Файл: методика развития речи детей с нарушениями слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тематика практических занятий Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3 Тема «Основные направления работы по развитию речи детей с нарушениями слуха. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах» (2 часа)

Практическое занятие № 4 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 ч)

Практическое занятие № 5 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 часа)

Тематика лабораторных занятий Лабораторное занятие № 1

Изучение методических рекомендаций к разделу «Развитие речи» в программе «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста

Лабораторное занятие № 2

Примерная тематика контрольных работ

I вариант

II вариант

Примерные вопросы к зачету

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха

Тема 2. Принципы обучения языку дошкольников

Тема 3. Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников

Тема 4. Условия формирования речи у детей в дошкольных учреждениях

Тема 5. Основные направления работы по развитию речи. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах

Тема 6. Организация занятий по развитию речи

Примерная тематика рефератов

Тематика практических занятий Практическое занятие № 1

тема «Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха»

Групповая дискуссия

Вопросы для обсуждения

  1. Нужно ли для овладения методикой знать ее теоретическую основу? Обоснуйте ответ.

  2. Обоснуйте необходимость использования специальных методических подходов к речевому развитию дошкольников с нарушениями слуха на основе особенностей их психического развития.

  3. Докажите, что проблема речи является центральной в историческом развитии сурдопедагогики.

Литература:

Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010.

Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М.: 1977.

Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2004.

Практическое занятие № 2

Тема «Основные направления работы по развитию речи детей с нарушениями слуха. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах»

Семинарское занятие (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие языковой способности, ее структура.

2. Развитие языковой способности через развитие определенных групп движений и развитие символизации.

Литература:

Носкова Л.П. Развитие языковой способности у дошкольников с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003. - № 2.

Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

Несмелова Е.Н. Развитие символизации как составная часть процесса формирования языковой способности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Квалификационная работа. – Кострома, 2004.

Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей старшего дошкольного возраста. Логопедическое обследовании: методическое пособие / Н.В. Микляева. – М., 2006.

Практическое занятие № 3 Тема «Основные направления работы по развитию речи детей с нарушениями слуха. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах» (2 часа)

Развитие символической функции


1.Психодиагностическое исследование символической функции у глухих дошкольников.

2. Приемы работы, обеспечивающие развитие символизации у глухих дошкольников.

3. Составление программы «Развитие символизации у глухих дошкольников через использование специальных игровых упражнений и игр на различных занятиях».

Литература

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010.

Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

Несмелова Е.Н. Развитие символизации как составная часть процесса формирования языковой способности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Квалификационная работа. – Кострома, 2004.

Практическое занятие № 4 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 ч)

Разработка и защита проектов игровых образовательных ситуаций по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Организация занятия

Студенты работают в подгруппах по 3-4 человека. Каждой подгруппе предлагается разработать проект образовательной ситуации по развитию речи детей с нарушениями слуха.

Допускается использование методической литературы. Тему образовательной ситуации, возраст дошкольников студенты определяют самостоятельно. В проектах должны быть отражены все группы задач программного содержания, словарь (лексический и фразовый), оборудование и материалы, использование различных форм речи, методы и приёмы работы педагога по развитию речи глухих дошкольников.

Литература

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010.

Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А.Головчиц. – М,, 2003.

Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.


Практическое занятие № 5 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 часа)

Констатирующая деловая игра «Конкурс профессионального мастерства»

(2 команды)

Задания для команд.

1. Представьте в любой художественной форме (теат­рализованное представление, изобразительное творчество и др.) деятельность педагога-дефектолога, работающего с детьми с нарушениями слуха. 2.Проведите заседание «круглого стола» с воображаемыми родите­лями на тему о целях и задачах слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

3. Составьте ультиматум «Не хотим, чтобы...»

4. Представьте эссе на тему «Если малыш не слышит…».

5. Определите основные условия, необходимые для успешности обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников на этапе их дошкольного обучения.

6. Составьте схему «Основные направления развития речи дошкольников с нарушениями слуха».

Литература

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010.

Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

Тематика лабораторных занятий Лабораторное занятие № 1

тема «Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников»

Анализ содержания раздела «Развитие речи» (2 ч)

Анализ раздела «Развитие речи» в объяснительной записке к программе.

  • Задачи данного раздела.

  • Условия, обеспечивающие работу над речью.

  • Направления работы на занятиях по развитию речи.

  • Количественный состав словаря.

  • Использование разных форм речи в обучении дошкольников.

Анализ раздела «Развитие речи» в структуре программы.

  • Требования к речевому развитию глухих дошкольников в процессе организации их жизни в группе и на занятиях по разным видам деятельности.

  • Содержание разделов «Требования к обучению» и «Темы занятий» в каждой возрастной группе.

  • Расширение словаря в каждой возрастной группе.

  • Типы предложений для специальной отработки.

Изучение методических рекомендаций к разделу «Развитие речи» в программе «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста

1. Пути оптимизации педагогического процесса и усиление работы по речевому развитию глухих детей.


2. Создание слухоречевой среды.

3.Этапы проработки речевого материала.

4.Соотношение используемых форм речи на разных годах обучения.

5.Рекомендации к использованию словаря во фразовой речи.

6.Формирование словарного состава.

Литература:

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

Лабораторное занятие № 2

тема «Условия формирования речи у дошкольников с нарушениями слуха

в дошкольном учреждении»

В ходе посещения дошкольных групп для детей с нарушениями слуха студенты анализируют создание слухоречевой среды как одного из условий формирования речи у детей в условиях ДОУ.

Структура анализа:

  • Организация мотивированного общения с детьми.

  • Использование звукоусиливающей аппаратуры.

  • Контроль над речью детей.

  • Соблюдение единого речевого режима работниками ДОУ.

Литература:

Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

Лабораторное занятие № 3

тема «Основные направления работы

по развитию речи детей с нарушениями слуха»

Отбор речевого материала для различных видов деятельности дошкольников с нарушениями слуха

На основе примерного содержания образовательных ситуаций по разным видам деятельности отобрать необходимый словарь с учетом возраста детей. Словарь должен включать существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, слова, фразы, предложения.

Литература:

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

Лабораторное занятие № 4

тема «Организация занятий по развитию речи»

В ходе посещения дошкольных групп для детей с нарушениями слуха пронаблюдать и проанализировать образовательную ситуацию по развитию речи детей. Анализ оформить письменно.

Примерная схема анализа

1.Цель и задачи образовательной ситуации: образовательные, воспитательные, коррекционные.


2. Структура образовательной ситуации.

3.Методы и приемы, используемые в ходе образовательной ситуации.

4.Соответствие организации образовательной ситуации современным требованиям к организации образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида.

5.Реализация индивидуального подхода на занятии.

Литература:

Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.