ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Переживание мощного творчёскоговдохновения для любого художника есть, в сущности, катарсис, при котором он очищается
II Грановская от душевных конфликтов, возвышается над собой, над своими предрассудками, становится способным преодолеть субъективность. Поэтому искусство реализует особые формы общественного сознания, достигая социально значимых целей — не познавательных, как наука, а направленных непосредственно на нравственное преобразование и совершенствование личности.
Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в тот период^ когда рискует лишиться их полностью. Тогда страх столь значимой потери ломает и перестраивает многие прежние установки и к миру, и к самому себе, устанавливая новую систему ценностей. Одна из пациенток Московского кризисного стационара так описывает свои впечатления. «После суицида у меня произошла переоценка событий. За короткий срок я переосмыслила ситуацию, которую считала трагически неразрешимой ». В «Исповеди» Л. Н. Толстого показано, что выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого места в жизни, новых духовных ценностей^
В катарсисе достигается такой выброс эмоционального напряжения (на грани с аффектом), что в результате мощного чувственного потрясения человек приходит в состояние, в котором он оказывается способным произвести замену своих базовых критериев. Старые как бы сгорают в пламени страсти. |Сристотель, который ввел термин «катарсис», считал, что это процесс очищения человека от дурных эмоций, аффектов посредством воздействия на самые социально развитые переживания — страх и сострадание.
Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры. Состояние психики истинно верующего человека (как и преданно любящего) таково, что меняются ведущие мотивы и установки. Воля к самоутверждению и желание настоять на своем сменяются готовностью к смирению, к тому, чтобы раствориться во Всевышнем, Любимом. В этом состоянии резко меняется шкала ценностей. Прибежищем безопасности человека становится то, чего он раньше боялся больше всего. Наступает счастливое отдохновение, достижение новой свободы как завершение борьбы^
СУБЛИМАЦИЯ
Кто не может достичь того, чего хочет, пусть хочет того, на что он способен. ~ леонардо давинчи
[Сублимация — это защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом — творчество (рис.39). В этом процессе антисоциальные импульсы как бы меняют свое направление без внутреннего конфликта. Это наиболее адаптивная из рассмотренных форм защита, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Здесь, однако, замещается не сам объект (с неприемлемого — на приемлемый), а способ взаимодействия с ним.
И*
Рис. 39. Переориентация реакции с неприемлемой — агрессии — на приемлемую — сочувствие. (Из кн.: Бидструп X. Рисунки. М., 1970.) :
венной или научной деятельностью. Так, например рисование может вЬ},студагь как одна из форм сублимаций. Оно позволяет отреагировать инстинктивные импульсы (ТГсексуальные, и агрессивные) и снижает опасность их внешних проявлений в социально опасной сфере. Многие освобождаются от устрашающих образов после их изображения. Нарисовать свои фантазии подчас легче, чем рассказать о них. Рисунок объективизирует внутренний конфликт и создает возможность через него контактировать с окружающими. В рисунке травмирующие переживания могут быть представлены без переживания чувства вины. Это, кстати, объясняет, почему рисование помогает при наркомании, заикании, афазиях и т. п.
В общем случае сублимация — процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших, рефлекторных форм на высшие, произвольно управляемые и способствующие разрядке энергии инстинктов в иных (неинстйнктивных) формах поведения. Она включает (в отличие от замещения) перемещение энергии не содногообъекта на^ругои, а соднойцели на друтую,, существен - но более далекую, которое со п р ов_ожда етсд. т р а н сф.о р.м а дней эмо- ций,__На этом пути, благодаря исключительной силе сексуальных побуждений, открывается выход заключенной в них энергии в области, сопутствующие объекту влечения и приводящие к значительному повышению психической работоспособности в личном творчестве.
Однако существенное подавление реальной половой жизни или естественной (нормальной) агрессии не создает благоприятных условий для сублимирования стремлений, так как в этом случае активность и способность к эффективным решениям начинает слабеть. Половое влечение особенно пригодно для сублимации, поскольку оно приспособлено для замещения своей ближайшей цели на другую (в том числе и не сексуальную). Важно обратить внимание на то, что когда нечто, например, сексуальная любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким способом она избегает вытеснения. Если образование идеала «Я» повышает его требования и тем провоцирует вытеснение, то сублимация позволяет реализовывать эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения^
♦ * *
Заканчивая анализ различных видов защиты, надо подчеркнуть, что не все они уравновешивают человека с сами собой за счет отвергания, полностью или частично, неприемлемой новой информации. Некоторые из них (идентификация, катарсис и сублимация) способствуют включению части этой новой информации в собственную систему ценностей, модифицируют модель мира и, таким образом, исключают.возможный конфликт между «хочу» и «могу».
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА У ДЕТЕЙ
Усилия взрослых направлены, в сущности. на то, чтобы сделать удобным для себя своего ребенка.
Я.Корчак
Каждый защитный механизм формируется вначале для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. У маленьких детей, до того как сформируется полноценная система психологической защиты, реакция на неприятные переживания — автоматическая, а именно, физиологический уход от раздражителя. У некоторых детей вторжение начинающей возникать психологической защиты чаще обнаруживается в период бодрствования, а у других она проявляется по преимуществу во время сна. Есть среди них надоедливые, но крепко спящие всю ночь, а есть кроткие, но страдающие ночными кошмарами и недержанием мочи (рис. 40).
Из защитных реакций, отмеченных у детей и подростков, наиболее типичны, как считает А. Е. Личко: пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация, компенсация и изоляция..
Пассивный протест — это самая ранняя форма защитного поведения. Она проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, от пищи, от игр. Такая реакция чаще всего возникает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семьи, привычной группы сверстников. Обычно пассивный протест обнаруживается в так называемом синдроме госпитализма. В этом случае ребенок старается, по возможности, уклониться от любых внешних воздействий. Поза лежа, лицом к стене является при таких состояниях достаточно типичной. Подобно другим защитным формам — «поведенческий уход» является бессознательным защитным механизмом. Ребенок, потребности которого в ласке, эмоциональных контактах постоянно не удовлетворяются, постепенно становится аутичным. Внешне это обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий.
Рис. 40. Удобства
для себя, а не защита интересов ребенка.
(Уборка. — Из.кн.: Бидструп X. Рисунки.
М., 1970.)
Переживая смерть родителей, дети используют этот защитный механизм в форме отвергания смерти — даже если имеют о ней представление. Могущество детей — вера в то, что будущее окажется благополучным. Если надежды нет, то ребенок останавливается в своем развитии и может даже регрессировать к без- эпасному прошлому или ранним фантазиям всесилия. Нормальная, своевременная зрелость, способность стать самим собой предполагает, что благодаря достаточно теплым отношениям матери и других близких ребенрк смог уверовать в безопасное окружение. Обнаружено, что нередко отсутствие истинной теплоты к малышу маскируется родителями особым вниманием к «интересам ребенка», гиперопекой, приверженностью к различным воспитательным теориям, самопожертвованием.
Оппозиция — это форма активного протеста против норм и требований взрослых. Когда родители или воспитатели предъявляют к ребенку чрезмерные требования, они провоцируют оппозицию. Частые претензии, непосильная нагрузка (несоизмеримая с реальными возможностями ребенка) порождают у него внутреннее напряжение. Например, широко распространено представление, что дети обнаруживают любовь к своим родителям раньше, чем к другим людям. Однако как показали исследования психологов, это иллюзия. Обычно ребенок впервые ипытывает любовь к сверстнику, а не к родителям. Это происходит потому, что для ребенка младшего возраста отец и мать — больше объекты зависимости и страха, чем любви, которая по своей природе основана на равенстве и независимости. Любовь к родителям (если отделить ее от нежной привязанности), обычно развивается в более позднем возрасте. Тем не менее многие родители не желают принять эту реальность и реагируют на нее, либо открыто отвергая эту первую детскую настоящую любовную привязанность, либо даже в более жесткой форме — высмеивая. Их осознанная или неосознанная ревность является одним из наиболее сильных стимулов возникновения оппозиции.
Другим примером может служить жестокая авторитарная требовательность отца. Во всех патриархальных обществах отношения сына к отцу, с одной стороны, отношения подчинения, а с другой — бунта, то есть содержат в себе постоянный элемент разрыва. Не удивительно, что они могут вызвать враждебность, которая быстро подавляется, поскольку это отец, и обнаруживается в виде нарастающего страха перед ним, приводя либо к приниженной подчиненности, либо выливаясь в бунт против жизни вообще. Нельзя упускать из виду, что в детстве эмоции нередко носят амбивалентный характер. Такая детская амбивалентность в дальнейшем переносится на отношение к окружающим. Любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером, а враждебность к нему — в проективную агрессию по отношению к власти. Вырастая, такой человек обнаруживает к власти двойственное отношение: ненавидит ее, восстает и, в то же время, восхищается и подчиняется.
Если при рождении брата или сестры родители не догадались должным образом распределить между детьми внимание и ласку, то у старшего может возникнуть ощущение покинутости и чувство одиночества, которое нередко преследует его всю последующую жизнь. Возникающее чувство неуверенности дети обычно стараются заглушить демонстрацией чрезмерной решительности. Тогда их поведение, с позиции взрослых, становится необъяснимым, хотя на самом деле это поведение есть реакция на недостаток любви со стороны близких и призыв вернуть ее. Оппозиция всегда активизируется при утрате или снижении внимания со стороны близких. Такая ситуация возникает не только при рождении второго ребенка, но и вследствие появления отчима. В этих обстоятельствах оппозиция нацелена на то, чтобы с ее помощью вернуть внимание близких. Тогда ребенок представляется больным, прогуливает занятия, бежит из дома.'У подростков эта реакция может манифестировать в непонятных кражах, демонстративном интересе к алкоголю, наркотикам, суицидных демонстрациях, самооговорах, распутстве. Все это разнообразные сигналы родным — требование экстренного внимания, заботы и любви. Если этот призыв неэффективен, то наблюдается уход в другой мир — мир других ценностей, мир фантазий и молодежного китча.