ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
11. Проблема духовно-нравственного совершенствования в древнеиндийской (ведической) традиции.
12. Этика и ритуал в культурной традиции Древнего Китая.
Вопрос 18. Пацанчик Аристотель.
21. Своебразие древнеримской культуры. Культура humanitos ( по материалам текстов Сенеки и Цицерона)
Символизм храмового действа у о.Павла Флоренского.
26. Проблема человека в ренессансной культуре humanitas.
27. Поэзия, наука и искусство в культурной системе Ренессанса («Культура призвания»).
28. Роль «Академии» в развитии гуманистической культуры Возрождения.
37. Религия и культура в современном мире (н.Бердяев, п.Флоренский, п.Тейяр де Шарден)
41.2. Историческая типология культуры.
42.1. Мир культуры и ее символические формы (э. Кассиер, р. Барт, а. Белый)
47. Культура как коллективная память и диалог (по работам ю. Лотмана и м. Бахтина).
48. Культура и «общество потребления» (ж. Бодрийяр). Культура в системе мирового хозяйства и рынка.
Вопрос 17. Пацанчик Платон.
В диалогах “Пир”, “Федр”, “Федон” Платон поэтично описывает такое состояние, когда разум постепенно восходит от одиночных прекрасных предметов вообще к прекрасным телам, нравам и обычаям и, наконец, к высшему знанию – идее прекрасного. В этой идеалистической конструкции Платона просматривается мысль, что источник красоты нужно искать в объективных условиях, вне субъекта.
По Платону, искусство (одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, которая удовлетворяет эстетическим потребностям человека и отражает действительность в художественно-образной форме) подражает чувственным вещам, которые сами являются образами, отражениями идей. Художник не возвышается до постижения истинно сущего и прекрасного. Создавая произведения искусства, он лишь копирует чувственные вещи, которые, в свою очередь, суть копии идей, т.е. создает копии с копий. Поэтому искусство, как вторичное отражение, лишено познавательной ценности, более того, оно обманчиво, лживо и препятствует познанию истинно сущего мира. Искусству нет места в идеальном государстве Платона. Впоследствии он несколько смягчается и соглашается, что Муза должна доставлять наслаждение только наилучшим людям, получившим хорошее воспитание. Этим людям искусство не принесет вреда, а будет даже полезным.
Основные положения эстетики Платона послужили исходными предпосылками для многих теорий искусства. Некоторые философы становились последователями Платона, другие – начинали построение собственных концепций. Первым критиком платонизма стал Аристотель Стагирит (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, энциклопедист, основатель перипатетической школы, в эстетической концепции которого проявились материалистические тенденции его учения, основатель науки логики. Вопросы эстетики Аристотель рассматривает в “Риторике”, “Политике” и “Поэтике”, произведении которое дошло до нас в неполном виде. В нем он обобщаетхудожественную практику своего времени и дает теоретическое осмысление художественного творчества. В противоположность Платону, который трактует эстетические категории умозрительно, Аристотель всегда исходит из конкретных фактов, из практики развития искусства.
В центр своих эстетических исследований философ, как и его предшественники, ставит проблему прекрасного. Это закономерно для древнегреческой эстетики, для мыслителей того времени. И искусство, и эстетическое сознание являются воспроизведением прекрасного бытия, которое характеризуется мерой, гармонией, а потому абсолютно прекрасно. Основными чертами прекрасного, по Аристотелю, являются “слаженность, соразмерность и определенность”, а также “ограниченность величины”. Наиболее высокое выражение прекрасного – живые существа, и в особенности человек.
Еще одним важным признаком прекрасного философ называет целостность: начало, середина и конец обязательно предполагают друг друга. Для него прекрасное объективно и абсолютно, но оно находится не в идеях, не в абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах. Он отождествлял красоту и благо, причем видел их проявления и в живой, и в неживой природе, и в обществе, и в искусстве.
Вопрос 18. Пацанчик Аристотель.
Искусство, по Аристотелю, коренится в склонности людей к подражанию. Удовольствие, которое мы получаем от восприятия произведения искусства, – в радости “узнавания”. Поэтому мы на картине увлеченно рассматриваем то, что в реальной жизни нам видеть неприятно. Источник эстетического удовольствия Аристотель усматривает не в идеях и других идеальных сущностях, а в естественном стремлении людей к познанию мира (высшей форме отражения объективной действительности сознанием человека). Человеку приходится “узнавать” и “рассуждать”, поэтому искусство является одной из форм его познавательной деятельности. Аристотель ставит, таким образом, вопрос о художественной правде, об отношениях искусства и действительности. Он не требует абсолютной точности воспроизведения вещей и явлений в искусстве. Задача искусства не в механистической репродукции действительности, а в ее творческом отражении.
Все виды искусства, по Аристотелю, различаются по средствам подражания: звук – средства для музыки и пения; краски и формы – для живописи и скульптуры; ритмические движения – для танцев; слова – для поэзии. Кроме того, они делятся на искусство движения (поэзия, музыка, танец) и искусство покоя (живопись и скульптура). Более подробно философ останавливается на делении словесного искусства на роды и виды, в основе которого лежат особенности объектов и формы подражания. Он выделяет эпос, лирику и драму, причем драма делится на трагедию и комедию.
Процесс создания художественного произведения, как и его восприятие, – интеллектуальный акт. Искусство не имеет значения само по себе. Его роль –воспитание людей, поскольку нравственным идеалом, по Аристотелю, является “созерцательная деятельность разума”. Поскольку искусство – та же теоретическая деятельность, то и оно созерцательно. Художественное познание – это пассивно-созерцательное восприятие мира, а духовное наслаждение искусством ведет к катарсису (от греч. katharsis – очищение; понятие древнегреческой эстетики, означающее духовное переживание и очищение при восприятии художественного произведения). Эстетическое воспитание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели –разумной деятельности.
В творчестве Аристотеля развитие древнегреческой эстетической мысли достигло кульминационной точки. Уже ближайшие ученики философа оказались не готовы продолжить дело своего учителя, и в дальнейшем эстетика античности клонится к закату.
21. Своебразие древнеримской культуры. Культура humanitos ( по материалам текстов Сенеки и Цицерона)
Древнери́мская культу́ра— один из важнейших аспектов древнеримской истории и один из основных её первоисточников.
Искусство ( живопись, архитектура, литература)
Римляне отличались в решении задач материальной жизни, умели создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.
Потом, когда победы над другими народами доставили римлянам богатство и развили в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в Риме почётом, но всё-таки не как нечто существенно необходимое. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.
Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.
Наибольшей оригинальности достигла у римлян архитектура; скульптура и живопись были у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками. По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты. С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Также в Риме была развита живопись, многие мотивы которой были взяты из культуры Древней Греции.
Римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.
Помпейская стенная живопись, подобно самим домам, которые были украшены ею, представляется приноровкой взятого от греков к римским вкусу и требованиям. Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый, реже в чёрный, голубой, зелёный и лиловый; внизу её шла панель более тёмного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза. Площадь стены обрамлялась тонкими, более тёмными или более светлыми, чем она, полосками, которые, кроме того, разделяли её на панно. В середине этих панно либо изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, например вакханки, танцовщицы, крылатые гении, скачущие сатиры, кривляющиеся мимы и т. п., также и сцены жанрового характера с оттенком то сентиментальности, то комизма.
Немного о литературе. Первоначально литературные произведения писались на камне или на коре дерева, поэтому слово «liber» обозначало и книгу и лыко, а также на вощёных и свинцовых табличках. Лучший сорт египетского папируса получил название августовского, в честь Октавиана Августа, но позже он был вытеснен клавдиевым.
Первыми памятниками римской прозы были законы, договоры и богослужебные книги, но уже в пожаре 387 до н. э. сгорели многие важные документы. В 240 до н. э. римляне познакомились с трагедией и комедией авторства Ливия Андроника.
Последний век Республики был отмечен расцветом прозы и поэзии. Умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. В то же время тогдашняя поэзия была разделена на две школы. Одна отстаивала традиционную форму стихосложения, шедшей от Энния. Наиболее известными её приверженцами были Цицерон и Тит Лукреций Кар. Другая школа культивировала традиции эллинистических, особенно александрийских, поэтов и отличалась подчёркнутой эрудицией автора в произведениях, изящностью формы и тягой к сентиментализму. Эпоха Августа, названная «золотым веком римской литературы», стала дальнейшим развитием поэзии. Появились кружки́ Мецената и Мессалы Корвина.
В то же время расцвета достигла специализированная проза. Плиний Старший издал фундаментальный энциклопедический многотомный труд «Естественная история», описавший все известные тогда области науки и знаний, было уделено особое внимание греческой мифологии («Фиваида» Папиния Стация о походе Семерых против Фив, «Аргонавтика» Валерия Флакка). Развился и биографический жанр («Жизнь 12 цезарей»)