Файл: Проектный офис (Методические подходы к организационным структурам управления проектами).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты создания проектного офиса
1.1. Методические подходы к организационным структурам управления проектами
1.2. Офис управления проектами: назначение и подходы к организации
Глава 2. Практика создания проектных офисов на примере МБОУ СОШ №12 г. Сугрута
2.1. Управление проектами в МБОУ СОШ № 12 г.Сургута
2.2. Предлагаемые методы оценки эффективности проектного офиса в МБОУ СОШ № 12 г.Сургута
Введение
Актуальность. В настоящее время в России происходят масштабные изменения в политике, экономике, управлении. Все эти процессы можно представить как совокупность экономических, социальных, организационных, технических проектов. Усилившаяся конкуренция не только на внешнем рынке, но и в свете последних событий на внутреннем рынке становится зависимой от степени удовлетворения клиентских потребностей. И здесь требуется особый подход и таким подходом является управление проектом.
В целом проект объединяет различные виды деятельности у которых имеются общие признаки: определенные конечные цели и конкретные результаты; взаимосвязанные действия и их скоординированное выполнение; ограниченность во времени. Проекты в условиях рыночной экономики довольно разнообразные и могут быть представлены следующей классификацией – мегапроекты, мультипроекты, монопроекты с соответствующей организационной структурой управления ими. Управление проектом можно в свою очередь представить как методологию организации, планирования и координации человеческих и материальных ресурсов в течение всего жизненного проектного цикла.
Управление проектами активно внедряется в образовании. Проектная деятельность педагогов, обучающихся способствует повышению качества образовательного процесса и развитию творческой активности всех его участников. Участвуя в проектной деятельности, педагог получает дополнительную возможность представить свой творческий опыт широкой аудитории и получить признание профессионального сообщества и социума.
Целью работы является исследование вопросов создания проектного офиса в организации.
Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
- определить сущность, назначение проектного офиса и их виды;
- рассмотреть вопросы создания проектного офиса;
- исследовать ключевые показатели для измерения успеха проектного офиса;
- рассмотреть практику работы проектного офиса в МБОУ СОШ № 12 г. Сугрута.
Объектом исследования является образовательное учреждение МБОУ СОШ № 12 г. Сургута.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе создания и функционирования проектных офисов.
Научно-методическая основа работы. В процессе выполнения работы использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления проектами, материалы периодической печати.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты создания проектного офиса
1.1. Методические подходы к организационным структурам управления проектами
Проект и реализация сложной , непосредственно сам как подсистема, подсистемой будет . Исходя этого, вывод, что организационной в не обойтись. управления вся быть хорошо [1].
современном действуют факторы, обуславливающие инструментов проектами проблем и развития . Проекты составной частью крупных структур[2]. проектов направлены целей -заказчиков. может осуществляться одной нескольких -. В любом и структура быть согласованы планом организации- структурой организации ней[3].
, организационная являться одним важных управления . представляет возможность процессов функций, для достижения перед . Организационная формирования и проекта[4].
структура представляет собой всей управления взаимоотношения между (на этапе) объекта управления средой. проекта и отношения элементами, для процесса управления [5].
современных при подхода к есть структур различные подходы построения структур в свете какой они : -энергетический комплекс , обеспечение медикаментами , военно-промышленный , строительство, и , отрасль, наука[6].
, методика организационных проектами может сферы , основываясь организационной схеме всех проекта (.1). схема взаимодействия является и в советский , так в проектах. В сегодняшний за схема так « управления». отражает - воплощение подхода проектами. проектным совокупное управление , финансовыми, и , требуемыми для проектирования строительства указанный срок, запланированной стоимости заданным качеством[7].
2 - организационная взаимодействия [8]
В проектной решения задачи рабочая группа, завершения над [9].
Одной из , возникающих организационных , по принципу , является функций называемыми проектными уровнями , иными , решение вопроса , какую управления без ущерба передать , на , и выполнение остается верхнем [10].
разные организационные проектами, из свое предназначение. развития отношений структуры в сказываются снижении . Содержание проекта очередь его позиции его [11]
Организационных управления много: функциональная, , -ориентированная (), дивизиональная, , -функциональная и . в проектами основных типа : функциональную, и -[12].
Функциональная организация , что ней (функционального) руководителя , чем руководителя . правило, в руководитель выполняет проекта, а за несет , в котором проекта.
полномочия задач к у руководителей: обращаются с выделении к . такой структуре имеет над [13].
недостатком такой отсутствие за . Линейный руководитель должностных и ответственности за . У проекта , которые позволяют на результатов . достоинствам можно двойного сотрудников[14].
организации часть управлению передается и в объема руководителя слабая, сбалансированная матричные .
В большая часть линейного , а координирует выполнение . сбалансированной полномочия поровну между и руководителем. , проекта осуществляет проекта ролях, распределение ролей руководитель[15].
сильной линейного менеджера , чем руководителя . менеджер занимается ресурсов проекты, , набора. Все , с , общением проекта, перепланированием , членов , расчетом находятся в проекта[16].
структура руководителя проекта, по ресурсами ( меньшими — в типа ) и результат проекта. преимущество способа перед функциональным. организации заключается , что сотрудники ситуации подчинения, к конфликтам, , препятствиям профессиональному компании[17].
Во для крупными отдел, в время переводятся других подразделений. отдела, правило, на контрактной . завершении отдел , проекта увольняется на проект, в свои . , создающие для , применяют проектную [18].
Главное такого в том, проекта распоряжается ресурсами и не никакой сотрудников к . Недостатком необходимость из отдела , что проблемы мотивации и роста, взаимоотношения основным линейным .
, что надежен организации работ, достижения создается , переводятся необходимые , руководитель отвечает . Сотрудников не от проекта , «непроектные» задачи, проекта будет на переговоры менеджерами[19].
этот и самым — , назначая и полностью на , организация самым простои в лишается подключать к другим непроектным .
Таблица 1 отличия разных проектных [20] |
|||||
Типы |
Выделяется ли |
выдает |
|
сотрудника по |
ли быть |
Функциональная |
, |
ФУнкциональный |
|
Функциональный |
, без |
Слабая |
, без |
Руководитель |
|
Функц. |
Да, оповещением |
Сбалансированная матрица |
, указанием |
|
проектная |
|
согласованию с |
Сильная |
Да, |
|
Проектная |
По согласованию проекта |
, функциональный работ наименее , ресурсы проект остаточному принципу, этом никаких результата проекта [21].
Таким , применять имеет смысл , масштабных, и . Функциональный принцип вполне при небольших типовых . промежуточных стоит подходы (см. . 2).
2 Формальные оценки управления проектными [22] |
|||||
организации |
Доля |
Тип |
проектов (сроки, , затраты) масштаба |
скольких подразделений |
|
Почти |
Малый |
1 |
|||
Матричная |
0-25 |
Процедура |
2-3 |
||
Сбалансированная |
15-60 |
/ |
Средний/ |
3 |
|
Сильная |
50-95 |
Седина/ |
Более 3 |
||
Проектная |
85-100 |
/ Очень |
Более 3 |
или матричной подразумевает системы функциональными руководителями проектов. зависимости модели первые имеют полномочий для управления. эффективной, модель распространена на , и , как , всей компании функциональная, матричная . система организации используется дополнение системе для [23].
Смешение управления одной компании в случае, подразделения, чьи руководители не проектах других выполняют проекты . Такое подразделение как (в ) организацию, и может отличную подразделений компании [24].
Эффективность той организационной структуры содержания , которое совокупность целей, результатов[25]. проекта требует исключительной , очень оно структуру.
1.2. Офис управления проектами: назначение и подходы к организации
Офис управления проектами (Project Management Office) обозначает структуру, которая отвечает за управление проектами. Полноценный офис управления проектами выполняет два больших блока задач: поддержку и развитие методологии управления проектами и администрирование и управление проектами. В разных организациях разные состав и объем таких задач[26]. Из табл. 3 видно, что наиболее частые функции — контроль соблюдения методологии, отчетность, администрирование проектов и координация ресурсов, а наибольший объем функций офиса управления проектом имеет в матричных организациях.
Таблица 3 Зависимость функций, выполняемых офисом управления проектом от принятого способа организации проектов и их типа[27] |
|||||
Функции |
Тип проекта |
Тип организационной структура проекта |
|||
Мозги |
Процедура |
Функциональная |
Матричная |
Проектная |
|
Методологические и контрольные функции |
|||||
Разработка и развитие методологии |
+ |
+ |
+ |
||
Контроль соблюдения методологии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подготовка регулярных отчетов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обучение и подготовка |
+ |
+ |
|||
Управленческие и административные функции |
|||||
Администрирование проектов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Координация ресурсов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Управление проектами |
+ |
+ |
|||
Управление портфелем проектов |
+ |
+ |