ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тематика практических занятий Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 4 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 ч)
Практическое занятие № 5 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 часа)
Тематика лабораторных занятий Лабораторное занятие № 1
Примерная тематика контрольных работ
Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха
Тема 2. Принципы обучения языку дошкольников
Тема 3. Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников
Тема 4. Условия формирования речи у детей в дошкольных учреждениях
Примерная тематика контрольных работ
I вариант
1. Краткая характеристика основных направлений работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха.
2. Роль и место дактилологии в обучении языку дошкольников с нарушениями слуха.
II вариант
1. Краткая характеристика условий формирования речи дошкольников с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях.
2. Использование различных форм речи в обучении языку дошкольников с нарушениями слуха.
Примерные вопросы к зачету
Принципы обучения языку дошкольников с нарушениями слуха.
Основные условия формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.
Создание слухоречевой среда.
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха в разных видах деятельности.
Задачи образовательной ситуации по развитию речи детей с нарушениями слуха.
Тематический принцип планирования работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха.
Объясните сущность термина «языковая способность».
Развитие языковой способности в процессе обучения дошкольников с нарушениями слуха.
Формирование разных видов речевой деятельности дошкольников с нарушениями слуха.
Организация работы над значением слова и накопление речевого материала.
Организация специальных языковых наблюдений.
Развитие связной речи дошкольников с нарушениями слуха в процессе обучения.
Характеристика I этапа формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.
Характеристика II этапа формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.
Характеристика III этапа формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.
Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха
Задание
Подготовиться к групповой дискуссии по теме
Вопросы для обсуждения
Нужно ли для овладения методикой знать ее теоретическую основу? Прокомментируйте свой ответ.
Обоснуйте необходимость использования специальных методических подходов к речевому развитию дошкольников с нарушениями слуха на основе особенностей их психического развития.
Докажите, что проблема речи является центральной в историческом развитии сурдопедагогики.
Методические рекомендации: при выполнении задания студент изучает рекомендованную литературу, продумывает ответы.
Формы контроля: участие в групповой дискуссии.
Рекомендуемая литература: Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 1977. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004. Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2004.
Тема 2. Принципы обучения языку дошкольников
Задание
Законспектировать главу II «Роль системы обучения языку в личностном развитии глухих дошкольников» монографии «Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников» (М., 1989).
Методические рекомендации: студент выполняет конспект с учетом того, что материалы должны быть использованы в ходе проблемной лекции.
Формы контроля: участие в проблемной лекции.
Рекомендуемая литература: Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 1989.
Тема 3. Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников
Задание
Провести сравнительный анализ задач по развитию речи глухих и слабослышащих дошкольников.
Методические рекомендации: Студенты анализируют разделы в пояснительной записке и «Развитие речи» по возрастным группам в программах, указанных в рекомендуемой литературе. Результаты анализа заносят в таблицу
|
Задачи в пояснит. записке |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготов.группа |
глухие |
|
|
|
|
|
слабослышащие |
|
|
|
|
|
Формы контроля: проверка таблицы, использование материалов таблицы в ходе занятий.
Рекомендуемая литература: Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста.- М.,1991. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
Тема 4. Условия формирования речи у детей в дошкольных учреждениях
Задание
Подготовить сообщение по одной из предложенных тем.
Методические рекомендации: Для подготовки сообщения студенты объединяются в микрогруппы. Каждая группа готовит сообщение по одной из тем.
Темы для сообщений
Характеристика коллективной звукоусиливающей аппаратуры.
Характеристика индивидуальных слуховых аппаратов.
Речевое развитие детей в разных видах деятельности.
Основные составляющие слухоречевой среды в ДОУ для детей с нарушением слуха.
Развитие речи в быту.
Сообщение сопровождается слайд-презентацией.
Формы контроля: заслушивание сообщений в ходе лекции-диалога.
Рекомендуемая литература: Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004. Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2004.
Тема 5. Основные направления работы по развитию речи. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах
Задания
1. Выполнить самостоятельную работу на тему «Приобщение дошкольников с нарушениями слуха к системному устройству языка».
2. Составить схему «Усвоение системного устройства языка дошкольниками с нарушениями слуха».
Методические рекомендации: При выполнении самостоятельной работы студенты обращаются к рекомендуемой литературе. Самостоятельная работа должна быть не менее 6-8 листов, может быть выполнена в печатном виде. В конце текста работы должна быть представлена схема «Усвоение системного устройства языка дошкольниками с нарушениями слуха».
Формы контроля: оценка самостоятельной работы.
Рекомендуемая литература: Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха; учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М., 2004. Носкова Л.П. Приобщение глухих дошкольников к усвоению системного устройства языка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 6.
Тема 6. Организация занятий по развитию речи
Задание
Разработать проект игровой образовательной ситуации по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Методические рекомендации: Для выполнения заданий студенты объединяются в микрогруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе предлагается разработать проект образовательной ситуации по развитию речи детей с нарушениями слуха.
Тему образовательной ситуации, возраст дошкольников студенты определяют самостоятельно. В проектах должны быть отражены все группы задач программного содержания, словарь (лексический и фразовый), оборудование и материалы, использование различных форм речи, методы и приёмы работы педагога по развитию речи глухих дошкольников.
Формы контроля: защита проектов в ходе практического занятия.
Рекомендуемая литература: Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПБ., 2013. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха; учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М., 2004.
Примерная тематика рефератов
Теоретические основы обучения языку детей с нарушениями слуха.
Развитие речи с нарушениями слуха в семье по методике Э.И. Леонгард.
Методика обучения глухих дошкольников речи Б.Д Корсунской.
Планирование работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха.
Дидактические игры как средство развития языковой способности у детей с нарушениями слуха.
Дидактические игры и речевые упражнения как средство формирования и развития различных форм речи у неслышащих дошкольников.
Слухоречевая среда как условие развития речи дошкольников нарушениями слуха.
Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха в процессе овладения игровой деятельностью.
Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха в процессе ознакомления с окружающим.
Ф.Ф. Рау о формировании и развитии устной речи глухого.
Методика обучения языку глухих учащихся, разработанная С.А. Зыковым.