Файл: Технология ремонта ЭСО.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I особенности ремонта электрооборудования и автоматики

§ 1. Организация ремонта электрооборудования

§ 2. Виды ремонта и общая схема технологического процесса

Глава II технология ремонта систем электрооборудования и автоматики

§ 1. Дефекты систем и их классификация

§ 2. Характеристика систем электрооборудования и автоматики как объектов ремонта

§ 3. Методика обнаружения неисправных агрегатов и узлов

§ 4. Замена агрегатов электрооборудования и автоматики

§ 5. Ремонт электромонтажных комплектов и проводов бортовой сети

Глава III

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аккумуляторных батарей

§ 2. Дефектация, ремонт и изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание аккумуляторных батарей

Глава IV технология ремонта электрических машин

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта электрических машин

§ 2. Дефектация, ремонт, изготовление деталей и узлов

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Глава V технология ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 1. Начальные этапы технологического процесса ремонта аппаратов регулирования и управления

§ 2. Дефектация и ремонт узлов

§ 3. Сборка и предварительная регулировка аппаратов

§ 4. Испытание и окончательная регулировка аппаратов

§ 5. Особенности технологии ремонта гироскопическихприборов

—в горизонтальной плоскости — гироблок, блок усилителей, электромашинный усилитель, исполнительный двигатель, а также поляризованное реле (легко сменяемый узел, установленный в рас­пределительной коробке);

—в вертикальной плоскости — гироблок, блок усилителей, гид­роусилитель и исполнительный цилиндр.

К агрегатам второй группы в обеих плоскостях относятся пулы управления и распределительная коробка.

Из такого деления агрегатов следует два вывода:

во-первых, функции агрегатов по плоскостям достаточно строго разграничены. Большинство агрегатов стабилизатора участвует в формировании сигналов только в одной плоскости;

во-вторых, отсутствие наведения по вертикали или по гори­зонтали (в автоматическом режиме) при наличии стабилизирую­щих моментов есть следствие выхода из строя агрегатов, участвую­щих в формировании только управляющих сигналов по наведению.

Однако оба эти вывода не свободны от исключений. Действи­тельно, гироблок и блок усилителей имеют как узлы, работающие в вертикальной плоскости, так и узлы, работающие в горизонталь­ной плоскости. Поэтому при отыскании неисправного агрегата в одной из плоскостей стабилизации должны быть проверены соот­ветствующие узлы этих агрегатов. Кроме того, и в гироблоке и в блоке усилителей возможны неисправности, приводящие к отказу стабилизатора сразу по обеим плоскостям. В гироблоке это обрыв одной из фаз питания гиромоторов в месте пайки проводов трех­фазной сети 36 В 400 Гц к штырям штепсельного разъема Ш1 ГБ. В блоках усилителей некоторых модификаций такой неисправно­стью является обрыв цепи накала ламп, так как в этих блоках уси­лителей одну последовательную цепь накала имеют все лампы уси­лителей напряжения независимо от плоскости стабилизации, в ко­торой они работают, и вторую — все лампы усилителей мощности и фазочувствительных выпрямителей. В блоках усилителей более поздних выпусков накал ламп осуществляется по отдельной цепи для каждой плоскости стабилизации.

Что касается второго вывода, то, кроме указанных агрегатов, может оказаться неисправным гироблок. Отсутствие наведения при наличии стабилизации в этом случае вызывается обрывом одной из обмоток электромагнита наведения датчика угла. Как известно, эти обмотки не участвуют в формировании стабилизирующего сигнала.


И все же эти выводы, несмотря на указанные исключения, мо­гут оказать существенную помощь в отыскании неисправного агре­гата. Во-первых, при наличии неисправности только в одной плос­кости совершенно исключаются из рассмотрения агрегаты и узлы, не участвующие в формировании сигнала в этой плоскости.

Необходимо также учитывать следующее обстоятельство. В по­давляющем большинстве случаев, как показывает опыт, вероят­ность одновременного возникновения двух и более неисправностей весьма мала. Такая вероятность резко возрастает при затоплении машины, при получении ею боевых повреждений в зоне располо­жения агрегатов стабилизатора и в ряде других случаев. При нор­мальных же условиях эксплуатации, как правило, возможно появ­ление лишь одной неисправности. Поэтому в случае появления от­каза сразу в обеих плоскостях прежде всего должны быть прове­рены цепи питания гиромоторов включительно от преобразователя ПТ-200Ц до гироблока, а затем цепи накала ламп блока усилите­лей.

Во-вторых, невозможность управления пушкой или башней при нормальной стабилизации свидетельствует о неисправности одного из агрегатов: пульта управления, распределительной коробки или электромагнита наведения соответствующего датчика угла в гироблоке. Естественно, что для того чтобы сделать заключение о неис­правности одного из указанных трех агрегатов, необходимо прежде убедиться в наличии стабилизирующего момента.

Наличие наведения в стабилизированном режиме само по себе уже является признаком отсутствия неисправностей в цепях стаби­лизации. Это видно из рис. 260: все цепи стабилизации одновре­менно являются цепями наведения. Однако не все цепи наведения являются цепями стабилизации. Поэтому отсутствие наведения еще не означает отсутствия стабилизирующего момента.

Убедиться в наличии стабилизирующего момента в вертикаль­ной плоскости при неработающих цепях наведения достаточно про­сто. Для этого необходимо приложить возмущающее усилие любого направления к казенной части орудия и затем снять это усилие. Если при приложении усилия слышно характерное изменение звука работы приводного двигателя гидроусилителя, а после снятия уси­лия пушка возвращается в исходное положение, то стабилизирую­щий момент есть. Если пушка не возвращается в исходное положе­ние, то нужно проверить, не находится ли движок одного из регу­лировочных потенциометров в крайнем левом (против часовой стрелки) положении, и в случае необходимости повернуть его по часовой стрелке на 1/3—1/2 его хода. Если и после этого пушка не возвращается в исходное положение, то стабилизирующий момент отсутствует.


Наличие стабилизирующего момента в горизонтальной плоско­сти можно проверить принципиально таким же способом. Однако для создания возмущающего момента усилие необходимо прикла­дывать к дульному срезу орудия. При этом, особенно если танк стоит с небольшим продольным или поперечным креном, усилия одного человека может оказаться недостаточно для преодоления момента трения в погоне башни и момента неуравновешенности башни, вызванного креном. Поэтому в данном случае следует поль­зоваться другим достаточно надежным способом определения нали­чия стабилизирующего момента. Способ этот состоит в использова­нии внутренних сигналов системы.

Под внутренними сигналами стабилизатора подразумеваются сигналы, вызывающие при отсутствии внешних воздействий пере-510

мещение объекта стабилизации в момент включения системы. К этим сигналам следует отнести: остаточное напряжение на выхо­де вращающегося трансформатора датчика угла У[^У1; сигнал, обусловленный несимметрией характеристик выходных ламп элек­тронного усилителя Л/^у1; сигналы, обусловленные несимметрией характеристик обмоток поляризованного реле Л/^П! и обмоток управления ЭМУД/^му1 и т. д. Каждый из этих сигналов, будучи приведенным к исполнительному органу системы, даст момент опре­деленной величины и направления. Следовательно, исполнительный орган (ИД или ЦИ) создаст некий результирующий момент, рав­ный алгебраической сумме моментов от каждого звена. Например, для горизонтальной плоскости стабилизации

или

Этот результирующий момент аналогичен управляющему сиг­налу по наведению. При включении системы он вызовет небольшое перемещение стабилизируемого объекта. Перемещение это будет продолжаться до тех пор, пока между плоскостью наружной рам­ки датчика угла (осью УУ) и осью канала ствола не накопится угол рассогласования, соответствующий моменту, достаточному для компенсации момента от внутренних сигналов,

Из всех составляющих результирующего момента от внутренних сигналов для горизонтальной плоскости наибольшую величину имеет сигнал, обусловленный несимметрией обмоток и подвижной системы якорька поляризованного реле. Поэтому в горизонтальной плоскости начальное перемещение башни (рывок) при включении системы (тумблера А) составляет угол от 1,5 до 5 тысячных деле­ний угломера. В вертикальной плоскости, где такой источник несим­метрии, как поляризованное реле, отсутствует, перемещение пуш­ки весьма незначительно и может быть даже незамечено.


Несмотря на то, что результирующий момент по своему дейст­вию аналогичен моменту наведения, создается он звеньями систе­мы, участвующими в формировании сигналов как по наведению, так и по стабилизации, и наоборот, агрегаты, формирующие сигнал наведения, в создании этого внутреннего сигнала участия не при­нимают. Если основным источником несимметрии является поляри­зованное реле, то источником компенсирующего момента является датчик угла. Следовательно, наличие начального рывка башни при включении тумблера А и последующая ее остановка свидетельст­вуют о наличии стабилизирующего момента, а стало быть об исправности цепей стабилизации. Начальный рывок башни наблю­дается по азимутальному указателю.

В некоторых весьма редких случаях алгебраическая сумма мо­ментов от внутренних сигналов может оказаться равной нулю. То­гда свидетельством наличия стабилизирующего момента будет ре­акция системы на другой внутренний сигнал: самопроизвольное пе­ремещение наружной рамки датчика угла вследствие дебалансных моментов, действующих на внутреннюю рамку. Как известно, внеш­ним проявлением этого перемещения наружной рамки является увод башни от заданного положения с некоторой ограничиваемой техническими условиями скоростью.

Следует, однако, заметить, что за увод может быть принято са­мопроизвольное перемещение башни со скоростью, близкой к мини­мальной скорости наведения. Такое перемещение может явиться следствием различных причин и свидетельствовать как раз об от­сутствии стабилизирующего момента. Например, оно может быть вызвано креном танка, наличием сигналов несимметрии и

рядом других причин. Чтобы отличить увод от такого перемещения, достаточно знать, что характерной особенностью уво­да в горизонтальной плоскости является прерывистый характер перемещения башни, а следовательно, и стрелки азимутального ука­зателя (рис. 261). Движение же башни во всех иных случаях про исходит с гораздо более высокими скоростями и совершенно плав­но.

Рис. 261. Характер самопроизвольного перемещения (увода)

стабилизированной башни:

— изменение угла поворота башни; Uду — изменение на­пряжения на выходе датчика угла


Естественно, что в случае возникновения сомнений в характере перемещения башни, наличие стабилизирующего момента должно быть проверено путем приложения усилия к дульному срезу пушки в горизонтальной плоскости.

Отсутствие в системе сразу обоих внутренних сигналов практи­чески исключено. А проявление хотя бы одного из них (начального рывка или увода башни) является достаточным признаком нали­чия стабилизирующего момента.

Частным случаем отсутствия наведения при наличии стабилизи­рующего момента является отсутствие наведения лишь в одну сторону. Неисправности стабилизатора, проявляющиеся при его рабо­те только в одну сторону, для краткости будем именовать односто­ронними. Итак, при одностороннем отсутствии наведения и нор­мальном стабилизирующем моменте, как видно из блок-схемы рис. 260, неисправность следует искать только в соответствующих потенциометрах пульта управления. Действительно, в электромаг­ните наведения датчика угла реверс наведения осуществляется пу­тем изменения направления тока в обмотке статора.

Любой элемент схемы, в котором изменению направления вы­ходного сигнала системы соответствует лишь изменение направле­ния или фазы собственного сигнала, либо обеспечивает нормаль­ную работу системы, либо его неисправность проявляется как дву­сторонняя неисправность системы. В пульте управления формиро­вание сигналов наведения в каждую сторону происходит в соответ­ствующем плече потенциометра. К отсутствию наведения в одну сторону может привести только обрыв одного из его плеч.

Деление неисправностей системы на односторонние и двусто­ронние, а также рассмотрение агрегатов и узлов системы с учетом их работы при разнонаправленных входных сигналах облегчает за­дачу отыскания неисправных агрегатов и при отсутствии стабили­зирующего момента в той или иной плоскости. Рассмотрим с этой точки зрения работу ряда звеньев стабилизатора.

Задающим элементом системы является датчик угла. Измене­нию направления угла рассогласования между плоскостью наруж­ной рамки датчика угла (осью УУ) и осью канала ствола соответ­ствует изменение фазы напряжения выходной (измерительной) обмотки вращающегося трансформатора. Эта обмотка является источником сигнала, пропорционального углу рассогласования, не­зависимо от направления последнего. Поэтому выход из строя этой обмотки или ее цепи приведет к отсутствию стабилизирующего момента в обе стороны, т. е. к двусторонней неисправности. К та­кому же результату приведет и обрыв обмотки возбуждения вра­щающегося трансформатора.