ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тематика практических занятий Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 4 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 ч)
Практическое занятие № 5 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 часа)
Тематика лабораторных занятий Лабораторное занятие № 1
Примерная тематика контрольных работ
Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха
Тема 2. Принципы обучения языку дошкольников
Тема 3. Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников
Тема 4. Условия формирования речи у детей в дошкольных учреждениях
Тематика практических занятий Практическое занятие № 1
тема «Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха»
Групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения
Нужно ли для овладения методикой знать ее теоретическую основу? Обоснуйте ответ.
Обоснуйте необходимость использования специальных методических подходов к речевому развитию дошкольников с нарушениями слуха на основе особенностей их психического развития.
Докажите, что проблема речи является центральной в историческом развитии сурдопедагогики.
Литература:
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010.
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М.: 1977.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.
Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2004.
Практическое занятие № 2
Тема «Основные направления работы по развитию речи детей с нарушениями слуха. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах»
Семинарское занятие (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие языковой способности, ее структура.
2. Развитие языковой способности через развитие определенных групп движений и развитие символизации.
Литература:
Носкова Л.П. Развитие языковой способности у дошкольников с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003. - № 2.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.
Несмелова Е.Н. Развитие символизации как составная часть процесса формирования языковой способности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Квалификационная работа. – Кострома, 2004.
Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей старшего дошкольного возраста. Логопедическое обследовании: методическое пособие / Н.В. Микляева. – М., 2006.
Практическое занятие № 3 Тема «Основные направления работы по развитию речи детей с нарушениями слуха. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах» (2 часа)
Развитие символической функции
1.Психодиагностическое исследование символической функции у глухих дошкольников.
2. Приемы работы, обеспечивающие развитие символизации у глухих дошкольников.
3. Составление программы «Развитие символизации у глухих дошкольников через использование специальных игровых упражнений и игр на различных занятиях».
Литература
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.
Несмелова Е.Н. Развитие символизации как составная часть процесса формирования языковой способности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Квалификационная работа. – Кострома, 2004.
Практическое занятие № 4 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 ч)
Разработка и защита проектов игровых образовательных ситуаций по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Организация занятия
Студенты работают в подгруппах по 3-4 человека. Каждой подгруппе предлагается разработать проект образовательной ситуации по развитию речи детей с нарушениями слуха.
Допускается использование методической литературы. Тему образовательной ситуации, возраст дошкольников студенты определяют самостоятельно. В проектах должны быть отражены все группы задач программного содержания, словарь (лексический и фразовый), оборудование и материалы, использование различных форм речи, методы и приёмы работы педагога по развитию речи глухих дошкольников.
Литература
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.
Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А.Головчиц. – М,, 2003.
Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
Практическое занятие № 5 тема «Организация занятий по развитию речи» (2 часа)
Констатирующая деловая игра «Конкурс профессионального мастерства»
(2 команды)
Задания для команд.
1. Представьте в любой художественной форме (театрализованное представление, изобразительное творчество и др.) деятельность педагога-дефектолога, работающего с детьми с нарушениями слуха. 2.Проведите заседание «круглого стола» с воображаемыми родителями на тему о целях и задачах слухо-речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
3. Составьте ультиматум «Не хотим, чтобы...»
4. Представьте эссе на тему «Если малыш не слышит…».
5. Определите основные условия, необходимые для успешности обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников на этапе их дошкольного обучения.
6. Составьте схему «Основные направления развития речи дошкольников с нарушениями слуха».
Литература
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2010.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.
Тематика лабораторных занятий Лабораторное занятие № 1
тема «Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников»
Анализ содержания раздела «Развитие речи» (2 ч)
Анализ раздела «Развитие речи» в объяснительной записке к программе.
Задачи данного раздела.
Условия, обеспечивающие работу над речью.
Направления работы на занятиях по развитию речи.
Количественный состав словаря.
Использование разных форм речи в обучении дошкольников.
Анализ раздела «Развитие речи» в структуре программы.
Требования к речевому развитию глухих дошкольников в процессе организации их жизни в группе и на занятиях по разным видам деятельности.
Содержание разделов «Требования к обучению» и «Темы занятий» в каждой возрастной группе.
Расширение словаря в каждой возрастной группе.
Типы предложений для специальной отработки.
Изучение методических рекомендаций к разделу «Развитие речи» в программе «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста
1. Пути оптимизации педагогического процесса и усиление работы по речевому развитию глухих детей.
2. Создание слухоречевой среды.
3.Этапы проработки речевого материала.
4.Соотношение используемых форм речи на разных годах обучения.
5.Рекомендации к использованию словаря во фразовой речи.
6.Формирование словарного состава.
Литература:
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
Лабораторное занятие № 2
тема «Условия формирования речи у дошкольников с нарушениями слуха
в дошкольном учреждении»
В ходе посещения дошкольных групп для детей с нарушениями слуха студенты анализируют создание слухоречевой среды как одного из условий формирования речи у детей в условиях ДОУ.
Структура анализа:
Организация мотивированного общения с детьми.
Использование звукоусиливающей аппаратуры.
Контроль над речью детей.
Соблюдение единого речевого режима работниками ДОУ.
Литература:
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.
Лабораторное занятие № 3
тема «Основные направления работы
по развитию речи детей с нарушениями слуха»
Отбор речевого материала для различных видов деятельности дошкольников с нарушениями слуха
На основе примерного содержания образовательных ситуаций по разным видам деятельности отобрать необходимый словарь с учетом возраста детей. Словарь должен включать существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, слова, фразы, предложения.
Литература:
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
Лабораторное занятие № 4
тема «Организация занятий по развитию речи»
В ходе посещения дошкольных групп для детей с нарушениями слуха пронаблюдать и проанализировать образовательную ситуацию по развитию речи детей. Анализ оформить письменно.
Примерная схема анализа
1.Цель и задачи образовательной ситуации: образовательные, воспитательные, коррекционные.
2. Структура образовательной ситуации.
3.Методы и приемы, используемые в ходе образовательной ситуации.
4.Соответствие организации образовательной ситуации современным требованиям к организации образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида.
5.Реализация индивидуального подхода на занятии.
Литература:
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.