ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 2043

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер­ ным и почему?

1. Наука в жизни современного общества.

1. Политический режим. Демократия.

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

1. Биологическое и социальное в человеке.

1. Экономика и ее роль в жизни общества.

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

1. Экономические системы и собственность. Право собственности.

1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

1. Предпринимательство.

1. Социальные конфликты, пути их решения.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

1. Семья как малая группа.

1. Особенности подросткового возраста.

1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

1. Социальная структура общества.

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

1. Рынок и рыночный механизм.

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.

1. Экономические цели и функции государства.

1. Мышление и речь.

1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1. Налоги, уплачиваемые гражданами.

1. Человек и его ближайшее окружение.

1. Личность. Межличностные отношения.

1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

Понятие гуманизма развивалось много веков и имеет множество толкований. Еще Протагор го­ворил, что человек есть мера всех вещей. К. Маркс писал, что свободное развитие каждого есть усло­вие свободного развития всех.

Принципом гуманизма является идея о равенстве всех людей. Гуманизм признает самоценность и неповторимость человеческой жизни, индивидуалистическо-коллективистскую природу человека и общества. Гуманизм предполагает терпимость к мыслям и убеждениям других. Гуманизм заключает­ся в последовательном раскрытии, расцвете творческого потенциала каждого человека и всего наро­да. Принцип гуманизма закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

3.18-летний брат вашего одноклассника остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте ему, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо, чтобы получить статус безработного и пособие на время поиска работы? Предложите ваш план действий.

Данная ситуация регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» (закон о занятости).

Согласно ст. 3 закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются вы­платы выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с со­кращением численности работников предприятия.

Следует помнить, что решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг по психологической под­держке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направле­нию органов службы занятости (ст. 9 закона о занятости).

Кроме того в силу ст. 13 закона о занятости гражданам, уволенным из организаций в связи с со­кращением численности, гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться ле­чебными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими на данном предприятии.


В соответствии со ст. 31 закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным безработными. Причем решение о назначении пособия по безработице принимается од­новременно с решением о признании гражданина безработным. Вместе с тем гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности работников и признанным в установленном по­рядке безработными, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя зарплата, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного пе­риода.

БИЛЕТ № 21


1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.

  1. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

  2. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­ ции. В случае необходимости — приглашение посредника. Различают 2 модели переговоров:

  1. модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;

  2. модель «уступок — сближения».

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­ диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.


2. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сде­ланы из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец — хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это наруше­ние относится именно к данному виду.

Речь идет о гражданско-правовом правонарушении, которое совершил хозяин магазина. Это выразилось в том, что он при заключении с гражданкой М. договора купли-продажи предоставил ей в нарушение ст. 495 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации недостоверную информацию о товаре, сказав, что осенние са­поги изготовлены из натуральной кожи. На самом деле, как позднее установила экспертиза, они были сделаны из синтетических материалов.

Таким образом, в данном случае существенно нарушены требования к качеству товара. Поэтому гражданка М. вправе на основании ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации или отказаться от исполнения договора, потребовав воз­врата уплаченной за сапоги денежной суммы, или потребовать замены сапог на действительно изготовленные из натуральной кожи.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» граж­данка М. вправе потребовать полного возмещения причиненных ей убытков, а также возмещения морального вреда.

3. Вам предстоит выполнить учебное социалогические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

Анкета

1. В каком возрасте люди должны вступать в брак:

а) до 20 лет;

б) с 20 до 30 лет;

в) с 30 до 40 лет;

г) в любое время.

2. Необходимо ли заключение брачного договора:

а) да;

б) нет;

в) в зависимости от супруга (супруги).

  1. Сколько детей должно быть в семье .

  2. Кто должен заниматься воспитанием малолетних детей:

а) родители;

б) бабушки и дедушки;

в) детский сад.

5. Как должны распределяться роли в ведении домашнего хозяйства:

а) все хозяйственные дела должны выполнять один из супругов, а другой дол­ жен приносить в семью деньги;

б) все дела должны выполняться совместно;

в) «женские» дела должна выполнять жена, а «мужские» — супруг.


6. Отпуск супруги должны проводить:

а) только вместе;

б) только отдельно;

в) как договорятся.

  1. Что можно простить супругу (супруге) .

  2. Чего нельзя прощать супругу (супруге) ни в каком случае .

БИЛЕТ № 22