ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание самостоятельной работы студентов
Тема 2. Основы метрологии (лекция 3 часа, практика 2 часа)
Тема 3. Основы стандартизации (лекция 3 часа, практика 2 часа)
Лабораторная работа – 1,5 часа
Тема 7. Сертификация продукции и услуг (лекция 4 часа, практика 2 часа, лабораторные работы 2 часа)
Тема 8. Сертификация систем качества (лекция 4 часа, практика 2 часа, лабораторные работы 2 часа)
Общие методические рекомендации по изучению всего курса дисциплины:
Примерный перечень тем рефератов
Методические рекомендации по освоению содержания дисциплины
Тема 3. Оценка и подтверждение соответствия
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Подтверждение соответствия — это:
2. Согласно Федеральному закону «о техническом регулировании» сертификация — это:
7. Знак обращения на рынке — это:
Тесты по теме «Основы стандартизации»
2. Укажите глобальную (общую) цель стандартизации:
3. Укажите конкретные цели стандартизации:
4. Укажите задачи стандартизации-
5. Укажите объекты стандартизации:
7. Дайте определение понятия «продукция»:
8. Дайте определение понятия «услуга»:
10. Укажите главный субъект российской стандартизации:
Тест к теме: Основы метрологии
3. Охарактеризуйте принцип метрологии «единство измерений»:
5. Какой раздел посвящен изучению теоретических основ метрологии:
8. Как называется качественная характеристика физической величины:
4. Укажите задачи стандартизации-
5. Укажите объекты стандартизации:
1. Подтверждение соответствия — это:
2. Согласно Федеральному закону «о техническом регулировании» сертификация — это:
7. Знак обращения на рынке — это:
11. Форма подтверждения соответствия — это:
12. Декларация о соответствии — это:
15. Международное определение сертификации соответствии (исо/мэк) - это:
17. Система сертификации — это:
18. Сертификат соответствия — это:
19. Как называется орган, признаваемый независимым от сторон, участвующих в системе сертификации:
20. Укажите цели сертификации:
21. Укажите принципы сертификации:
22. Назовите виды подтверждения соответствия:
36. Важнейшими функциями испытательных лабораторий являются:
37. Каковы обязанности заявителя подтверждения соответствия:
49. Какова цель проведения периодических испытаний:
51. Какова цель проведения типовых испытаний:
67. Укажите периодичность проведения плановых мероприятий по госконтролю:
Лекция 1-я пара
Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Государственная система обеспечения единства измерений.
Лекция 2-я пара
Правовые основы сертификации.
Практическое занятие – 2 часа
Цель практического занятия – закрепление и систематизация теоретических знаний по вопросам подтверждения соответствия качества.
А. Вопросы для обсуждения:
В каких целях осуществляется сертификация?
Какие объекты сертификации вы знаете?
Что такое система сертификации?
Чем занимается Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации?
Что такое сертификат соответствия продукции (услуги)?
Лабораторная работа – 2 часа
Цель занятия - приобретение практических навыков и умений работы с сертификатами соответствия.
Занятия в Центре стандартизации и метрологии
Тема 6. Ответственность за нарушение требований нормативных документов (лекция 2 часа, практика 1,5 часа, лабораторные работы 1,5 часа)
Лекция 1-я пара
Ответственность за нарушения в области стандартизации.
Ответственность за нарушение метрологических правил.
Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил сертификации.
Цель практического занятия – закрепление и систематизация теоретических знаний по вопросам ответственности за нарушения в области стандартизации, метрологических правил, нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил сертификации.
Лабораторная работа – 1,5 часа
Цель занятия - приобретение практических навыков и умений работы с сертификатами соответствия.
Занятия в Центре стандартизации и метрологии
Тема 7. Сертификация продукции и услуг (лекция 4 часа, практика 2 часа, лабораторные работы 2 часа)
Лекция 1-я пара
Порядок проведения сертификации продукции: сущность основных этапов работ по сертификации. Порядок сертификации продукции, вывозимой из-за рубежа.
Порядок сертификации услуг: этапы работ по сертификации, применяемые схемы. Особенности сертификации отдельных групп услуг. Сертификация услуг общественного питания. Сертификация услуг розничной торговли.
Цель практического занятия – закрепление и систематизация теоретических знаний по вопросам подтверждения соответствия качества.
А. Вопросы для обсуждения:
В каких целях осуществляется сертификация?
Какие объекты сертификации вы знаете?
Что такое система сертификации?
Чем занимается Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации?
Что такое сертификат соответствия продукции (услуги)?
Лабораторная работа – 2 часа
Цель занятия - приобретение практических навыков и умений работы с сертификатами соответствия.
Занятия в Центре стандартизации и метрологии
Тема 8. Сертификация систем качества (лекция 4 часа, практика 2 часа, лабораторные работы 2 часа)
Лекция 1-я пара
Понятие систем качества. Принципы формирования систем управление качеством. Стандарты ИСО на системы управления качеством.
Лекция 2-я пара
Организационная и нормативная база проведения сертификации систем качества в России.
Цель практического занятия – закрепление и систематизация теоретических знаний по вопросам подтверждения соответствия качества.
А. Тестирование по пройденным темам
Лабораторная работа – 2 часа
Цель занятия - приобретение практических навыков и умений работы с сертификатами соответствия, стандартами, документами по метрологии
Занятия в Центре стандартизации и метрологии
Тема 9. Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и сертификации (лекция 3 часа, практика 1,5 часа, лабораторные работы 3,5 часа)
Лекция 1-я пара
Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Международная и региональная стандартизация. Межотраслевые системы стандартов.
Стратегия метрологии: перспективы развития метрологической деятельности в стране.
Лекция 2-я пара
Сертификация в отдельных зарубежных странах. Сертификация на региональном уровне. Сертификация на международном уровне. Зарубежная сертификация.
Цель практического занятия – закрепление и систематизация теоретических знаний по вопросам подтверждения соответствия качества, сертификации, метрологии
А. Тестирование по пройденным темам
Лабораторная работа – 3,5 часа
Цель занятия - приобретение практических навыков и умений работы с сертификатами соответствия, стандартами, документами по метрологии
Занятия в Центре стандартизации и метрологии
Общие методические рекомендации по изучению всего курса дисциплины:
При подготовке каждой темы студент обращается к философским, экономическим и энциклопедическим словарям и литературе, рекомендованной к изучению по дисциплине «Стандартизация, метрология и сертификация» и для каждой темы выписывает в словарик термины и понятия по мере изучения курса. При наличии нескольких определений одного и того же термина, студент сравнивает их между собой, выделяя центральные категории определений. Весь найденный и обработанный материал выписывается в словарик студента с указанием источника.
В процессе изучения курса дисциплины «Стандартизация, метрология и сертификация» студент пишет реферат на одну или несколько предложенных тем. При написании реферата студент использует философские, экономические и энциклопедические словари и литературу, рекомендованную к изучению по дисциплине «Стандартизация, метрология и сертификация», научные статьи из периодических, специальных изданий, монографии и т.д. Интернет-источники со ссылками на название сайта, автора статьи т т.п.
Примерный перечень тем рефератов
1. Роль стандартизации (сертификации) в обеспечении конкурентоспособности товаров
2. Нормативная основа систем качества.
3. Законодательная и нормативная база сертификации.
4. Роль правил метрологии в обеспечении безопасности и качества товаров (услуг).
5. Направления совершенствования стандартизации в России.
6. Направления совершенствования метрологии в России.
7. Направления совершенствования сертификации в России.
8. Характеристика фонда отечественных стандартов по определенной группе продукции.
9.Характеристика фонда отечественных стандартов по определенной группе услуг.
10. Роль стандартов ССБТ в обеспечении безопасности товаров и услуг.
11.Законодательная и нормативная основа стандартизации.
12.Характеристика фонда отечественных стандартов по определенной группе продукции.
13.Характеристика фонда международных стандартов по определенной группе продукции.
14.Методика обработки результатов измерений показателей качества продукции.
15.Факторы, влияющие на точность измерения показателей качества продукции.
16. Законодательная и нормативная основа метрологии.
17.Сравнительная характеристика добровольной и обязательной сертификации.
18.Сравнительная характеристика сертификатов соответствия и декларации соответствия.
19. Сравнительная характеристика схем сертификации.
20. Характеристика функций участников работ по сертификации.
21. Порядок сертификации определенной группы продукции.
22. Порядок сертификации определенной группы услуг.
23.Ответственность изготовителей за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
24.Ответственность изготовителей и продавцов за нарушение правил
метрологии.
25.Ответственность изготовителей и продавцов за нарушение правил сертификации.
Методические рекомендации по освоению содержания дисциплины
Тема 1. Основы стандартизации
Задания:
Ознакомиться с ГОСТами, ОСТами, ТУ формами документов, подтверждающих соответствие. Составить таблицы для систематизации учебного материала
Подготовить реферат по теме.
Подготовка к контрольной работе
Методические рекомендации:
К заданию 1. Для выполнения задания студент использует библиотеку Центра стандартизации, метрологии и сертификации.
К заданию 2. Реферирование, как процесс, и реферат, как его продукт, есть уже научно-исследовательская деятельность с сообщением об итогах изучения научной проблемы.
Порядок действий при выполнении реферата:
- Предварительный выбор темы, проблемы.
- Выбор источников реферирования.
- Определение типа реферата.
- Ознакомление с источниками.
- Уточнение темы.
- Выбор типа конспектирования.
- Конспектирование.
- Использование приемов обработки информации.
- Выработка плана реферата.
- Написание реферата по плану.
- Получение выводов.
- Составление библиографии.
- Редактирование текста.
- Оформление реферата.
Общий алгоритм структуры реферата включает в себя: введение, основную часть реферата (по параграфам, частям, пунктам плана), заключение (вывод, резюме), библиографию.
Введение обязательно включает в себя:
- обоснование актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и пр.), либо современной востребованности;
- постановку целей и формирование задач;
- краткий обзор и анализ базы литературных источников, изучение литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).
Основная часть реферата структурируется по параграфам, количество и названия которых определяются автором. Ее содержание должно быть направлено на демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по выбранной теме.
В основной части реферата излагается, анализируется и оценивается теория. План этой части зависит от темы, источников, конспектирования и приемов обработки информации. Этот план далеко не всегда совпадает с планом конспектируемых источников, вернее, даже совсем не совпадает.
В основной части реферата должно быть:
- представлено состояние вопроса, принятого автором к рассмотрению;
- рассмотрены и раскрыты основные положения выбранной темы;