Файл: Технология ремонта ЭСО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 317

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта

§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

Глава III

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей

§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей

Глава IV технология ремонта электрических машин

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин

§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 2. Дефектация и ремонт узлов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

Капитальный ремонт системы заключается в капитальном ре­монте (замене) или всех ее агрегатов и узлов, или основных с про­ведением текущего ремонта профилактического характера осталь­ным узлам системы. В обоих случаях после капитального ремонта система испытывается по существующим техническим условиям.

Основная цель капитального ремонта агрегата — обеспечить его надежную работу до следующего планового ремонта танка, т. е. восстановить ресурс этого агрегата.

Сущность и объем выполняемых работ при капитальном ремон­те агрегатов электрооборудования и автоматики те же, что и для механических агрегатов. Схема технологического процесса капи­тального ремонта агрегатов электрооборудования и автоматики представлена на рис. 257. Последовательность этапов одинакова при ремонте различных групп агрегатов; содержание каждого эта­па различно и будет рассмотрено при изучении технологии их ремонта.

Серьезное различие имеется в характере испытаний, проводи­мых после капитального ремонта, например, агрегатов трансмис­сии и агрегатов электрооборудования.

Рис 257. Схема технологического процесса капитального ремонта агрегатов электрооборудования и автоматики бронетанковой техники

Агрегаты электрооборудования в отличие от агрегатов транс-мисии после капитального ремонта испытываются не на холостом ходу, а в рабочих режимах при номинальной нагрузке. Режимы этих испытаний необходимо максимально приближать к наиболее тяжелым условиям работы агрегатов на боевых машинах. Это вызвано тем, что приложение нагрузки и изменение ее величины су­щественно влияют на характер процессов, протекающих в таких агрегатах, как электрические машины, реле-регуляторы, электрон­ные усилители, гироскопические приборы и т. п. Если, например, для электрических генераторов испытания в режиме двигателя на холостом ходу позволяют судить о качестве механической сборки, то о качестве электрической сборки можно судить только на основа­нии их испытаний в генераторном режиме при номинальной на­грузке. Поэтому оценить качество ремонта путем испытаний на хо­лостом ходу невозможно.

Текущий ремонт систем и агрегатов электрооборудования и авто­матики выполняется подвижными ремонтными средствами танко­вых войск в полевых условиях или в условиях стационарного раз­мещения ремонтных подразделений и частей. Сущность текущего ремонта систем и агрегатов электрооборудования и автоматики со­стоит в устранении неисправностей путем замены отказавших агре­гатов, узлов или вышедших из строя деталей.


В отличие от агрегатов ходовой части, трансмиссии, силовой установки и т. п. системы и агрегаты электрооборудования и авто­матики в процессе текущего ремонта, как правило, испытывают в режимах, приближенных к рабочим, или на холостом ходу. Испы­тания проводятся в начале ремонта, чтобы проверить техническое состояние и выявить неисправный агрегат, узел или деталь, а в конце ремонта — установить качество выполнения ремонтных работ. Эта особенность обусловлена трудностью, а иногда и невоз­можностью визуального определения характера и места неисправ­ности, а также полноты ее устранения.

Поскольку определяющим в видах ремонта является вопрос о восстановлении ресурса, то замена в автоматической системе ка­кого-либо агрегата на капитально отремонтированный или новый представляет собой лишь текущий ремонт системы.

Технологический процесс текущего ремонта, кроме отмеченных выше этапов предварительного и контрольного испытаний, вклю­чает, как правило, этап частичной разборки в объеме, необходимом для устранения неисправности, этапы устранения неисправности и сборки.

Полные схемы технологических процессов для конкретных групп агрегатов будут рассмотрены в соответствующих главах раздела. 500


Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

Изучение вопросов ремонта систем электрооборудования и авто­матики основано на знании неисправностей, возникающих в систе­мах в процессе их эксплуатации.

Интенсивность эксплуатации большинства систем автоматики бронетанковой техники в мирное время, естественно, ниже той, ко­торую можно ожидать в период боевых действий. Однако и при использовании этих систем в ходе боевой подготовки в них возни­кают неисправности различного характера.

Все неисправности, характерные для систем автоматики и элек­трооборудования, можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения причин их возникновения, с точки зрения влияния их на качество работы системы и с точки зрения способов их устра­нения. Схематически классификация неисправностей рассматривае­мых систем представлена на рис. 258.

Рис. 258. Классификация неисправностей систем автоматики и электрообо­рудования бронетанковой техники

Неисправности систем по причинам возникновения можно раз­бить на четыре группы.

1. Неисправности, являющиеся следствием износа, старения де­талей. К ним можно отнести увеличение люфтов в подшипниках электрических машин и гироскопических приборов, износ щеток и коллекторов электрических машин, изменение характеристик элек­тронных ламп и полупроводниковых элементов, старение изоляции и уплотнений, потерю жесткости пружинами реле и контакторов, потерю эмиссии фотокатодами электронно-оптических преобразо­вателей и т. п.

Эти неисправности не приводят, как правило, к внезапным от­казам систем. Накапливаясь постепенно, они ухудшают их харак­теристики. Многие из подобных неисправностей выявляются только в процессе разборки и дефектации агрегатов и узлов при их капитальном ремонте.

2. Неисправности, возникающие вследствие конструктивных не­доработок, а также низкого качества изготовления или предыдуще­го ремонта. К ним можно отнести течь масла через уплотнения гид­равлических агрегатов и узлов, повышенный дебаланс и люфты в подшипниках рам гироскопических приборов, обрывы в местах пайки и т. д.

Эти неисправности часто приводят к снижению качества работы и к выходу из строя системы после небольшой наработки.


3. Неисправности, являющиеся следствием недостаточной подго­товленности обслуживающего личного состава или его небрежно­сти. К ним можно отнести срыв ограничителей регулировочных по­тенциометров, поломки штырей и накидных гаек штепсельных разъемов, механические повреждения корпусов агрегатов и органов управления, оплавление или отжигание выводных клемм, зажимов и болтов, попадание воздуха в гидравлические системы, отсутствие надежного контакта корпусов или минусовых перемычек агрегатов с корпусом бронеобъекта и т. п.

Эти неисправности имеют самое разнообразное внешнее прояв­ление, и обнаружение их чрезвычайно затруднено. Так, например, разгерметизация штепсельных разъемов систем стабилизации спо­собствует проникновению в них масла и влаги. Это вызывает по­явление паразитных цепей и приводит к периодически появляю­щимся отклонениям от нормальной работы, выявление причин ко­торых требует значительных трудозатрат.

4. Неисправности, возникающие в системах в результате боевых повреждений. Характер этих неисправностей будет определяться местом и степенью поражения броневой защиты. Сквозные пробои­ны сопровождаются обрывом проводов бортовой сети, разрушением и выходом из строя агрегатов, расположенных в зоне поражения. Обнаружение таких неисправностей не представляет большой) труда.

Резкие ударные воздействия на броневую защиту могут сопро­вождаться выходом из строя наиболее чувствительных элементов: электронных ламп, электронно-оптических преобразователей, конт­рольно-измерительных приборов, светофильтров и рассеивателей. осветителей, расположенных в зоне ударного воздействия. К бое­вым повреждениям будут относиться также неисправности, вызван­ные воздействием радиоактивного излучения.

Неисправности систем по отношению к их работоспособности можно разбить на три группы.

1. Неисправности, изменяющие характеристики системы, ухуд­шающие качество ее работы. К ним можно отнести ухудшение ха­рактеристик электронных и полупроводниковых элементов систем, увеличение моментов трения в подшипниках, естественное снижение жесткости пружин и другие износовые неисправности.

Обнаружение подобных неисправностей облегчается при нали­чии сведений о наименее износоустойчивых элементах той или иной системы.

2. Неисправности, немедленно и полностью выводящие систему из строя, т. е. приводящие к отказу системы. К ним относятся все­возможные нарушения контактов в электрических цепях, обрывы обмоток и проволочных сопротивлений, выход из строя релейных, электронных, полупроводниковых элементов и т. п.


Эти неисправности обнаруживают, как правило, с использова­нием универсальных или специализированных приборов, применяя определенную методику.

3. Неисправности, не оказывающие непосредственного влияния на качество работы системы, на ее характеристики и не при­водящие к отказам. К таким неисправностям относятся не­значительные повреждения корпусов агрегатов, трещины и отколы рукояток пультов управления, перегорание сигнальных и указа­тельных ламп или нарушение контакта в их цоколях, стирание над­писей на шильдиках корпусов агрегатов, помятости крышек и за­щитных лент электрических машин и т. д.

Эти неисправности выявляются внешним осмотром. Некоторые из них могут быть обнаружены при включении системы. Не отра­жаясь на качестве работы системы, они могут создавать неудобст­ва в работе экипажа или могут служить причиной возникновения более серьезных неисправностей. Поэтому они должны устранять­ся при первой же возможности.

Неисправности систем электрооборудования и автоматики по способу устранения можно разделить на три группы.

1. Неисправности, требующие ремонта системы путем замены агрегатов или узлов. Под заменой при этом подразумевается сня­тие неисправного агрегата или узла и установка вместо него исправного, либо установка этого же агрегата или узла, но после устранения в нем неисправности. Этим способом ремонтируют, например, стабилизаторы танкового вооружения при возникнове­нии в них таких неисправностей, как поломка торсиона гиротахо-метра, обрывы потенциометров пульта управления, перегорание об­моток реле в распределительной коробке, засорение каналов гид­равлических агрегатов, срыв ограничителей регулировочных потенциометров блока усилителей, разбалансировка рамок датчиков угла и т. п.

2. Неисправности, требующие выполнения ремонтных работ на танке без замены агрегатов или узлов. К ним относятся поломка штырей и гнезд штепсельных разъемов, обрывы проводов бортовой сети, выход из строя легко сменяемых элементов (поляризованных реле или электронных ламп), износ некоторых уплотнений в гид­равлических системах и т. п.

3. Неисправности, устраняемые в процессе эксплуатации и об­служивания систем. К ним относятся: однократное перегорание пре­дохранителей, снижение уровня масла из-за подтеканий в гидрав­лических системах при их длительной эксплуатации или хранении, выходы за допустимые пределы параметров, устраняемые предус­мотренными конструкцией систем регулировками, попадание возду­ха в гидравлические системы и т. п.