ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
4.Характеристики организационной культуры компании
10.Этапы развития управления: школа человеческих отношений
11. Классическая школа управления
13. Типы и структуры организаций
14. Корпоративные и индивидуалистские организации: характеристики.
15. Механистические и органические организации: характеристики
17. Характеристика матричных организаций
18. Дивизиональная структура управления
19. Формальные и неформальные структуры в организации.
Формальные и неформальные группы
20. Управление конфликтами в организации.
25. Основные функции управления: планирование, руководство, мотивирование, организация, контроль.
20. Управление конфликтами в организации.
Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.
Группы управления конфликтами:
1. Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и заключаются в правильной организации своего поведения, в умении высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Основан на передаче другому лицу того или иного отношения к определенному предмету без требований и обвинений, но так чтобы другой человек изменил свое отношение.
2. Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системой мотивации труда.
К ним относятся:
- Разъяснение требований к работе.
- Использование координационных механизмов.
- Разработка и уточнение общеорганизационных целей.
- Создание обоснованной системы вознаграждений.
3. Межличностные методы - выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов.
К ним относятся:
- Приспособление (уступчивость).
- Уклонение.
- Противоборство.
- Сотрудничество или компромисс.
- Принуждение.
- Решение проблемы.
4. Переговоры - набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.
Тактики ведения переговоров:
- Тактика позиционного торга.
- Технология решения проблемы.
5. Ответные агрессивные действия приводят к разрешению конфликтной ситуации с применением силы. По признаку принадлежности к направлению управления конфликтами выделяют 3 группы методов:
1. Уход от конфликта: его преимущество в оперативности принимаемого решения. Применяется в случае ненужности данного конфликта или, если очень высоки издержки возможного конфликта. Его применяют в случае банальности проблемы, при наличии более важных поблеем, требующих решения, при потребности выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от немедленного принятия решения.
Разновидности метода:
- Метод уступки.
- Метод бездействия.
- Метод сглаживания: используется в организациях, ориентированных на коллективные методы трудового процесса и основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны.
2. Подавление конфликта - применение активных действий по ликвидации конфликтной ситуации. Разновидности метода:
- Метод скрытых действий: применяется, когда стечения экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств делает невозможным открытый конфликт.
- Метод быстрого решения - решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки.
3. Управление конфликтами:
- Умение отличать главное от второстепенного.
- Внутреннее спокойствие.
- Умение подходить к проблеме с разных точек зрения.
- Готовность к любым неожиданностям.
- Восприятие действительности такой, какой она есть.
- Наблюдательность.
- Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации.
- Дальновидность.
- Умение извлекать опыт из всего происходящего.
Билет 21. Классификация конфликтов.
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», что означает столкновение. Поэтом под конфликтом в современном управлении понимают столкновение, борьбу сторон, мнений, сил, процесс перерастания конфликтной ситуации в открытое для окружающих столкновение.
Конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Поэтому их можно классифицировать по различным признакам.
Классификация конфликтов
По действию на функционирование группы:
Конструктивные (приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.)
Деструктивные (препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.)
По содержанию:
Реалистические (вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.)
Нереалистические (конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью)
По характеру участников:
Внутриличностные (острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности (потребностями, мотивами, ценностями, чувствами), отражающее противоречивые связи с социальной средой)
Межличностные (это самый распространенный тип конфликта , возникает между двумя (или больше) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей; причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.).
Между личностью и группой (зачастую происходит в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям; возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.)
Межгрупповые (это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Может возникнуть из-за столкновения стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.)
22. Признаки кофликтов
Конфликт проявляется в виде специфических реакций людей друг к другу. В связи с этим конфликты всегда обретают межличностную окраску. И хотя имеются различные классификации конфликтов, все они в основу кладут феномен межличностного взаимодействия работников производства. Конфликт начинается с возникновения конфликтных ситуаций.
Слово конфликт обычно воспринимается людьми с негативных позиций. Они ассоциируют это слово с враждой и болью, которые в действительности сопровождают всех конфликтующих. Однако в организациях конфликт — это не обязательно негативное явление. Нередко конфликты помогают участникам трудового процесса, когда они попадают в конфликтные ситуации, лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.
Конфликты бывают открытыми и скрытыми. Первые лежат на поверхности, а вторые спрятаны за ширму благоприятных отношений. Скрытые конфликты можно распознать лишь по косвенным проявлениям. Руководителю трудового коллектива нужно иметь представление о признаках конфликтных ситуаций на производстве.
Наиболее характерными признаками конфликтных ситуаций в трудовых коллективах являются:
Факты унижения достоинства личности в официальной или неофициальной обстановке;
Резкое изменение в отношении к работе (функциональным обязанностям);
Факты уклонения от выполнения указаний, распоряжений непосредственных (вышестоящих) начальников;
Обоюдное или одностороннее словесное или физическое оскорбление;
Замкнутость, уединение, подавленность отдельных лиц;
Формальная постановка работы по управлению персоналом;
Негативные суждения об окружающей обстановке, о жизни и деятельности сослуживцев у должностных лиц.
23. Стратегии разрешения конфликтов
Универсального способа разрешения конфликтов не существует. Каждый руководитель и менеджер по персоналу может выбрать тот вариант, который считает наиболее эффективным и удобным.
Бертинаско выделил три основные стратегии разрешения конфликтов. В качестве критерия он выбрал те роли, которые играют (и занимают в итоге) менеджер и сотрудники.
Это концепции:
"победитель-побежденный" Эта стратегия управления конфликтом, как видно из названия, предполагает, что одна из сторон обречена на поражение. Менеджер полагает, что любой конфликт угрожает его благополучию, а значит, стремится сделать все возможное, чтобы подавить его. Эта стратегия характерна для авторитарного стиля управления.
"побежденный-побежденный" Отличительным признаком данной стратегии является то, что ни одна из сторон не достигает желаемого результата. Менеджер стремится "отделаться малой кровью" и предпочитает избегать активных мер и прямых конфронтаций.
"победитель-победитель" Стратегия "победитель-победитель" направлена на достижение максимально удовлетворяющих обе стороны результатов. Эта стратегия наиболее эффективна, так как позволяет разрешить конфликт и создает в организации благоприятный климат сотрудничества.