ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
4.Характеристики организационной культуры компании
10.Этапы развития управления: школа человеческих отношений
11. Классическая школа управления
13. Типы и структуры организаций
14. Корпоративные и индивидуалистские организации: характеристики.
15. Механистические и органические организации: характеристики
17. Характеристика матричных организаций
18. Дивизиональная структура управления
19. Формальные и неформальные структуры в организации.
Формальные и неформальные группы
20. Управление конфликтами в организации.
25. Основные функции управления: планирование, руководство, мотивирование, организация, контроль.
13. Типы и структуры организаций
Типологии организаций
По методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации подразделяют на два типа:
• механистические организации;
• органические организации.
По взаимодействию подразделений организации делятся на три типа:
• традиционные организации;
• дивизиональные организации;
• матричные организации;
• комбинированные (состоящие из элементов предыдущих трех).
Традиционные организации могут иметь:
• линейную структуру управления (рис.32);
• линейно-функциональную структуру управления (рис. 33)
• линейно-штабную (линейно-функционально-штабную) структуру управления
|
|
Типологии организационных структур
Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).
линейная;
матричная;
дивизиональная
14. Корпоративные и индивидуалистские организации: характеристики.
Различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключевыми среди этих переменных являются те, которые относятся к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п. В таблице приводятся основные характеристики двух типов организаций: организации корпоративного и индивидуалистского типов.
Корпоративная организация |
Индивидуалистская организация |
Объединение людей через их разъединение по социальному и профессиоальному критериям |
Свободное, открытое и добровольное объединение людей |
Монополия и стандартизация в деятельности организации |
Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп в организации |
Доминирование иерархических властных структур. Интересы согласовываются лидерами |
Господство принципа увязки интересов всех членов в рамках демократического процесса |
Создание и поддержание дефицита возможностей и ресурсов с их централизованным распределением |
Поддерживаемое руководством обеспечение поиска возможностей и дополнительных ресурсов |
Субъект интереса — группа, коллектив или вся организация |
Субъект интереса — личность |
Организация отвечает за человека. Суверенитет организации. Свобода для организации |
Человек отвечает сам за себя. Суверенитет личности. Свобода для личности |
Принцип большинства или старшинства в принятии решений |
Принцип меньшинства или право вето в принятии решений |
Интересы производства определяют интересы воспроизводства самого человека |
Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека |
Двойная мораль (личная и организации) в поведении |
Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении |
Лояльность по отношению к организации |
Лояльность по отношению к своим убеждениям |
Человек для работы |
Работа для человека |
15. Механистические и органические организации: характеристики
Механистическая организация характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации.
Свои преимущества, например такие как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:
- в организации известны общие цели и задачи;
- работа в организации может делиться на отдельные операции;
- общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;
- выполнение работы индивидуумом может достоверно измеряться;
- денежное вознаграждение мотивирует работника;
- власть руководителя признается как законная.
Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких как наличие ресурсов и спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.
Органические организации характеризуются слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется не рутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.
Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, то есть являться более гибкой. Чтобы нагляднее отобразить суть органического подхода, его можно представить как прямую противоположность «идеальной» бюрократии (табл. 8.1).При органическом подходе в силу отсутствия ясных оценок и стандартов работником больше движет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко разработанная система формального контроля.
Механистические организации |
Органические организации |
Узкая специализация работ |
Широкая специализация |
Работа по правилам |
Мало правил и процедур |
Четкие права и ответственность |
Амбициозная ответственность |
Ясность в уровнях иерархии |
Уровни управления размыты |
Объективная система вознаграждения |
Субъективная система вознаграждения |
Объективные критерии отбора кадров |
Субъективные критерии отбора кадров |
Отношения формальные и носят официальный характер |
Отношения неформальные и носят личностный характер |
Простое, стабильное окружение |
Сложное, нестабильное окружение |
Цели и задачи стабильны |
Цели и задачи нестабильны |
Задачи поддаются делению |
Задачи не имеют четких границ |
Задачи простые и ясные |
Задачи сложные |
Работа измеряема |
Работу измерить сложно |
Оплата труда мотивирует |
Мотивирование потребностей верхнего уровня |
Власть признается |
Авторитет власти завоевывается |
16. Характеристика традиционных организаций
Традиционной считается линейная структура управления организации. Линейная организационная структура управления - это наиболее распространенный тип иерархической (бюрократической) структуры.
Многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю.
По такому принципу формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию до самого низа.
Рис.1. Линейная организационная структура управления предприятия
Преимущества линейной структуры управления:
четкая система взаимных связей функций и подразделений;
четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
ясно выраженная ответственность;
быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
согласованность действий исполнителей;
оперативность в принятии решений;
простота организационных форм и четкость взаимосвязей;
минимальные издержки производства и минимальная себестоимость выпускаемой продукции;
Недостатки линейной структуры управления:
Отмечаемые недостатки |
Причины недостатков |
Пути устранения недостатков |
Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; |
Вопрос стратегического планирования –в первую очередь вопрос руководителя |
Подготовка или замена руководителя. Введение дополнительной штатной единицы, переход к линейно-штабной структуре |
В работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими; Перегрузка управленцев верхнего уровня; |
Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Вопросы в пределах их компетенции они должны решать самостоятельно. |
Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий. Введение штатной единицы помощника, на которого возложить рутинные работы. |
Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; |
Отсутствие горизонтальных связей |
Введение процессного подхода, налаживание горизонтальных связей |
Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; |
Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Они должны приспосабливаться к изменениям, не дожидаясь команды сверху |
Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.
|
Критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные |
Это не недостаток, это само собой разумеющееся |
Разработать критерии эффективности и качества подразделений и системы мотивации ориентированной не только на результаты конкретного подразделения, но и предприятия в целом. |
Тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности |
Исключение из оценок экономических факторов, замена их субъективными |
Введение экономических оценок, введение системы бюджетирования |
Большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; |
Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Высшие руководители и не должен принимать решения по вопросам, непосредственно касающихся лиц, выпускающих продукцию. |
Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.
|
Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. |
Это не недостаток, это аксиома |
Правильный подбор кадров, в первую очередь первого лица предприятия и топ менеджеров. |