Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 441
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.3 УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ И МЕТОДЫ ИХ УМЕНЬШЕНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО СФЕРА-МВС)
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вывод: рентабельность конечной деятельности увеличилась на 9,003% и составила в 2019 - 57,324%, это произошло вследствие увеличения товарооборота на 32.98% или 94млн.руб. Валовая прибыль в относительном выражении увеличилась на 36,71%, в абсолютном - на 2,9 млн. руб., что говорит о положительной динамике товарооборота. Среднемесячная заработная плата увеличилась на 5,56% или 0,001 млн. руб. Прибыль от продаж увеличилась на 41.51% и составила 5,3млн.руб., рентабельность продаж также увеличилась на 6,62% и составила 57,31%.
Отрицательным моментом за 2019год является - снижение прочих операционных доходов на 60%, прочих доходов на 82,5%, однако в абсолютном выражении на рентабельность деятельности ООО они существенно не повлияли.
Для полной характеристики деятельности магазина необходимо проанализировать динамику товарооборота в действующих и сопоставимых ценах.
Для полного анализа необходимо рассчитать влияние изменения розничных цен на изменение объема розничного товарооборота.
Таблица 2.3. Расчет влияния изменения розничных цен на объем товарооборота.
Годы |
Розничный товарооборот |
Индекс розничных цен |
Прирост товарооборота, млн.руб. |
|||
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
всего |
в т.ч. за счет изменения |
|||
роста цен |
физич. объема |
|||||
2017 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
2018 |
191 |
185 |
0,88 |
0,6 |
0,45 |
0,15 |
2019 |
258 |
250 |
0,91 |
1,2 |
0,804 |
0,396 |
Вывод: по таблице 2.3 видно, что за счет увеличения розничных цен в 2019г. товарооборот увеличился на 94млн.руб., за счет изменения физического объема и составил 285млн.руб..
Анализ материального и технического оснащения торгового предприятия.
Предоставление услуг осуществляется в процессе взаимодействия труда человека и определенных средств производства. Последние по своему материально-вещественному составу составляют производственные фонды предприятия, всю совокупность которых делят на основные и оборотные.
Таблица 2.5. Расчет установочной и выставочной площадей в магазине.
Наименование оборудования |
Количество |
Размер |
Кол-во полок |
Установ. площадь, м2 |
Выставочная площадь, м2 |
№ 1 витрина низкая |
16 |
1*1,5 |
1 |
24 |
24 |
№ 1 витрина высокая |
7 |
1*1 |
3 |
3 |
21 |
итого |
23 |
- |
- |
27 |
45 |
Коэффициент емкости оборудования:
Кео = Вп / Уп = 45 / 27 = 1,66,
где Кео - коэффициент емкости оборудования, Вп - выставочная площадь, м2, Уп - установочная площадь, м2.
Коэффициент емкости для магазина является низким, но для данной сферы деятельности - достаточно высок. Это объясняется тем, что мотоциклы стоят в зале, на витринах находятся только запчасти, аксессуары, рядом с кассой. Таким образом они лучше просматриваются потенциальными покупателями, что ведет к увеличению объема продаж, и соответственно, прибыли.
2.2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Проанализируем основные этапы процесса закупки комплектующих в ООО «СФЕРА-МВС».
Закупка товаров и комплектующих в ООО «СФЕРА-МВС», начинается с анализа рынков сбыта.
Цель проведения исследований рынка закупок товара и комплектующих определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:
- непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);
- опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);
- рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);
- новые рынки.
Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс. Полученная информация обрабатывается в трех аспектах:
а) современный анализ рынка («моментальный снимок»);
б) динамика изменения конъюнктуры рынка;
в) прогнозы изменения рынка.
Далее происходит непосредственно выбор поставщиков. Большинство комплектующих ООО «СФЕРА-МВС», закупает в крупных китайских оптовых фирмах.
Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в
средствах массовой информации и т. п.;
- посещение выставок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. закупка товар организация экономический
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- организация управления качеством у поставщика;
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
- службы поставляемого оборудования;
- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договора.
В таблице 3 представлена общая характеристика предприятий-поставщиков.
Поставщик |
Адрес |
Ассортимент товаров |
Характеристика компании |
Hongda Tyre Co., Ltd. |
Qingdao, Shandong, China |
Моторезина,камеры |
Оптовая компания по продаже резины и камер,а |
Zhejiang Fengcheng E-Bike Co., Ltd. |
No. 32, Jianxi Road, Jianchuan Village, Xinjian Town, Jinyun Country, Lishui, Zhejiang, China |
Мотоциклы,скутера, |
Оптовая компания по продаже мопедов, мотоциклов, скутеров. В ассортименте представлена любая техника. |
Qingdao Impetus International Trading Co., Ltd. |
Yanggu Road,Shibei District,Qingdao,Shandong,China |
внедорожные мотоциклы, квадроциклы |
Оптовая компания по продаже внедорожной мототехники |
SHENZHEN KALEAD TOOLS CO., LTD. |
No9, Building6, Newvillage., Jueyuan, Shajing, Baoan District, Shenzhen, Guangdong, China |
Запчасти, расходники |
Оптовая компания по продажам запчастей и расходников. |
Таблица 3. Общая характеристика предприятий-поставщиков.
Как видно из результатов анализа основными поставщиками предприятия ООО «СФЕРА-МВС», магазин «Мото сфера» являются оптовые компании, находящиеся в Китае.
Эти компании реализуют довольно широкий ассортимент техники в крупном и мелком формате.
Структура закупок ООО «СФЕРА-МВС» в процентах, Данные представлены за 2019 год.
Таблица 4. Структура закупок
Предприятие-поставщик |
Сумма закупки, тыс. руб. |
доля в общих закупках, % |
Zhejiang Fengcheng E-Bike Co., Ltd. |
37022400 |
14,4 |
Qingdao Impetus International Trading Co., Ltd. |
61704000 |
24 |
SHENZHEN KALEAD TOOLS CO., LTD. |
51420000 |
20 |
Hongda Tyre Co., Ltd. |
40107600 |
15,6 |
Остальные поставщики |
66846000 |
26 |
Итого |
257100000 |
100 |
Наибольшую долю в общих закупках предприятия ООО «СФЕРА-МВС» занимает категория «остальные поставщики», она составила 26 %, что обусловлено довольно объемным списком предприятий, входящих в состав данной категории.
Из основных поставщиков наибольшую долю занимает предприятие Qingdao Impetus International Trading Co., Ltd. она составила 24% .
Как видно из представленных таблиц, поставщики приблизительно имеют равный удельный все в структуре закупок в ООО «СФЕРА-МВС» и работают стабильно.
Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам отдела высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующие товары и их количество, условия, сроки поставки или резервирования, а также каталожные коды фирм-производителей.
На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанных товаров. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и товары, отсутствующее на складе поступает в отдел закупок, после чего отказаться от него уже невозможно, а товары, находящееся на складе резервируется. Однако, как было выявлено, менеджеры по закупкам не обладают квалифицированными знаниями логистики и соответственно совершают закупку товаров не рационально, что приводит к сбою организации процесса закупок в ООО «СФЕРА-МВС».
Как уже было сказано, удалось выявить, что менеджеры по закупкам не обладают квалифицированными знаниями логистики и соответственно совершают закупку товаров не рационально, что приводит к сбою организации процесса закупок в ООО «СФЕРА-МВС». В настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса не всегда имеют возможность привлечь высококвалифицированных специалистов. ООО «СФЕРА-МВС», магазин «Мото-сфера» как раз и относится к данным предприятиям.
В этой связи необходимо регулярно проводить соответствующие тренинги для повышения квалификации персонала, особенно в постоянно меняющихся условиях рынка.
Профессиональное обучение способствует удовлетворению корпоративных интересов - повышению уровня персонала, а также увеличению эффективности хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует также отметить, что недостаточная квалификация персонала может привести к целому комплексу негативных последствий.
2.3 АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ассортимент ООО «СФЕРА-МВС» составляет более 2 000 товарных позиций.
Управление магазином осуществляет директор магазина, путем контроля отчетности и проверок. Регламентирует:
· Ассортимент товара (количество позиций);
· График поставок товаров;
· Прайсы на товары;
· Информацию о проводимых акциях, программ и т.д.
· Правила приема на работу сотрудников; требования, предъявляемые к ним;
· Систему штрафов и премий;
· График работы (смены и т.п.);
· Время отдыха и обеда (60 минут на обед).
Основное назначение: розничная торговля.
Конкуренты, находящиеся в этом же районе:
· Магазин запчастей «Максидом» находится в этом же районе, но представляет менее широкий ассортимент товаров. Пропускная способность - 210 чел/день.
· Магазин запчастей «Галактика» находится в том же районе, но работает только под заказ и торгует готовой продукцией. Пропускная способность 120 чел./день.
· Магазин «Мотозапчасти» находится в том же районе, но не представляет собой особой конкуренции, так как очень высокие цены на товар. Пропускная способность магазина 70 чел./день.
Описание входов:
Товар в широком ассортименте поступает из различных торговых сетей. Туда относятся запчасти для мопедов китайского и японского производства, масла, инструменты для ремонта техники.