Файл: Уч. прогр. Профессиональная этика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 2658

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины (модуля)

Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в этику.

Тема 2. Этические категории.

Тема 3. Мораль: понятие, сущность и функции.

Тема 12. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания.

Тема 13. Профессиональная этика судьи.

Тема 14. Нравственные начала осуществления правосудия.

Тема 15. Профессиональная этика нотариуса.

Тема 2. Этические категории

1.Добро и зло как этические категории:

2. Сущность, содержание и особенности достоинства и чести как этических категорий:

Тема 3. Мораль: понятие, сущность и функции.

Тема 5. Юридическая этика как вид профессиональной этики.

1.Профессиональная этика

2. Особенности профессиональной этики юриста.

Тема 6. Этика профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов.

Тема 7. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания.

1.Этика предварительного следствия:

2.Этика производства следственных действий.

4. Нравственное значение свободной оценки доказательств.

Тема 8. Нравственные начала судопроизводства

1.Профессиональная этика судьи.

Тема. 9. Профессиональная этика нотариуса.

Тема.10 Профессиональная этика адвоката.

Содержание самостоятельной работы студентов

Образовательные технологии

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Вопросы по итоговому контролю

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) литература

Дополнительная литература

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Профессиональная этика.

Планы самостоятельных занятий по учебной дисциплине: «Профессиональная этика»

Тема 1. Введение в этику

Тема 2. Этические категории.

Тема. 3 Мораль: понятие, сущность и функции.

Тема 4. Мораль и политика

Тема 5. Этика и право.

Тема 6. Профессиональная этика: понятие, предмет и виды. Профессиональные кодексы.

Тема 7. Юридическая этика как вид профессиональной этики

Тема 8. Этические начала деятельности представителей отдельных юридических профессий.

Тема 9. Моральные проблемы юриспруденции.

Тема 10. Этика профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов.

Тема 11. Этика предварительного следствия.

Тема 12. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания.

Тема 13. Профессиональная этика судьи.

Тема 14. Нравственные начала судопроизводства

Тема 15. Профессиональная этика нотариуса

Тема 16. Профессиональная этика адвоката.

Тема 17. Этикет в профессии юриста.

Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями

Знания, умения, компетенции

Формы и методы контроля

1

Знания:

-иметь необходимые теоретические знания об основных категориях этики, понятии, сущности и функциях морали;

-иметь представление о нравственных аспектах деятельности представителей отдельных юридических профессии;

-принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- понимать роль и значение профессиональной этики в системе юридических наук, ее связь с теориями отраслевых юридических наук.

В ходе лекционных и семинарских занятий осуществляется комплексный текущий контроль усвоения знаний на основе устного ответа, сообщения, доклада. Проходит тестирование по отдельным блокам курса.

2

Умения:

-оценивать и анализировать ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции;

оценивать и анализировать нравственные аспекты деятельности участников судопроизводства;

- анализировать действующее законодательство с точки зрения нравственности;

- применять наиболее важные требования к языку правовых актов-документов, особенно закона;

- владеть знаниями и навыками выполнения юридической работы; основными приемами и способами юридической техники, позволяющими грамотно составлять правовые акты и избегать юридических ошибок.

В рамках изучения дисциплины отрабатываются основные

3

Компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  • способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

  • владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • обладает культурой поведения, готов к работе в коллективе (ОК-5);

  • иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

  • способен использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач ( ОК-8);

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

Профессиональные компетенции (ПК):

  • способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

  • способен обеспечить соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

  • способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

  • способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

  • способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

  • владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

  • готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

  • способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

  • способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

  • способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

  • способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

  • способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

  • способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В рамках изучения дисциплины планируется проведение срезовых контрольных работ, тестов и итогового контроля. В ходе проведения семинарских занятий - деловые игры, тренинги, экспертизы документов и программ по ключевым вопросам изучаемого предмета



Вопросы по итоговому контролю

  1. Понятие и предмет этики.

  2. Основные этапы исторического развития этических учений.

  3. Основные разделы этики.

  4. Понятие морали и структура.

  5. Функции морали и их характеристика.

  6. Сущность и специфика морального сознания.

  7. Сущность и специфика нравственных отношений.

  8. Содержание и классификация моральных норм.

  9. Характеристика моральных принципов.

  10. Понятие нравственного идеала.

  11. Соотношение морали и права.

  12. Понятие категорий этики и их характеристика.

  13. Классификация этических категорий.

  14. Благ: содержание и специфика.

  15. Категории «добра» и « зла» в деятельности юриста .

  16. Понятие добродетели.

  17. Справедливость: сущность и содержание.

  18. Долг как этическая категория.

  19. Совесть как этическая категория.

  20. Моральная ответственность: сущность, содержание, особенности.

  21. Содержание и специфика достоинства как этической категории.

  22. Честь как этическая категория.

  23. Понятие честолюбия.

  24. Общая характеристика моральных принципов.

  25. Принцип гуманизма: эволюция взглядов и их характеристика.

  26. Патриотизм как важнейший этический принцип.

  27. Понятие и виды профессиональной этики.

  28. Особенности профессиональной этики юриста и их нравственное значение.

  29. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

  30. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.

  31. Нравственное значение оценки доказательства по внутреннему убеждению.

  32. Общие нравственные требования к деятельности следователя.

  33. Этика производства следственных действий.

  34. Моральные проблемы в деятельности адвоката и требования профессиональной этики.

  35. Этика речи защитника.

  36. Характер и основное содержание требований профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов.

  37. Моральные проблемы в деятельности сотрудников милиции.

  38. Особые требования, предъявляемые нотариусу кодексом профессиональной этики.

  39. Нравственные требования к деятельности судебной власти.

  40. Судебный этикет.

  41. Кодекс чести судьи РФ и правила поведения юристов в профессиональной деятельности.

  42. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера разбирательства дела.


43. Этика обвинительной речи прокурора. Понятие и формы юридической деятельности.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) литература

Нормативный материал

Гражданский кодекс РФ. Ч. I. – М.: ИНФРА-М., 1996.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Официальный текст по состоянию на 1 декабря 2001 года. – М.: НОРМА (Изда­тельская группа НОРМА-ИНФРА). – М., 2001.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : кодекс от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29.11.2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М.: «ЭЛИТ-2002», 2002.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Комментарий. – М.: НОРМА, 2004.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации. – М., 1994.

Конституция Российской Федерации. Комментарий / под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М., 1994.

Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». – М., 1992, с изменениями и дополнениями.

О прокуратуре Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (с изм. и доп. от 1.07.2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. - № 47. - Ст. 44-72

Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ [Текст] : Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2008г.)// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 23. - Ст. 2102

О нотариате [Текст] : Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (с изм. и доп. от 19.07.2009 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 10. - Ст. 357.

О милиции [Текст] : Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I (с изм. и доп. от 22.07.2010 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1991. - № 16. - Ст. 503.

Основная литература

Аристотель. Никомахова этика. Соч.: в 4-х т.- т. 4 - М., 1984

Алексеев С.С. Теория права, – М., 1993

Алексина Г.А. Прикладная этика,- М., 2004

Анисимов Л.Е. Мораль и поведение – М., 1985

Батман Д.П. Адвокатская этика – М., 1977

Барщевский М.Ю. Адвокатская этика – М., 2000

Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результат – Томск, 1977.

Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория – М., 1986.

Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права – М., 1998

Букреев В.И. Этика права – М., 1975


Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. Соч.: в 2-х – т. 2 – М., 1993 .

Валеев Д.Ж. Происхождение морали – Саратов, 1981

Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории – М., 1976.

Выгорбина А.Е. Этика права- М., 2005

Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности – М., 1974.

Гусейнов А.А. Введение в этику – М., 1985.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика – М., 1999.

Горский Г.Ф., Кокарев Л.Ж., Котов Л.Д. Судебная этика – Воронеж, 1973.

Дробницкий О.П. Понятие морали – М., 1974.

Дубов Г.В., Опалева А.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие – М., 1999.

Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и этическая культура сотрудников внутренних дел. – Киев, 1990.

Капто А.С. Профессиональная этика – М., 1997.

Карсавин Л.П. Добро и зло – СПб.,1994.

Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности – М., ФОРУМ-ИНФРА – М., 2003.

Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник – М., 2002.

Кокарев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса – Воронеж, 1993.

Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. – М., 1986.

Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист): учебно-практ. Пособие – М., 2001 .

Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. Гл. 2 – М., 1996.

Стецовский Ю.И. Уголовно- процессуальная деятельность защитника – М.,1982.

Строгович М.С. Проблемы судебной этики. М.1974

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.,1990

Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста – М., 2005.