ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11. Проблема духовно-нравственного совершенствования в древнеиндийской (ведической) традиции.

12. Этика и ритуал в культурной традиции Древнего Китая.

Вопрос 17. Пацанчик Платон.

Вопрос 18. Пацанчик Аристотель.

21. Своебразие древнеримской культуры. Культура humanitos ( по материалам текстов Сенеки и Цицерона)

22. Европейская культура V -XVIII вв. Процесс культурного самосознания индивида. (общая характеристика тенденции развития, культурных эпох и форм).

23. «Храмовое действо» и его роль в формировании нравственной культуры индивида («культура обязанностей»).

Символизм храмового действа у о.Павла Флоренского.

26. Проблема человека в ренессансной культуре humanitas.

27. Поэзия, наука и искусство в культурной системе Ренессанса («Культура призвания»).

Искусство эпохи Возрождения

Литература Возрождения

28. Роль «Академии» в развитии гуманистической культуры Возрождения.

29. Культура Нового времени. Общая характеристика (по текстам д. Вико, р. Декарта, т. Гоббса, ж.-ж. Руссо, г.Гердера, и. Канта).

30. Формирование «научной картины мира». Декарт о способности «правильно мыслить» как высшем выражении индивидуальной культуры.

34. Антропологические тенденции в философии культуры 18 века и культурное самосознание личности. Культура, традиция, свобода.

36. Культура, мифология и духовный мир современного человека (з.Фрейд, э.Фромм, к.Юнг, а.Лосев, р.Барт)

37. Религия и культура в современном мире (н.Бердяев, п.Флоренский, п.Тейяр де Шарден)

41.2. Историческая типология культуры.

42.1. Мир культуры и ее символические формы (э. Кассиер, р. Барт, а. Белый)

46. Культура в условиях техногенной цивилизации. Массовая культура. (м. Хайдеггер, к. Ясперс, х. Ортега-и-Гассет)

47. Культура как коллективная память и диалог (по работам ю. Лотмана и м. Бахтина).

48. Культура и «общество потребления» (ж. Бодрийяр). Культура в системе мирового хозяйства и рынка.

едр ввёл в римскую литературу жанр басни, а крупнейшим драматургом «серебряного века» стал Луций Анней Сенека.

Просвещение

Мальчики и девочки начинали учиться в 7 лет. Первые состояли под постоянной опекой воспитателя-педагога, сопровождавшим их на занятия в школу, а дома выполнявшим свои прямые функции. Вторые, из богатых семей, получали домашнее образование под руководством матери, а те, что победнее, ходили в школу вместе с мальчиками. Слова «puella docta» («образованная девушка») были желанным комплиментом. Квинтилиан предъявил к педагогам характерные требования («нет ничего хуже людей, мало продвинувшихся в науке дальше начальных сведений, а уже преисполненных ложной уверенности, будто они учёные!»).

Обновлённые этапы описал Апулей как «чаши муз»: литературное чтение, грамматика и риторика. Цицерон например писал, что он изучал Законы двенадцати таблиц, которых в его время не изучал уже никто.

Для рабов Сенека не считал целесообразным введение систематического образования, предоставляя этот момент их хозяину. Но среди рабов всегда было много греков, хорошо образованных в основной своей массе. Они были секретарями, библиотекарями, декламаторами стихов и др. Некоторые, став вольноотпущенниками, по-видимому совершенствовали свои таланты. Среди них были известные в Риме грамматик Реммий Палемон, заведующий библиотекой на Палатине Гай Юлий Гигин и т. д.

Религия

Сам Цицерон, следуя учению стоиков, считает, что боги существуют и заботятся о людях; эта забота проявляется в том, что они создали этот мир. Также Цицерон считает, что всякому человеку от природы присуще знание, что боги существуют: "Ибо всем от рождения ясно, и в душе как бы выгравировано: есть боги. Каковы они, разные о том мнения: но то, что они существуют, никто не отрицает".

В течении IV века произошли коренные изменения в отношении Римского государства к христианству и прежней официальной языческой религии. Если в 311 году императором Галерием был издан эдикт разрешающий исповедание христианства, что спустя два года было подтверждено Миланским эдиктом Константина и Лициния, то уже вскоре в правление Константина был издан специальный эдикт о веротерпимости, разрешавший исповедание язычества. Однако, уже к концу IV столетия императором Феодосием Великим язычество было запрещено, а христианство в 381 году провозглашено государственной религией.

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Тем ни менее, в Восточной Римской империи достижения античной культуры и философии продолжали играть большое значение. Изучались, переписывались и комментировались труды античных авторов. Поддерживался высокий уровень архитектуры, естественных наук, математики и медицины.


Humanitas

(лат.)— человечность, гуманность, культура.

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше по душе проба-билистский скептицизм академиков- скептиков. Он пишет: "Все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения" [О природе богов. I.V.11].Он полагает, что «при обсуждении следует придавать больше значения силе доказательства, чем авторитету». Цицерон выступает как против догматизма, так и против авторитаризма. В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет в себе достоинства монархии, аристократии, демократии. При этом подразумевается, что эти формы лишены всех своих недостатков.

«Первое требование справедливости в том, чтобы никому не

наносить вреда, если только тебя не вызвали на это несправедливостью; затем в

том, чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а

частной -как своей». Цицерон подчеркивает, что общество

связывает людей союзом, разумом, речью (этим люди и отличаются от животных).

"Из всех общественных связей, - говорит Цицерон, - для каждого из нас

наиболее важны, наиболее дороги наши связи с государством. Дороги нам

родители, дороги дети, родственники, близкие друзья, но отечество одно

охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется

пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?"

Многие критики считают, что образ идельного гражданина, со всеми связанными с

этим идеалом обязанностями и нормами поведения, со всеми его характерными

чертами и качествами, "может рассматриваться как некое своеобразное

политическое завещание Цицерона, завещание умудренного жизненным и

государственным опытом деятеля, оставляемое им современникам и потомству в

один из наиболее напряженных моментов как его личной судьбы, так и судьбы

всего римского государства".

Впрочем, учение Сенеки о душе путанно и противоречиво. С одной стороны, душа у него вполне телесна и, как у греческих стоиков, есть «пневма», весьма тонкое, весьма легкое, но все же материальное теплое дыхание. С другой же стороны, в ряде мест Сенека говорит о душе как о самотождестве человеческого духа.


Сенека считал всех людей равными. Все люди — члены единого мирового целого, все люди безусловно равны между собой, даже преступники — те же люди; перед человеком открыты бесконечные пути совершенствования, так что в результате настойчивого стремления к добру добро непременно одержит победу над злом. В то же время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремесленный труд в силу его неизбежной утилитарности и допускал только духовное творчество как единственно свободное.

Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.


22. Европейская культура V -XVIII вв. Процесс культурного самосознания индивида. (общая характеристика тенденции развития, культурных эпох и форм).

Культура Средневековья

В качестве наиболее важных типологических признаков средневековья называют следующее. С точки зрения социально-экономической средние века - это время становления, утверждения и расцвета феодализма. В качестве чрезвычайно важной особенности средневековых культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом.

В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт - церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества. Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви — Римско-католической церкви в Западной Европе и Православной церкви в Восточной.

Как характеристику средневековья можно назвать и то, что с этого времени стало возможным говорить о мировых религиях, чего древний мир не знал. Буддизм и христианство, возникшие еще в рамках культур древности, в средние века превращаются в религии мирового масштаба. Ислам возникает и распространяется в период средневековья. Важно сказать и о схоластике. Схоластика- систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Начиная с XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

В Средние века очень активно стали появляться и развиваться новые стили и направления в архитектуре: романский стиль, готика, ренессанс( что относится, безусловно, к возрождению).

Возрождение

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.


Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.

Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)

  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

  5. Северное Возрождение — XVI век

Мне кажется, что не надо об этом рассказывать подробно. Важно указать в целом то, что свойственно возрождению.

Человек эпохи возрождения

Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы – немаловажно.

Развитие знаний в XIVXVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.