Поэтому для этих испытаний используется достаточно сложное оборудование, полно­стью копирующее режим работы соответствующего аппарата на танке.

Аппараты регулирования и управления систем стабилизации вооружения окончательно испытывают и регулируют на стендах-башнях или на башнях отремонтированных танков совместно со всеми остальными агрегатами этих систем.

Релерегуляторы испытывают совместно с генератором по схеме на рис. 306. Регулировку аппаратов реле-регулятора производят только натяжением пружин, не изменяя установленных в процессе сборки и предварительной регулировки зазоров. Напряжение сра­батывания реле обратного тока фиксируют в момент появления тока зарядки аккумуляторных батарей при увеличении оборотов генератора. Величину обратного тока фиксируют по амперметру зарядной цепи при уменьшении оборотов генератора.

Регуляторы напряжения настраивают на величину поддерживаемого ими напряжения при определенных оборотах генератора на холостом ходу, а затем проверяют их работу под нагрузкой. При этом необходимо обеспечить одинаковые условия работы контактов каждого регулятора, т. е. обеспечить равенство токов в цепях воз­буждения при одних и тех же оборотах генератора. Это достигается за счет поочередной регулировки каждого регулятора при оборотах холостого хода или при эксплуатационных оборотах совместной ре­гулировкой регуляторов до получения нулевых показаний вольтмет­ра V2 (рис. 306).

Рис. 306. Схема испытания реле-регулятора совместно с генератором

Отдельные сильноточные контакторы и тяговые реле (пусковые реле и реле привода стартеров, реле электропусков, электромагни­ты арретиров и т. п.) испытывают на напряжение включения, на­пряжение отключения и величину развиваемого усилия. Схемы испытаний представлены на рис. 307 и 308. Контрольная лампочка


Рис. 307. Схема испытаний контак­торов

Рис. 308. Схема испытаний тяговых реле

Л2 при испытании контакторов (см. рис. 307) служит индикатором включения контактора. Напряжение, подводимое к реле, регулиру­ется потенциометром и фиксируется вольтметром. Величина груза и время его выдержки при испытании тяговых реле (см. рис. 308) при заданном подводимом напряжении оговаривается техническими условиями. Подводимое напряжение регулируется потенциометром. После проведения контрольных испытаний производят фикса­цию регулировочных винтов от самопроизвольного отворачивания,

окраску аппаратов, пломбирование и сдачу из ремонта или уста­новку на ремонтируемые танки.


§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

При ремонте гироскопических датчиков наряду с такими элек­тромонтажными операциями, как пайка тонких проводников, сбор­ка на основаниях релейных, электромагнитных, трансформаторных и прочих элементов, необходимо выполнять и точные слесарно-механические операции: сборку подшипниковых узлов, статическую и динамическую балансировку рам, взаимную выставку подвиж­ных и неподвижных контактов и т. п. При испытании и при регули­ровочных работах приходится пользоваться достаточно сложными электро- и радиоизмерительными приборами: осциллографами, ламповыми вольтметрами и т. д.

Существенные особенности имеет применяемая при ремонте ги­роприборов технологическая оснастка: испытательные стенды, при­способления для балансировки, стенды-качалки и др. Рабочее ме­сто для проверки и регулировки гироприборов систем стабилизации танкового вооружения представлено на рис. 309.

Рис. 309. Рабочее место по ремонту гироскопических и электронных приборов

стабилизаторов танкового вооружения:

1 — электронный осциллограф; 2 — испытательный щит; 3 — ламповый вольт­метр; 4 — подставка под гироблок; 5 — преобразователь ПТ-200Ц

Кроме осциллографа и лампового вольтметра, устанавливаемых отдельно на стенде-верстаке, на нем же устанавливается щит с коммутирующими элементами и контрольными приборами. В ниж­ней части стенда-верстака установлен преобразователь ПТ-200Ц, обеспечивающий питание гиромоторов и первичных обмоток вра­щающихся трансформаторов.

Полная электрическая схема рабочего места представлена на рис. 310. Она представляет собой комбинацию менее сложных схем испытаний отдельных гироскопических датчиков различных систем стабилизации танкового вооружения. Одна из таких схем — схема испытаний датчика угла — представлена на рис. 311. Эта схема обеспечивает приближенную имитацию статического режима рабо­ты датчика угла. Здесь поданы следующие питающие напряжения: постоянное 26 В через выключатель В на преобразователь ПТ-200Ц, через выключатель В3 на электромагнит арретира и систему коррек­ции, а также через кнопку К2 и переключатель П2. на электромагнит наведения; переменное 36 В 400 Гц от преобразователя на обмот­ки гиромотора и на первичную обмотку вращающегося трансформа­тора; кроме того, осциллограф и ламповый вольтметр питаются пе­ременным напряжением 220 В промышленной частоты.


Указанное оборудование используют как при оценке техническо­го состояния датчиков, поступивших в ремонт, так и на этапе окон­чательной регулировки и проверки датчиков вне систем. На про­межуточных этапах сборки и регулировки, в процессе изготовления и в процессе ремонта применяется целый ряд различных специаль­ных приборов и приспособлений. Так, например, для динамической балансировки наружной и внутренней рам датчиков угла исполь­зуют специальные вибростенды, обеспечивающие «оживление» под­шипниковых опор; для измерения порога чувствительности гиро-тахометров применяют специальные вращающиеся столы с регули­руемой и измеряемой скоростью вращения.

Особые требования предъявляются к помещениям, в которых ремонтируются гироприборы. Они обусловлены главным образом необходимостью обеспечить минимально возможные моменты тре­ния в опорах гироскопов. Наличие пыли в таких помещениях не допускается. Личный состав, работающий в этих помещениях, дол­жен иметь одежду и обувь, специально предназначенную для рабо­ты. В помещениях не допускается установка металлообрабатываю­щих станков. Готовые к установке в приборы подшипники должны храниться в чистом бензине или под специальными стеклянными колпаками.

Гироскопические приборы включают значительное количество элементов, узлов и электроаппаратов, характерных для любых аппаратов регулирования и управления. К таким элементам отно­сятся электромагниты поворотные и тяговые, реле, контактные группы и т. д. Однако в конструкцию гироскопических приборов входят и своеобразные узлы: гиромоторы, подшипники карданова подвеса, рамы, торсионы и т. п. 582

Рис. 310. Электрическая схема рабочего места по ремонту гироскопических и электронных приборов

Рис. 311. Схема испытаний гироскопического датчика угла

В узлах первой группы возникают дефекты, присущие всем аппаратам регулирования и управления, о которых достаточно под­робно говорилось в предыдущих параграфах. Подробному анализу следует подвергнуть дефекты, присущие гироскопическим узлам. Специфика этих дефектов обусловлена, с одной стороны, наличием перечисленных особых элементов, а с другой — особенностями ус­ловий работы и функциональными особенностями гироприборов.