ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
В определенный момент своего развития «Я» получает способность преодолевать неудовольствие и уходить в оппозицию с помощью фантазии. Совершенно очевидно, что все это разнообразные способы, формирующие в дальнейшем замещение. А пока это ранняя форма замещения, которая выступает как инструмент привлечения к себе утраченного внимания. «Скорее обратите на меня внимание, иначе я пропаду!» Иногда оппозиция обнаруживается и в форме психической регрессии. Так, в семье, где родился еще один ребенок, старший начинает капризничать и дурачиться как маленький, подсознательно полагая, что за это и любят малыша ззрослые и пытаясь тем же способом добиться того же результата. Суть взаимодействия с родителями сводится к проблеме: ка- (им быть, чтобы,они любили, и как добиться победы над одним из юдителей в борьбе за любовь другого? Опасения, что не удастся )еализовать родительские ожидания, рождают напряжение, пре- фащающееся в мечты о необыкновенных успехах, которые в действительности достичь невозможно. Тогда дети находят путь : своей неуязвимости с помощью глупости или болезни. Отказ от чебы и болезнь — замена открытого и требующего мужества толкновения с родителями и учениками.
Имитация — это реакция, выражающаяся в стремлении во сем подражать определенному лицу, любимому человеку, герою.
У взрослого подражание избирательно. Он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен подражать отдельно этому качеству, не распространяя свою положительную,реакцию на. все остальные качества этого человека. Соответственно и эмоциональное отношение к предмету подражания у взрослого более сдержанное, чем у ребенка. У детей — это глобальное приятие или отрицание. Целостная имитация — это ранняя, форма идентифи: кации со.взрослым. : ■ ; д ;; . • ч
Эмансипация — это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права. В общем, это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых. Похоже, что, вырабатывая приемы эмансипации, ребенок отрабатывает с их помощью проецирование на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности.
Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится восполнить и объяснить себе слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Например, хилый подросток утешает себя тем, что «зато» он отлично учится, а плохой ученик —тем, что он «зато» побеждает в драках. Иногда незрелые формы психологической защиты сохраняются и у взрослых людей. Например Дон Жуан — представитель ярко выраженной компенсации: ему необходимо непрерывно доказывать свою .мужественность в сексе, потому что он из-за своего характера не уверен в своей мужской доблести.
Как известно, подростки с отклонениями в физическом развитии особенно страдают в коллективе от издевательств и насилия. Их дразнят: «Дядя —достань воробушка», «жиртрест», «очкарик», «прыщ», «конопуха», «рыжий» и т. п. Вместе с оскорбительными кличками, за счет генерализации детского сравнения, этим детям приписывается много других отрицательных черт. Как результат погружения (интериоризации) угнетающих внешних оценок у них постепенно формируется общее негативное отношение к себе, и как следствие, назревает душевный конфликт. Ощущая внутренний конфликт, эти дети стремятся, прежде всего, компенсироваться в семье. (Здесь ощутить повышенное уважение и любовь.) Если эффект усилий ребенка не удовлетворяет, когда он чувствует, что не может сказать, что «зато его больше всех любит мама, папа, дедушка и бабушка», то возникает особое поведение. Оно обнаруживается в чрезмерной самоуверенности, дерзости, неестественности, которая бросается в глаза. Чем больше скрывает •ребенок недовольство своим окружением, семьей, тем больше проецирует его на внешний мир, приобретая убеждение о том, что мир враждебен и страшен. Если ни в семье, ни в школе компенса?
ция не реализуется — возникает бунт! Тогда и поступают непрерывные жалобы на наглое, грубое, резкое поведение ребенка в школе и дома.
Люди, в детстве страдавшие либо реальными физическими недостатками, либо особенностями чисто психологического свойства, воспринимавшимися ими как недостатки (малый или слишком большой рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных.черт характера, способностей и умений, и это не только им удается, но и нередко приводит к выдающемуся развитию тех или иных способностей.
Борясь с низкой оценкой своих достоинств окружающими, такой ребенок, как умеет, приписывает себе,качества, повышающие его чувство собственного достоинства, уверенности в себе, что, с позиции взрослых, и квалифицируется как грубость и наглость. Ощущение собственной непривлекательности, зафиксировавшееся в детском или подростковом возрасте, может привести к стойкому представлению о своей неполноценности, ущербности и порождает в характере замкнутость, робость, эгоцентризм или враждебность к окружающим. Компенсация особенно легко реализуется ребенком эгоцентричным при беззаботном поведении окружающих его взрослых. Такой ребенок непрерывно требует признания своих достоинств и находится в постоянном конфликте с родителями и воспитателями.
Однако не только недостатки или несвоевременность физического развития, отмечаемые сверстниками и взрослыми, порождают отклонения в характере. Ранняя привлекательность ребенка тоже чревата последствиями. Так, обворожительная девочка, с детства всех легко завоевывавшая, став старше, не двигается с места, ожидая, что все самое лучшее само придет к ней, ради ее физической прелести. У нее образуется стойкий акцент на своем теле, и поэтому она интеллектуально плохо развивается. Старея, теряя привлекательность, она удивляется и страдает, тяжело переживая охлаждение отношения к себе окружающих людей и впадает в депрессию, воспринимая изменение ситуации как поражение.
По мере взросления у ребенка постепенно обнаруживаются отдельные эпизоды вытеснения. Так, провинившийся ребенок, для которого воспоминание о некотором событии неприятно, но из-за бестактных вопросов взрослых вынужденный вспоминать о нем, начинает заменять реальные факты вымышленными, описывающими событие так, как оно должно было развиваться согласно желаниям ребенка. По той же причине дети с физическими особенностями, например, тучные, выполняя тест «Рисунок человека», обычно не прорисовывают фигуру, ограничиваясь рисунком головы, особенно лица, либо исполняют фигуру в условной манере. Тем самым реализуется вытеснение непривлекательных особенностей своего тела, позволяющее снизить интенсивность психотравмы.
Изоляция. Этот вид защиты иногда проявляется достаточно рано. Взяв куклу или зверюшку и играя с ней,'ребенок может «дать» ей возможность делать и говорить все, что ему самому запрещено: быть жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п. Вспомните кинофильм «Любовь с куклой», русский вариант «Магия», где герой, выступавший с куклой на сцене, трагически стал воспринимать ее как живого собеседника и советчика. Игрушки позволяют ребенку вынести наружу расщепление, проецируя на них свои различные ипостаси.
Преодоление подсознательных барьеров у детей. Как мы страдаем от упрямства и капризов детей, не отдавая себе отчета в том, что все эти проявления бессилия ребенка: бунт, отчаянные попытки протеста — призыв на помощь, жалоба на отсутствие необходимого внимания. Огорчающее нас поведение ребенка — просто свидетельство нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохого самочувствия.
Особенно тревожит воспитателей и родителей жестокость детей. Обычно проявление жестокости значительно чаще наблюдается у тех из них, у кого не выработана способность к сопереживанию, а вместо нее наблюдается эмоциональная холодность или пассивность, внушаемость и подчиняемость. Авторитарный жестокий отец, унижающий и обижающий ребенка, и слабая, потакающая мать, не способная защитить своего ребенка, а лишь беспомощно его защищающая, приводит к формированию в характере ребенка садистической жестокости на фоне излишней сентиментальности. В такой семье растут люди несамодостаточные, с постоянным ощущением собственной ущемленности, подчиняющие всю свою жизнь одной цели — самоутверждение любой ценой. Становится понятным, что расстраиваясь по поводу жестокости ребенка, нельзя упускать из виду, что она есть манифестация заниженной самооценки. Нужно в глубине души очень не любить себя, чтобы не любить окружающих и проявлять к ним жестокость (осознанно). Тогда и реализуется эта жестокость в насилии, восстанавливая таким путем самоуважение ребенка.
Сталкиваясь с проявлениями психологической защиты детей, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное, любовь и irnvwor^vin i.,,.,™»™..-»- «
что их гневный бунт справедлив, и понять, принять их обиду на тех детей, которых взрослые провозглашают добродетельными. Попробуйте заключить союз с этим одиноким в своем протесте маленьким разбойником или даже преступником. Если не в такой - ситуации, то когда же одарить его вниманием и улыбкой? >> Когда возникают условия для включения психологической за- щиты ребенка? Нередко этому способствуют напряженность от- ношений с родителями. Особенно когда имеет место скрытое эмо- ' /ционалЬное отвержение ребенка. Когда отец или мать не призна- / ются себе, что тяготятся ребенком, гонят от себя эту мысль / и возмущаются, когда слышат подобное со стороны. Они подавляют это отношение как недостойное и подчеркнуто заботятся, утрированно внимательны к своему чаду. Однако вынужденность заботы и недостаток тепла чувствуется, порождая у ребенка душевный конфликт. Конфликт — путь к враждебности. Подавленная враждебность к авторитарному отцу может либо усилить страх перед ним и привести к еще большему подчинению, либо вызвать бунт. Поскольку у детей еще не выработалась избирательность, то этот бунт оборачивается бунтом против жизни вообще.
Включение защитных механизмов имеет далеко идущие последствия. Показано, что отвергание ребенка родителями приводит в дальнейшем к возникновению необратимых психологических изменений: неуверенности в жизни, ощущению неопределенности своего социального статуса, тревожному ожиданию всяческих неприятностей. Возникает страх смерти как чувство недостаточного права и уверенности в существовании «Я». С другой стороны, если родители предлагают ребенку любовь лишь при условии подчинения, то у него не возникает установки на активное овладение миром. Амбивалентные (разнонаправленные) эмоциональные переживания ребенка и его отношения к одному и тому же человеку могут долгое время сосуществовать. Причем выражение одного не мешает выражению противоположного. Если в этих условиях возникает конфликт, то он разрешается тем, что ребенок меняет объект на другое лицо. При закреплении детских способов реагирования амбивалентность эмоций детства переносится на взаимодействия взрослого: любовь к отцу трансформируется в идентификацию С лидером, а враждебность к нему — в агрессию к враждебной группе.
Что заставляет включать особые способы переработки тревожащей информации? Необходимость защитить себя! Что при этом защищается? Положительное отношение к себе и ощущение себя как хорошего и достойного. Однако ребенок сталкивается с тем, что нормы, формирующие отношение к нему взрослых, ему непонятны. Это и приводит к формированию у детей двойной морали. Одна предназначена для мира взрослых и отражает поверхностное понимание (повторение на уровне слов) их ценностей, другая для себя и своих сверстников. Только когда ребенок встречает истинное понимание и признание своих чувств и своего состояния, он способен преодолеть свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, и становится способным к личностному росту и развитию.
Особое значение в активизации защиты имеет неадекватное отношение к своей внешности.'Чувство собственной непривлекательности, зафиксированное у детей и подростков, может привести к стойкому чувству неполноценности, ущербности и порождает в характере замкнутость, робость, эгоцентризм и враждебность к окружающим людям. Предотвращая подобные защитные деформации и смещения, желательно снизить роль внешности в иерархии жизненных ценностей ребенка.
Как можно помочь ребенку в разрядке возникших очагов напряженности? Один из способов предотвращения пассивного протеста — оппозиции — это создание условий переноса воздействия и чувств на игрушку! Здесь важна собственная игрушка, к которой ребенок учится проявлять индивидуальную заботу, защиту, покровительство, сопереживает ей. Тогда она может выполнять роль объекта для снятия напряжения. Например, ребёнку предстоит тяжелая операция. Вместе с тяготами самой операции мощным травмирующим моментом для ребенка является неопределенность, страх и оторванность от дома. Используют такой маневр. Разрешают ребенку прийти в больницу со своим мишкой. Доктор ставит диагноз мишке и просит ребенка полечить его. Мишке делают укол, а потом медсестра и ребенок оперируют его, перевязывают и укладывают в постель. Все это делается для того, чтобы ребенок имел наилучшие условия для выражения своих опасений и страхов. Медсестра чутко реагирует на беспокойст- bq ребенка и поясняет и утешает его на каждой «операции» мишки.
При помощи игры ребенок разрешает свои внутренние конфликты. Когда он играет в «дочки-матери», в великана и е^о убийцу, в зверя и охотника, учителя и ученика, полисмена и водителя — он экстериоризирует свою внутренюю драму и тем самым разряжает очаги своих вутренних конфликтов. Эта разрядка, в некотором смысле, аналогична катарсису творческой личности в момент творения. Важно отметить, что выход «запрещенных» побуждений часто связан либо с замещением, либо с регрессией. В первом случае агрессия может проявиться в игре, но направлена в ней не а значимых людей, а только на их заместителей. Во втором слу- ае наблюдается обращение обычных ролей. Достаточно зрелый обычном поведении ребенок играет роль младенца.