Файл: Проектный офис (Методические подходы к организационным структурам управления проектами).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты создания проектного офиса
1.1. Методические подходы к организационным структурам управления проектами
1.2. Офис управления проектами: назначение и подходы к организации
Глава 2. Практика создания проектных офисов на примере МБОУ СОШ №12 г. Сугрута
2.1. Управление проектами в МБОУ СОШ № 12 г.Сургута
2.2. Предлагаемые методы оценки эффективности проектного офиса в МБОУ СОШ № 12 г.Сургута
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
23. |
Анализ результатов и эффектов проекта «Формирование портфеля |
2017 год |
Команда портфеля |
Перспективы развития проектов:
- повышение управляемости и привлекательности проектов и портфеля в целом за счет изменения параметров проектов, входящих в портфель (совершенствование системы мониторинга, разработка анкет, опросных листов, необходимость разработки управленческих рекомендаций по трансформации проектов); внедрения в портфельное управление индивидуального консультирования учителя с целью оказания помощи в его профессиональном росте;
- развитие операционного управления для снижения возможных рисков, роста управляемости (разработка алгоритмов практических действий: расчёт финансовых затрат, разработка графиков взаимодействия проектов, расчет расстановки кадров);
- формирование нового портфеля проектов;
- совершенствование инструмента мониторинга за счет внедрения программного обеспечения.
Созданный в школе проектный офис обеспечивает оптимальное достижение тактических и стратегических целей, школы, создание современной школьной образовательной модели.
2.2. Предлагаемые методы оценки эффективности проектного офиса в МБОУ СОШ № 12 г.Сургута
Оценка эффективности работы проектного офиса предусматривает промежуточное и итоговое диагностирование. Промежуточное диагностирование проводится ежегодно. Итоговое - по окончанию срока реализации проекта.
Предлагаемые критерии успешности проектов представлены в таблице 6.
Таблица 6
Предлагаемые критерии успешности работы проектного офиса (на примере проекта «Школьная библиотека»)[44]
Критерии |
Критерии успешности проекта |
Показатель выполнения |
Критерий 1 |
Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. |
1 год: 55 - 70% 2 год:71 - 85% 3 год: 86 - 100% |
Критерий 2 |
Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям. |
1 год: 55 - 70% 2 год: 71 - 85% 3 год: 86 - 100% |
Критерий 3 |
Привлечение к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей. |
1 год: 55 - 70% 2 год: 71 - 85% 3 год: 86 - 100% |
Критерий 4 |
Привлечение к чтению художественной литературы с целью духовного и нравственного развития личности школьников. |
1 год: 55 - 70% 2 год: 71 - 85% 3 год: 86 - 100% |
Критерий 5 |
Внедрение в практику работы новых информационно-коммуникативных технологий. |
1 год: 55 - 70% 2 год: 71 - 85% 3 год: 86 - 100% |
Критерий 6 |
Расширение ассортимента информационных и библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации библиотечных процессов и новых технологий. |
1 год: 55 - 70% 2 год: 71 - 85% 3 год: 86 - 100% |
Проект по внедрению модели будет сопровождаться мониторингом и анализом эффективности в соответствии с критериями успешности проекта, указанными в таблице. Через 1, 2 и 3 года будут подводиться итоги и определяться показатели выполнения каждой задачи на данном этапе. Показатель выполнения задачи будет вычислять по формуле:
(1)
I факт – фактический показатель;
I план – плановый показатель.
Предлагаемая система организации контроля работы проектного офиса включает:
- предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе;
- текущий;
- поэтапный;
- итоговый.
В ходе решения задач проекта развития школьной библиотеки, как библнотечно-информационного центра, руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:
- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели проекта развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
- достаточно ли ресурсное обеспечение;
- рентабельны ли эти направления.
Приведем основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:
- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «одного сотрудника»);
- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «на одного сотрудника»);
- число книговыдач на единицу хранения (то есть обращаемость);
- число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);
- число справочных запросов на одного члена шкального сообщества (отдельно «на одного ученика» и «на одного сотрудника»);
- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.
Показатели обеспеченности ресурсами: общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества; обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества; обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.
Кадровые показатели: отношение числа ставок в библиотеке к численности школьного сообщества; отношение числа полных ставок к показателям использования библиотеки.
Качественные показатели: степень удовлетворенности пользователей; целевые группы пользователей; консультационная деятельность.
Стоимостные показатели: удельные издержки на функции, услуги и операции; расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы); общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества; общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы; затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.
Сравнительные показатели: статистические показатели библиотеки в сопоставлении с соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.
Проведенное во второй главе исследование позволяет сделать следующие выводы.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 12 организована проектная деятельность для реализации ряда проектов: «Школьная библиотека», «Мой учитель», «Школьный музей», «Познание и творчество», «Школа цифрового века», «Шаг в будущее». Для реализации проектов в школе создан проектный офис. Руководитель портфеля проектов – Директор школы. Команда портфеля проектов включает заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителя Методического совета. Созданный в школе проектный офис обеспечивает оптимальное достижение тактических и стратегических целей, школы, создание современной школьной образовательной модели.
Оценка эффективности работы проектного офиса предусматривает промежуточное и итоговое диагностирование. Промежуточное диагностирование проводится ежегодно. Итоговое - по окончанию срока реализации проекта.
В целях повышения эффективности оценки деятельности проектного офиса нами разработаны критерии успешности (на примере проекта «Школьная библиотека»), а также методы их расчета.
Предлагаемая система организации контроля работы проектного офиса включает: предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе; текущий; поэтапный; итоговый).
Заключение
Организационная структура управления проектами представляет собой внутреннее устройство всей системы управления и показывает взаимоотношения между структурными подразделениями (на внутреннем этапе) и взаимосвязь объекта управления с внешней средой. Структура проекта организует связи и отношения между ее элементами, необходимые для эффективного осуществления процесса управления проектом.
В управлении проектами выделяют три основных типа организационных структур: функциональную, матричную и проектно-ориентированную.
Наиболее надежен проектный способ организации работ, когда для достижения цели создается отдел, куда переводятся необходимые сотрудники, и руководитель отдела отвечает за результат. Однако этот способ является и самым дорогостоящим. Применять проектный принцип имеет смысл для длительных, масштабных, сложных и ресурсоемких проектов. Функциональный принцип может быть вполне эффективен при правильной организации небольших типовых проектов. Для промежуточных ситуаций стоит применять матричные подходы.
Офис управления проектами – это структура, которая отвечает за управление проектами. Офис управления проектами выполняет два больших блока задач: поддержку и развитие методологии управления проектами и администрирование и управление проектами.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 12 организована проектная деятельность для реализации ряда проектов: «Школьная библиотека», «Мой учитель», «Школьный музей», «Познание и творчество», «Школа цифрового века», «Шаг в будущее». Для реализации проектов в школе создан проектный офис. Руководитель портфеля проектов – Директор школы. Команда портфеля проектов включает заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителя Методического совета. Созданный в школе проектный офис обеспечивает оптимальное достижение тактических и стратегических целей, школы, создание современной школьной образовательной модели.
Оценка эффективности работы проектного офиса предусматривает промежуточное и итоговое диагностирование. Промежуточное диагностирование проводится ежегодно. Итоговое - по окончанию срока реализации проекта.
В целях повышения эффективности оценки деятельности проектного офиса нами разработаны критерии успешности (на примере проекта «Школьная библиотека»), а также методы их расчета.
Предлагаемая система организации контроля работы проектного офиса включает: предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе; текущий; поэтапный; итоговый).
Список литературы
- Байзаков М.К., Жикина В.М. Выбор организационной структуры как один из факторов эффективного управления проектом // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Омский государственный университет путей сообщения, Донецкий институт железнодорожного транспорта. 2014. С. 290-295.
- Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012.
- Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116.
- Момотова О.Н., Гочияева А.Х. Организационные структуры управления проектами // Kant: Экономика и управление. 2013. № 2. С. 121-123.
- Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие/М.В. Романова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.
- Титов А.А. Преимущества и недостатки линейно-функциональной и матричной структур в управлении проектами // В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 131-133.
- Управление проектами: учеб. пособие / И.И. Мазур [и др.]; под общей ред. И.И. Мазур и В.Д. Шапиро. – 8-е изд., - М. : Изд-во «Омега-Л», 2012.
- Официальный сайт школы №12 г.Сургута www.school12.admsurgut.ru
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Байзаков М.К., Жикина В.М. Выбор организационной структуры как один из факторов эффективного управления проектом // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Омский государственный университет путей сообщения, Донецкий институт железнодорожного транспорта. 2014. С. 290-295. ↑
-
Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие/М.В. Романова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – С. 32. ↑
-
Управление проектами: учеб. пособие / И.И. Мазур [и др.]; под общей ред. И.И. Мазур и В.Д. Шапиро. – 8-е изд., - М. : Изд-во «Омега-Л», 2012. – С. 33. ↑
-
Управление проектами: учеб.пособие/ И.И. Мазур [и др.]; под общей ред. И.И. Мазур и В.Д. Шапиро. – 8-е изд., - М. : Изд-во «Омега-Л», 2012. – С. 33. ↑
-
Титов А.А. Преимущества и недостатки линейно-функциональной и матричной структур в управлении проектами // В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 131-133. ↑
-
Управление проектами: учеб.пособие/ И.И. Мазур [и др.]; под общей ред. И.И. Мазур и В.Д. Шапиро. – 8-е изд., - М. : Изд-во «Омега-Л», 2012. – С. 33. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Момотова О.Н., Гочияева А.Х. Организационные структуры управления проектами // Kant: Экономика и управление. 2013. № 2. С. 121-123. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 39. ↑
-
Титов А.А. Преимущества и недостатки линейно-функциональной и матричной структур в управлении проектами // В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 131-133. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Байзаков М.К., Жикина В.М. Выбор организационной структуры как один из факторов эффективного управления проектом // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Омский государственный университет путей сообщения, Донецкий институт железнодорожного транспорта. 2014. С. 290-295. ↑
-
Байзаков М.К., Жикина В.М. Выбор организационной структуры как один из факторов эффективного управления проектом // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Омский государственный университет путей сообщения, Донецкий институт железнодорожного транспорта. 2014. С. 290-295. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Байзаков М.К., Жикина В.М. Выбор организационной структуры как один из факторов эффективного управления проектом // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Омский государственный университет путей сообщения, Донецкий институт железнодорожного транспорта. 2014. С. 290-295. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Байзаков М.К., Жикина В.М. Выбор организационной структуры как один из факторов эффективного управления проектом // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Омский государственный университет путей сообщения, Донецкий институт железнодорожного транспорта. 2014. С. 290-295. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Титов А.А. Преимущества и недостатки линейно-функциональной и матричной структур в управлении проектами // В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 131-133. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Байзаков М.К., Жикина В.М. Выбор организационной структуры как один из факторов эффективного управления проектом // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Омский государственный университет путей сообщения, Донецкий институт железнодорожного транспорта. 2014. С. 290-295. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Байзаков М.К., Жикина В.М. Выбор организационной структуры как один из факторов эффективного управления проектом // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки сборник трудов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Омский государственный университет путей сообщения, Донецкий институт железнодорожного транспорта. 2014. С. 290-295. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 45. ↑
-
Горбова И.Н. Методические подходы к организационным структурам управления проектами // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 112-116. ↑
-
Официальный сайт школы №12 г.Сургута www.school12.admsurgut.ru ↑
-
Составлено автором. ↑
-
Составлено автором. ↑
-
Официальный сайт школы №12 г.Сургута www.school12.admsurgut.ru ↑
-
Разработано автором. ↑