Файл: тутушкин распечатки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переживание мощного творчёскоговдохновения для любого художника есть, в сущности, катарсис, при котором он очищается

II Грановская от душевных конфликтов, возвышается над собой, над своими пред­рассудками, становится способным преодолеть субъективность. Поэтому искусство реализует особые формы общественного со­знания, достигая социально значимых целей — не познаватель­ных, как наука, а направленных непосредственно на нравствен­ное преобразование и совершенствование личности.

Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в тот период^ когда рискует лишиться их полностью. Тогда страх столь значимой потери ломает и перестраивает многие прежние установки и к миру, и к самому себе, устанавливая новую систему ценностей. Одна из пациенток Московского кризисного стациона­ра так описывает свои впечатления. «После суицида у меня про­изошла переоценка событий. За короткий срок я переосмыслила ситуацию, которую считала трагически неразрешимой ». В «Испо­веди» Л. Н. Толстого показано, что выход человека из кризиса всег­да связан с обретением им другого места в жизни, новых духов­ных ценностей^

В катарсисе достигается такой выброс эмоционального напря­жения (на грани с аффектом), что в результате мощного чувствен­ного потрясения человек приходит в состояние, в котором он ока­зывается способным произвести замену своих базовых критериев. Старые как бы сгорают в пламени страсти. |Сристотель, который ввел термин «катарсис», считал, что это процесс очищения чело­века от дурных эмоций, аффектов посредством воздействия на самые социально развитые переживания — страх и сострадание.

Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры. Состояние психики истинно верующего человека (как и преданно любящего) таково, что меняются ведущие мотивы и установки. Воля к самоутверждению и желание настоять на своем сменяют­ся готовностью к смирению, к тому, чтобы раствориться во Все­вышнем, Любимом. В этом состоянии резко меняется шкала цен­ностей. Прибежищем безопасности человека становится то, чего он раньше боялся больше всего. Наступает счастливое отдохнове­ние, достижение новой свободы как завершение борьбы^

СУБЛИМАЦИЯ

Кто не может достичь того, чего хочет, пусть хочет того, на что он способен. ~ леонардо давинчи

[Сублимация — это защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личнос­тных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощря­емое обществом — творчество (рис.39). В этом процессе антисо­циальные импульсы как бы меняют свое направление без внут­реннего конфликта. Это наиболее адаптивная из рассмотренных форм защита, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Здесь, однако, замещается не сам объект (с неприемлемого — на приемлемый), а способ взаимодействия с ним.


И*

Способность большинства людей отвлекаться от первоначаль­ной цели и находить удовлетворение в ином, допустимом с соци­альной точки зрения, то есть сублимировать свои влечения, — ог­раничена] Сублимация часто связана с десексуализацией, то есть перекачкой избытка сексуальной энергии в увлечения художест-

Рис. 39. Переориентация реакции с неприемлемой — агрессии — на приемле­мую — сочувствие. (Из кн.: Бидструп X. Рисунки. М., 1970.) :


венной или научной деятельностью. Так, например рисование может вЬ},студагь как одна из форм сублимаций. Оно позволяет отреагировать инстинктивные импульсы (ТГсексуальные, и агрес­сивные) и снижает опасность их внешних проявлений в социально опасной сфере. Многие освобождаются от устрашающих образов после их изображения. Нарисовать свои фантазии подчас легче, чем рассказать о них. Рисунок объективизирует внутренний кон­фликт и создает возможность через него контактировать с окру­жающими. В рисунке травмирующие переживания могут быть представлены без переживания чувства вины. Это, кстати, объяс­няет, почему рисование помогает при наркомании, заикании, афа­зиях и т. п.

В общем случае сублимация — процесс, ведущий к переори­ентации реагирования с низших, рефлекторных форм на высшие, произвольно управляемые и способствующие разрядке энергии инстинктов в иных (неинстйнктивных) формах поведения. Она включает (в отличие от замещения) перемещение энергии не содногообъекта на^ругои, а соднойцели на друтую,, существен - но более далекую, которое со п р ов_ожда етсд. т р а н сф.о р.м а дней эмо- ций,__На этом пути, благодаря исключительной силе сексуальных побуждений, открывается выход заключенной в них энергии в об­ласти, сопутствующие объекту влечения и приводящие к значи­тельному повышению психической работоспособности в личном творчестве.

Однако существенное подавление реальной половой жизни или естественной (нормальной) агрессии не создает благоприятных ус­ловий для сублимирования стремлений, так как в этом случае активность и способность к эффективным решениям начинает сла­беть. Половое влечение особенно пригодно для сублимации, пос­кольку оно приспособлено для замещения своей ближайшей цели на другую (в том числе и не сексуальную). Важно обратить вни­мание на то, что когда нечто, например, сексуальная любозна­тельность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким способом она избегает вытеснения. Если образование иде­ала «Я» повышает его требования и тем провоцирует вытеснение, то сублимация позволяет реализовывать эти неприемлемые ус­тремления и обойтись без вытеснения^


♦ * *

Заканчивая анализ различных видов защиты, надо подчер­кнуть, что не все они уравновешивают человека с сами собой за счет отвергания, полностью или частично, неприемлемой новой информации. Некоторые из них (идентификация, катарсис и суб­лимация) способствуют включению части этой новой информации в собственную систему ценностей, модифицируют модель мира и, таким образом, исключают.возможный конфликт между «хочу» и «могу».

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА У ДЕТЕЙ

Усилия взрослых направлены, в сущно­сти. на то, чтобы сделать удобным для себя своего ребенка.


Я.Корчак

Каждый защитный механизм формируется вначале для овла­дения конкретными инстинктивными побуждениями и свя­зан, таким образом, с определенной фазой индивидуального раз­вития. У маленьких детей, до того как сформируется полноценная система психологической защиты, реакция на неприятные пере­живания — автоматическая, а именно, физиологический уход от раздражителя. У некоторых детей вторжение начинающей возни­кать психологической защиты чаще обнаруживается в период бодр­ствования, а у других она проявляется по преимуществу во время сна. Есть среди них надоедливые, но крепко спящие всю ночь, а есть кроткие, но страдающие ночными кошмарами и недержа­нием мочи (рис. 40).

Из защитных реакций, отмеченных у детей и подростков, на­иболее типичны, как считает А. Е. Личко: пассивный протест, оп­позиция, имитация, эмансипация, компенсация и изоляция..

Пассивный протест — это самая ранняя форма защитного по­ведения. Она проявляется в отстранении от общения даже с близ­кими людьми, от пищи, от игр. Такая реакция чаще всего возни­кает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семьи, при­вычной группы сверстников. Обычно пассивный протест обнаруживается в так называемом синдроме госпитализма. В этом случае ребенок старается, по возможности, уклониться от любых внешних воздействий. Поза лежа, лицом к стене является при таких состояниях достаточно типичной. Подобно другим защит­ным формам — «поведенческий уход» является бессознательным защитным механизмом. Ребенок, потребности которого в лас­ке, эмоциональных контактах постоянно не удовлетворяются, постепенно становится аутичным. Внешне это обнаруживает­ся в немотивированном отказе от выполнения требуемых дейст­вий.

Рис. 40. Удобства для себя, а не защита интересов ребенка. (Уборка. — Из.кн.: Бидструп X. Рисунки. М., 1970.)

Переживая смерть родителей, дети используют этот защит­ный механизм в форме отвергания смерти — даже если имеют о ней представление. Могущество детей — вера в то, что будущее окажется благополучным. Если надежды нет, то ребенок останав­ливается в своем развитии и может даже регрессировать к без- эпасному прошлому или ранним фантазиям всесилия. Нормаль­ная, своевременная зрелость, способность стать самим собой пред­полагает, что благодаря достаточно теплым отношениям матери и других близких ребенрк смог уверовать в безопасное окруже­ние. Обнаружено, что нередко отсутствие истинной теплоты к ма­лышу маскируется родителями особым вниманием к «интересам ребенка», гиперопекой, приверженностью к различным воспита­тельным теориям, самопожертвованием.


Оппозиция — это форма активного протеста против норм и требований взрослых. Когда родители или воспитатели предъяв­ляют к ребенку чрезмерные требования, они провоцируют оппози­цию. Частые претензии, непосильная нагрузка (несоизмеримая с реальными возможностями ребенка) порождают у него внутрен­нее напряжение. Например, широко распространено представле­ние, что дети обнаруживают любовь к своим родителям раньше, чем к другим людям. Однако как показали исследования психо­логов, это иллюзия. Обычно ребенок впервые ипытывает любовь к сверстнику, а не к родителям. Это происходит потому, что для ребенка младшего возраста отец и мать — больше объекты зави­симости и страха, чем любви, которая по своей природе основана на равенстве и независимости. Любовь к родителям (если отде­лить ее от нежной привязанности), обычно развивается в более позднем возрасте. Тем не менее многие родители не желают при­нять эту реальность и реагируют на нее, либо открыто отвергая эту первую детскую настоящую любовную привязанность, либо даже в более жесткой форме — высмеивая. Их осознанная или неосознанная ревность является одним из наиболее сильных сти­мулов возникновения оппозиции.

Другим примером может служить жестокая авторитарная тре­бовательность отца. Во всех патриархальных обществах отноше­ния сына к отцу, с одной стороны, отношения подчинения, а с другой — бунта, то есть содержат в себе постоянный элемент разрыва. Не удивительно, что они могут вызвать враждебность, которая быстро подавляется, поскольку это отец, и обнаружива­ется в виде нарастающего страха перед ним, приводя либо к при­ниженной подчиненности, либо выливаясь в бунт против жизни вообще. Нельзя упускать из виду, что в детстве эмоции нередко носят амбивалентный характер. Такая детская амбивалентность в дальнейшем переносится на отношение к окружающим. Любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером, а враж­дебность к нему — в проективную агрессию по отношению к влас­ти. Вырастая, такой человек обнаруживает к власти двойствен­ное отношение: ненавидит ее, восстает и, в то же время, восхища­ется и подчиняется.

Если при рождении брата или сестры родители не догадались должным образом распределить между детьми внимание и ласку, то у старшего может возникнуть ощущение покинутости и чувство одиночества, которое нередко преследует его всю последующую жизнь. Возникающее чувство неуверенности дети обычно стара­ются заглушить демонстрацией чрезмерной решительности. Тог­да их поведение, с позиции взрослых, становится необъяснимым, хотя на самом деле это поведение есть реакция на недостаток любви со стороны близких и призыв вернуть ее. Оппозиция всегда активизируется при утрате или снижении внимания со стороны близких. Такая ситуация возникает не только при рождении вто­рого ребенка, но и вследствие появления отчима. В этих обстоя­тельствах оппозиция нацелена на то, чтобы с ее помощью вернуть внимание близких. Тогда ребенок представляется больным, про­гуливает занятия, бежит из дома.'У подростков эта реакция мо­жет манифестировать в непонятных кражах, демонстративном ин­тересе к алкоголю, наркотикам, суицидных демонстрациях, само­оговорах, распутстве. Все это разнообразные сигналы родным — требование экстренного внимания, заботы и любви. Если этот при­зыв неэффективен, то наблюдается уход в другой мир — мир дру­гих ценностей, мир фантазий и молодежного китча.