ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Одной из первых стала применять специальную игровую те- апию детей Анна Фрейд. Она использовала ее в работе с детьми, ережившими бомбежки Лондона во время второй мировой вой- ы. В ее работе дети строили домики из кубиков и сбрасывали на их бомбы. Дома горели, завывали сирены, кругом были убитые раненые, и «скорая помощь» увозила их в больницы. Такого ода игры продолжались несколько недель. Дети получали пози- ивный опыт стабилизации своего психического состояния в при- утствии взрослого, который их понимает и поддерживает. Когда ебенок имел возможность в игре отреагировать и выразить свои ереживания, то он освобождался от страхов и пережитое не раздалось в психическую травму.
Как известно, игра представляет собой попытку детей не толь- э отреагировать, но и организовать свой опыт. В ней у ребенка издаются условия для концептуализации, структурализации тре- эжащего опыта и вынесения на осознаваемый уровень своих пе- гживаний. Вместо того чтобы выражать свои чувства в словах [его он еще не умеет), ребенок может закопать в песок или за- грелить дракона или отшлепать куклу, замещающую маленько- > братца. Игрушки для детей — слова, а игра — его речь. Ребе- ж проигрывает свои чувства и таким образом выводит их на эверхность, получая возможность взглянуть на них со" стороны либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Гнев, •pax, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и се- ейные конфликты могут изображаться непосредственно, когда ебенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. Кроме iro, ребенок игрой управляет, то есть он становится активным.
Другим способом дать отреагировать ребенку свои проблемы шяется рисунок (арт-терапия). В этом случае рисунок выступа- ■ как средство усиления чувства идентичности ребенка, помога- • узнать себя и свои возможности. Так, каракули, представляю- ие в норме исходную стадию детского рисунка, обнаруживаясь более старшем возрасте, отражают чувство одиночества и бес- >мощности. Наблюдаемые у детей постарше стереотипные, схе- 1тические изображения типа пиктограмм часто реализуют функ- 1ю сублимации и манифестируют защиту. Работая с детьми, пе- :ходя от наблюдения особенностей рисунков данного ребенка обучению его другим формам отражения действительности, мож- | опосредованно корригировать подсознательные очаги напря- енности.
Как уже упоминалось, одним из признаков проявления оппозиции является систематическая лживость ребенка. Вскрыть этот очаг помогает изменение установки по отношению к знаниям. Психолог Франкен провел специальный эксперимент, выясняя, какие свойства определяют склонность ко лжи. Он задавал детям вопрос, на который надо было отвечать только «да» или «нет». Например: «Знаете ли вы, на какой реке стоит город Велцар?» После того как были получены общие ответы, на ряд вопросов предложили дать уточнения типа: «На какой реке он стоит?» Обнаружилось следующее. Чем больше человек склонен прене-. брегать истинным знанием, с тем чтобы хвастаться и создать видимость наличия у него каких-то важных сведений, тем. чаще он лжет. Менее всего правдивы люди со средними знаниями. Большая правдивость лиц с незначительными знаниями возникает оттого, что меньшие знания связаны с меньшим честолюбием. Чем больше человек знает, тем больше у него осторожность в суждениях. Поэтому для исключения лжи надо с детства развивать у человека уважение к знанию, с одной стороны, и к мужеству в признании своей ограниченной осведомленности — с другой.
Другой вид компенсации преодолевается, если удовлетворяется жажда риска. Как известно, жажда острых ощущений обусловлена опытом преодоления опасности и наслаждением разрядкой, возникающей после этого. Это вид катарсиса, сопровождающийся гордостью и удовлетворением. Переживания такого рода и поддерживают вкус к риску. Особенно ярко эта жажда выражена у подростков, что требует от воспитателей определенной изобретательности для направления этой потребности в безопасное русло. Туристические походы, спортивные достижения на грани возможности и т. п. позволяют достичь желаемых переживаний. Такое общение предоставляет хорошую возможность узнать себя и свои проблемы путем обсуждения сходных мечтаний и фантазий, а.также претензий к окружающим взрослым. Понимание общих проблем делает их менее тайными и дает возможность разрядки очага напряженности и ставит на повестку конструктивные подходы к решению проблем.
Как уже упоминалось, многие формы защиты провоцировались проблемами взаимоотношений с родителями. Показано, что когда ребенок теряет родителей или когда они теряют для него ценность (душевное заболевание, преступления), то нарушается структура «СВЕРХ-Я» ребенка. Знание того, что его очень любила мать, делает молодого человека более уверенным в отношениях с девушками и позволяет ему проще компенсировать свои
недостатки. Поэтому продуктивным подходом в таких случаях является «возврат в прошлое» и исправление нарушений «там».
Преодоление защиты по типу компенсации часто достигается не по месту недостатка или нарушения, а в другой далекой сфере. В этом случае усилия направляются на то, чтобы приблизить компенсаторный процесс к месту дефицита. Когда хромота, низкий рост, заикание вызывают стремление приобрести власть или престиж другим путем — это компенсация в далекой сфере, так как обычно реализуется не путем развития пораженного органа или функции до полного восстановления, а самоутверждением за счет других способностей и возможностей. Перспективнее путь, когда, напротив, недостаток тренируют до уровня его гиперкомпенсации. Хромой Байрон становится известным пловцом, низкорослый Наполеон — полководцем. Однако оптимальным является путь Демосфена, когда'заика стал знаменитым оратором и ему уже никогда не нужно было говорить: «Зато я могу...»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
Когда дело доходит до самооправдания, тут мы все гении.
З.Фрейд
Можно обобщить представления о специфике отдельных защитных механизмов в целостную систему психологических барьеров как организацию ловушек и преобразователей опасной для личности информации. Ее схема приведена на рис.41.
Информация, представляющая для человека опасность различного рода, то есть в разной мере угрожающая его представлению о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная — воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая информация грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она продвигается от чувственного входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути.
Отрицание. Игнорирование потенциально тревожной информации, уклонение от нее с помощью переориентации внимания. Нежелательная информация не пропускается уже на входе воспринимающей системы. Она необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена.
Подавление. Блокировка неприятной информации либо при ее поступлении в память из воспринимающей системы, либо при выводе из памяти при воспоминании. Оно осуществляется путем такого эмоционального маркирования информации, которое затрудняет последующее произвольное ее воспоминание. Задержанная информация сохраняется в каком-то виде и даже может проявляться в невротических симптомах.
Вытеснение. Фильтрация мотивационной компоненты информации при переводе ее из памяти на вход сознания. Осуществляется замена: неприемлемый мотив действий замещается приемлемым. Вместе с тем, другие компоненты, касающиеся содержания действий и эмоциональной их оценки, при приемлемом мотиве, могут пробиться в сознание и в таком виде осознаваться.
Проекция. Замена в сознании компонентов информации, касающихся принадлежности неблаговидного действия или качества себе самому, на принадлежность этого поступка или качества другому конкретному лицу: информация осознается с подменой ее принадлежности. Вытеснение и проекция предотвращают осознание. При вытеснении нежелательная идея отбрасывается обратно в ОНО, а при проекции — во внешний мир.
Отрицание)
(Подавление) ( Рационализация) (Катарсис)-
(Вытеснение)
(
Идентификация) (Проекция)■
Отчуждение)
Рис. 41. Архитектоника
психологической защиты.
(Замещение
^ Сновидение) (Сублимация)
Социально неодобряемый мотив заменяется на социально приемлемый, оценка отрицательная, при истинном мотиве, на положительную, при измененном, теперь уже приемлемом мотиве. Аргументация социальной приемлемости нового мотива обеспечивается мышлением, а коррекция оценки — эмоциональной сферой.
Отчуждение. Отфильтровывание компонентов информации, касающихся отрицательной эмоциональной оценки собственных неблаговидных действий или качеств и их принадлежности себе. Они не заменяются на другие, а капсулируются и поэтому не отражаются в сознании, блокируются. Таким образом, прерываются связи между содержательной частью информации и ее оценкой. Человек не ощущает эмоциональной связи некоторого факта с собственным действием или качеством. Либо теряет связи с другими частями своей личности.
Замещение. Отклонение неприемлемого действия от исходной мишени и направление его либо на другую мишень, либо в другое пространство реализации, например, в мир фантазий.
Сновидение. Переориентация (по типу замещения) — перенос действия в иной план; из мира реальных событий в мир событий в фабуле сновидения, где реальные тревожащие факторы маскируются символами. Упорядочивание фактов в бессознательном состоянии представляет собой динамический процесс. Ощущения оживают в образах, и чем сильнее переживания, тем ярче выражающий их образ.
Сублимация. Переадресация (по типу замещения) энергетического потенциала с сексуальных и агрессивных реакций на творческие усилия. Объекты и способы реализации сексуальных и агрессивных импульсов заменяются на приемы и объекты приложения творческих усилий. Защита реализуется с участием эмоциональной сферы.
Катарсис. Перестройка самой системы ценностей человека. В отличие от других видов защиты, воздействие катарсиса не приводит к изменению отношения к локальному событию или к перемене направленности действия под влиянием сложившийся системы ценностей, а, в результате чрезвычайно мощного возбуждения эмоциональной сферы, происходит корректировка самой иерархии ценностей. Механизм защиты состоит в изменении масштаба значимости.
Из приведенной схемы видно, как, в каких структурах и в какой последовательности инерционная система барьеров служит препятствием на пути сохранения душевного равновесия и психического здоровья. Однако представленная модель системы барьеров не единственно возможная. Не менее правдоподобна система, связанная не с последовательностью продвижения информации от сенсорных или ментальных входов к выходу на командные структуры, а по последовательному усложнению способов переработки травмирующей личность информации. Можно предположить, что наиболее травмирующая и наименее замаскированная информация будет улавливаться и преобразовываться системой цензуры раньше, а менее страшная или более замаскированная (закодированная) проходить глубже. Тогда на этом пути, состоящем из системы ловушек, будут меняться формы анализа и способы обезвреживания травмирующей информации: продвижение будет идти как бы по суживающемуся коридору (лабиринту), перегороженному системой фильтров и преобразователей.