ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики
§ 1. Организация ремонта электрооборудования
§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса
Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики
§ 1. Дефекты систем и их классификация
§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта
§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов
§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики
§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей
§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов
§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей
Глава IV технология ремонта электрических машин
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин
§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов
§ 3. Сборка и испытание электрических машин
Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления
§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления
§ 2. Дефектация и ремонт узлов
§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов
3. Определенное положение щеток машины относительно геометрической или физической нейтрали. Неправильное положение щеток относительно физической нейтрали приводит к ухудшению коммутации машины, к увеличению искрения и, кроме того, для генераторов — к падению напряжения, а для нереверсивных двигателей — к повышению потребляемого тока. Для реверсивных двигателей смещение щеток относительно геометрической нейтрали ведет к неравенству оборотов при вращении в разные стороны.
Рис. 287. Комбинированное приспособление для поджатия и завинчивания винтов полюсных башмаков
При ремонте электрических машин правильное положение щеток обеспечивается во время их сборки установкой траверсы относительно крышки и крышки относительно корпуса по нанесенным при разборке меткам. В реверсивных двигателях (моторы поворота башни) установочные штифты отсутствуют, и если риски не были нанесены, то геометрическую нейтраль определяют в процессе сборки.
В ремонтных средствах целесообразно применять один из следующих методов.
Метод двигателя. Основан на том, что при положении щеток в геометрической нейтрали обороты машины, включенной электродвигателем на холостом ходу, должны быть одинаковы при вращении в разные стороны. Расхождение допускается 5—10%.
Этот, метод весьма прост, но недостаточно точен и производителен.
Индуктивный метод. Основан на том, что в неподвижной машине при изменении магнитного потока возбуждения в правой и левой частях параллельных ветвей обмотки якоря (рис. 288) индуцируются э. д. с, которые при точном положении щеток в геометрической нейтрали взаимно уравновесятся, и милливольтметр, подключенный к щеткам, не даст показаний.
Рис. 288. Индуктирование э. д. с. в обмотке неподвижного якоря при изменении магнитного потока возбуждения
Для получения изменяющегося магнитного потока обмотку возбуждения машины подсоединяют к источнику постоянного напряжения и, замыкая и размыкая цепь, пропускают через нее ток, равный 5—-10% номинального. За счет индуктивности обмотки возбуждения ток будет нарастать постепенно и создавать изменяющийся магнитный поток возбуждения. Схема для поиска геометрической нейтрали представлена на рис. 289.
Крышку машины со стороны коллектора вместе с траверсой поворачивают относительно корпуса до тех пор, пока не добьются минимальных показаний милливольтметра при замыкании (размыкании) цепи возбуждения.
4. Наконец при сборке электрических машин следует обеспечить легкое вращение вала якоря, что достигается качественной сборкой и смазкой подшипниковых узлов.
Испытания электрических машин
Электрические машины испытывают для определения качества проведенного ремонта. При этом необходимо установить качество механической сборки машины, правильность электрических соединений и соответствие эксплуатационных параметров отремонтированной машины требованиям технических условий на данный вид (тип) машины.
Электрические машины после текущего ремонта испытывают в режиме электродвигателя на холостом ходу, а после капитального ремонта — на характерных режимах работы для того или иного вида машины, как правило, на специальных стендах.
Рис. 289. Схема для определения геометрической нейтрали электрических машин
Порядок и технические условия на испытания электрических машин в режиме двигателя на холостом ходу такие же, как при оценке технического состояния. Рассмотрим испытания электрических машин после капитального ремонта.
Испытание генераторов
Для полной оценки эксплуатационных параметров генератора последний подвергают испытанию на стенде в режиме генератора по схеме на рис. 290. В этом случае генератор приводится во вращение с нужными скоростями от электродвигателя стенда. Схема соединений позволяет нагружать генератор на реостат либо испытывать его без нагрузки.
Стенд оборудуется необходимыми для контроля работы генератора приборами: вольтметром, амперметрами, тахометром.
Во время испытания генераторов на стенде производят:
—определение скорости вращения, начиная с которой генератор развивает номинальное напряжение без нагрузки;
—определение скорости вращения, начиная с которой генера-ратор развивает номинальное напряжение при определенной (номинальной) нагрузке, а также измерение токов возбуждения в номинальном режиме;
— испытание генератора при полной нагрузке и максимальной скорости вращения. При этом искрение щеток на коллекторе не должно быть интенсивнее нормы, оговоренной техническими условиями. Требуемое напряжение в этом случае обеспечивают реостатом R2;
Рис. 290. Схема испытания генераторов после капитального ремонта
— испытание генератора на нагрев при работе на номинальную нагрузку в течение 1—2 ч.
Результаты, полученные при испытании генератора, сопоставляют с техническими условиями и делают вывод о качестве ремонта генератора.
Испытание стартеров под нагрузкой
Стартеры испытываются под нагрузкой при полном торможении якоря. В этом случае стартер укрепляют в специальном приспособлении. На шестерню стартера одевают рычаг, второй конец которого соединяют с динамометром, подвешенным на кронштейне, как показано на рис. 291.
Стартер подключают к аккумуляторной батарее через амперметр. Для контроля за напряжением батарей используют вольтметр. Основными показателями, характеризующими работу стартера в данном случае, являются: потребляемый ток и развиваемый при этом крутящий момент. Согласно техническим условиям для Ст-700 и Ст-16М: I < 2000 А; М>19 кгс-м.
Если при испытании оказалось, что потребляемый ток больше нормы, а развиваемый крутящий момент близок к ней, то может быть замыкание между витками в обмотке возбуждения или в об-556
мотке якоря. Очень большой ток и малый крутящий момент обычно указывают на полное короткое замыкание.
Малый ток и малый крутящий момент указывают на повышенное сопротивление в стартерной цепи из-за грязных, окислившихся контактов или коллектора, из-за недостаточно плотных контактов, в соединениях.
Рис. 291. Испытание стартеров в режиме полного торможения
Нормальный ток и малый крутящий момент указывают на механические неисправности: перекосы, заедания, большой или неравномерный зазор между якорем и полюсными наконечниками и др.
Испытания стартеров при полном торможении являются наиболее тяжелыми и поэтому позволяют делать основательные выводы о качестве ремонта стартеров. Оборудование, необходимое для этих испытаний, несложно. Однако проведение этих испытаний для мощных танковых стартеров сопряжено с большими трудностями в питании стартеров, так как они потребляют большие токи (примерно 2000Л), что приводит к быстрому выходу из строя аккумуляторных батарей. Поэтому практически танковые стартеры испытывают не при полном торможении, а под нагрузкой, соответствующей промежуточной точке между холостым ходом и полным торможением.
Для стартеров Ст-700 и Ст-16М это значит, что они должны развивать крутящий момент не менее 6 кгс-м, потребляя при этом ток не более 800 А.
Для проведения подобных испытаний необходим стенд, который бы позволял производить торможение вращающегося якоря стартера с одновременным замером крутящего момента. В качестве тормозного устройства в таких стендах применяют фрикционы, ленточные, дисковые и колодочные тормоза, позволяющие плавно изменять тормозное усилие и замерять создаваемый стартером крутящий момент.
Одна из конструкций стенда для испытания стартеров при вращающемся якоре представлена на рис. 292. Основной частью этого стенда является задняя часть картера и коленчатого вала двигателя В-2 (используются выбракованные детали).
Рис. 292. Стенд для испытания танковых стартеров после капитального ремонта: / — испытываемый стартер; 2 — качающаяся рама; 3 — главный фрикцион; 4 — рычаг подвижной чашки; 5 — рычаг качающейся рамы; 6 — штурвал; 7 — динамометр; 8 — картер двигателя; 9 — хомут крепления стартера
Испытание электродвигателей под нагрузкой
Электродвигатели поворота башни испытывают под нагрузкой при вращении в обе стороны. При этом электродвигатель должен развивать крутящий момент не менее определенной величины (для 4МИ-12ФС —0,28 кгс-м, для МПБ-54 — 0,6 кгс-м), при определенном токе (МПБ-54 — 350 А, 4МИ-12ФС — 16 Л) и напряжении (МПБ-54 —24 В; 4МИ-12ФС — Uя = 110 В; Uв =26 В), при этом скорость вращения якоря должна быть не менее определенной величины (МПБ-54 — 7000 об/мин, 4МИ-12ФС — 5300 об/мин). Искрение щеток на коллекторе не должно превышать степени 2 согласно ГОСТ—183—55. 558
Принципиальная схема стенда для испытания электродвигателей поворота башни представлена на рис. 293 (на примере 4МИ-12ФС).
Испытуемый электродвигатель закрепляют в ложе, установленном на раме стенда, и соединяют с другим аналогичным двигателем, включенным как генератор и используемым в качестве тормоза.
Рис. 293. Принципиальная схема испытания электродвигателей под нагрузкой
Степень торможения зависит от тока, идущего в обмотку возбуждения тормозного генератора, и от величины тока в его якоре, т. е. от R в и Rн . Чем больше ток возбуждения и ток якоря, тем больше момент торможения.
Большинство электрических машин после испытаний подлежит подкраске и окончательной сборке.