ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 659

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи психологии развития.

2. Структура психологии развития. Детская, возрастная, генетическая психология в структуре псих. Развития.

3. Специфика методов психологии развития.

4. Рост. Биологический и психологический смысл понятия. Кривые роста. Созревание: эндогенные и экзогенные факторы.

5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.

6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)

7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.

8. Социализация. Модели социализации.

9. Понятия направления, теории, модели в науке.

10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект-среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.

11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.

12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.

13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).

14. А. Бандура и теория соц. Обучения.

15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.

16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.

17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.

18. Теория морального развития л. Колберга.

19. Теория развития умений к. Фишера.

20. Культурно-историческая теория Выготского.

21. Диалектическая теория развития а. Валлона.

22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.

23. Модель развития общения Лисиной.

24. Модель развития личности Божович.

25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.

26. Антиравновесная теория Ригеля.

27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.

28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.

29. Системные теории развития.

30. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций, возрастного новообразования.

31. Механизм интериоризации психической функции.

32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.

33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.

34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.

35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.

36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.

37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).

38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.

39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.

40. Общепсихологическая характеристика новорождённости. Особенности психической жизни новорождённого.

41. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития. Общепсихологическая хар-ка младенчества.

42. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития психических процессов.

43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.

45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.

46. Основные линии психического развития в раннем возрасте. Основные новообразования раннего детства.

47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.

48. Специфика развития речи в раннем детстве.

49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.

50. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. Роль орудийных действий в развитии наглядно-действенного мышления.

51. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному. Основные линии психического развития дошкольников.

52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.

54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.

55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.

56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.

57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.

58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.

59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.

60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.

1. Личностная готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.

63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.

1. Развитие внимания

2. Развитие восприятия

4. Развитие речи

5.Память

64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.

65. Развитие личности младшего школьника.

67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.

68. Кризис подросткового возраста.

69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (Выготский, Драгунова, Холл, Шпрангер, Бюлер, Штерн)

70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.

72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.

74. Развитие личности подростка.

75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.

76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.

77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.

78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.

79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.

80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.

81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.

82. Теории развития взрослого человека.

83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.

84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.

85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.

86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.

87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.

88. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.

89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.

90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.

91. Аффективная сфера в период средней взрослости.

92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.

93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.

94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старение и старости. Теории старения.

95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.

96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.

97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.

98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.

100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.

101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.

102. Феномен смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания. Психологические аспекты умирания.

56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.

Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.  Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: (1) притязания личности; (2) Я-концепция; (3) перспективы личности; (4) иерархия побуждений.

Притязания личности (эффективность и привлекательность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.

Стратегия родителей – сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности.

Позиция уверенности: "Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов".

Позиция неуверенности: "Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока".

Формирование Я-концепции . Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.

Оценочный . Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы, например, методики Дембо. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.

Когнитивный . Имеется в виду способность составить описание самого себя.

Эмоциональный . Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки.

Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.

Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов . Ребенок 2 лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.


57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению логических связей. Возникновение обобщения важно для дальнейшего развития интеллекта. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью.

При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.



58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.

Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Существенным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, кот характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми.

59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами (см. выше).

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так-же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.

Психофизиологической готовностью ребенка к школе можно считать его зрелость в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями – уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Не менее важны и навыки речевого общения, а также развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Таким образом, «готовность ребенка к школе» – это комплексное и многогранное понятие.


К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается в этот период самооценка – важная форма проявления самосознания.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может.  Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: 1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации; 2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя; 3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения; 4) хорошее развитие фонематического слуха.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: