Файл: методика развития речи детей с нарушениями слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тематика практических занятий Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3 Тема «Основные направления работы по развитию речи детей с нарушениями слуха. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах» (2 часа)

Практическое занятие № 4 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 ч)

Практическое занятие № 5 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 часа)

Тематика лабораторных занятий Лабораторное занятие № 1

Изучение методических рекомендаций к разделу «Развитие речи» в программе «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста

Лабораторное занятие № 2

Примерная тематика контрольных работ

I вариант

II вариант

Примерные вопросы к зачету

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха

Тема 2. Принципы обучения языку дошкольников

Тема 3. Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников

Тема 4. Условия формирования речи у детей в дошкольных учреждениях

Тема 5. Основные направления работы по развитию речи. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах

Тема 6. Организация занятий по развитию речи

Примерная тематика рефератов

Примерная тематика контрольных работ

I вариант

1. Краткая характеристика основных направлений работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха.

2. Роль и место дактилологии в обучении языку дошкольников с нарушениями слуха.

II вариант

1. Краткая характеристика условий формирования речи дошкольников с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях.

2. Использование различных форм речи в обучении языку дошкольников с нарушениями слуха.

Примерные вопросы к зачету

  1. Принципы обучения языку дошкольников с нарушениями слуха.

  2. Основные условия формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.

  3. Создание слухоречевой среда.

  4. Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха в разных видах деятельности.

  5. Задачи образовательной ситуации по развитию речи детей с нарушениями слуха.

  6. Тематический принцип планирования работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха.

  7. Объясните сущность термина «языковая способность».

  8. Развитие языковой способности в процессе обучения дошкольников с нарушениями слуха.

  9. Формирование разных видов речевой деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

  10. Организация работы над значением слова и накопление речевого материала.

  11. Организация специальных языковых наблюдений.

  12. Развитие связной речи дошкольников с нарушениями слуха в процессе обучения.

  13. Характеристика I этапа формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.

  14. Характеристика II этапа формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.

  15. Характеристика III этапа формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха

Задание

Подготовиться к групповой дискуссии по теме

Вопросы для обсуждения

  1. Нужно ли для овладения методикой знать ее теоретическую основу? Прокомментируйте свой ответ.

  2. Обоснуйте необходимость использования специальных методических подходов к речевому развитию дошкольников с нарушениями слуха на основе особенностей их психического развития.

  3. Докажите, что проблема речи является центральной в историческом развитии сурдопедагогики.


Методические рекомендации: при выполнении задания студент изучает рекомендованную литературу, продумывает ответы.

Формы контроля: участие в групповой дискуссии.

Рекомендуемая литература: Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 1977. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004. Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2004.

Тема 2. Принципы обучения языку дошкольников

Задание

Законспектировать главу II «Роль системы обучения языку в личностном развитии глухих дошкольников» монографии «Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников» (М., 1989).

Методические рекомендации: студент выполняет конспект с учетом того, что материалы должны быть использованы в ходе проблемной лекции.

Формы контроля: участие в проблемной лекции.

Рекомендуемая литература: Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 1989.


Тема 3. Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников

Задание

Провести сравнительный анализ задач по развитию речи глухих и слабослышащих дошкольников.

Методические рекомендации: Студенты анализируют разделы в пояснительной записке и «Развитие речи» по возрастным группам в программах, указанных в рекомендуемой литературе. Результаты анализа заносят в таблицу

Задачи в пояснит. записке

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготов.группа

глухие

слабослышащие

Формы контроля: проверка таблицы, использование материалов таблицы в ходе занятий.

Рекомендуемая литература: Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста.- М.,1991. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

Тема 4. Условия формирования речи у детей в дошкольных учреждениях

Задание

Подготовить сообщение по одной из предложенных тем.

Методические рекомендации: Для подготовки сообщения студенты объединяются в микрогруппы. Каждая группа готовит сообщение по одной из тем.

Темы для сообщений

  • Характеристика коллективной звукоусиливающей аппаратуры.

  • Характеристика индивидуальных слуховых аппаратов.

  • Речевое развитие детей в разных видах деятельности.

  • Основные составляющие слухоречевой среды в ДОУ для детей с нарушением слуха.

  • Развитие речи в быту.

Сообщение сопровождается слайд-презентацией.

Формы контроля: заслушивание сообщений в ходе лекции-диалога.


Рекомендуемая литература: Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004. Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2004.

Тема 5. Основные направления работы по развитию речи. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах

Задания

1. Выполнить самостоятельную работу на тему «Приобщение дошкольников с нарушениями слуха к системному устройству языка».

2. Составить схему «Усвоение системного устройства языка дошкольниками с нарушениями слуха».

Методические рекомендации: При выполнении самостоятельной работы студенты обращаются к рекомендуемой литературе. Самостоятельная работа должна быть не менее 6-8 листов, может быть выполнена в печатном виде. В конце текста работы должна быть представлена схема «Усвоение системного устройства языка дошкольниками с нарушениями слуха».

Формы контроля: оценка самостоятельной работы.

Рекомендуемая литература: Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха; учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М., 2004. Носкова Л.П. Приобщение глухих дошкольников к усвоению системного устройства языка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 6.


Тема 6. Организация занятий по развитию речи

Задание

Разработать проект игровой образовательной ситуации по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Методические рекомендации: Для выполнения заданий студенты объединяются в микрогруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе предлагается разработать проект образовательной ситуации по развитию речи детей с нарушениями слуха.

Тему образовательной ситуации, возраст дошкольников студенты определяют самостоятельно. В проектах должны быть отражены все группы задач программного содержания, словарь (лексический и фразовый), оборудование и материалы, использование различных форм речи, методы и приёмы работы педагога по развитию речи глухих дошкольников.

Формы контроля: защита проектов в ходе практического занятия.

Рекомендуемая литература: Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПБ., 2013. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха; учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М., 2004.

Примерная тематика рефератов

  1. Теоретические основы обучения языку детей с нарушениями слуха.

  2. Развитие речи с нарушениями слуха в семье по методике Э.И. Леонгард.

  3. Методика обучения глухих дошкольников речи Б.Д Корсунской.

  4. Планирование работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха.

  5. Дидактические игры как средство развития языковой способности у детей с нарушениями слуха.

  6. Дидактические игры и речевые упражнения как средство формирования и развития различных форм речи у неслышащих дошкольников.

  7. Слухоречевая среда как условие развития речи дошкольников нарушениями слуха.

  8. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха в процессе овладения игровой деятельностью.

  9. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха в процессе ознакомления с окружающим.

  10. Ф.Ф. Рау о формировании и развитии устной речи глухого.

  11. Методика обучения языку глухих учащихся, разработанная С.А. Зыковым.