Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы поглубже и подробнее разобраться, и ориентироваться необходимостью малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных государств по развитию малого бизнеса. Во всех зарубежных государствах с нормально развитой рыночной экономикой существует большая государственная помощь малому бизнесу. К примеру, в Германии дотации небольшим компаниям составляют около 4 миллиардов евро в год[5].

В конгрессе США вопросами малого бизнеса занимаются два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "TOYOTA", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству автомобилей, поставляют запчасти и мелкие комплектующие 3000 компаний, которые помогают большой корпорации[6].

Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д., и т.п.


В общем, стоит отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются много внимания в государственном масштабе.

Государство поддерживает малый бизнес, как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По законодательству к малому предпринимательству относятся не одни только малые предприятия и их подкатегория — микропредприятия. Они объединяются со средними предприятиями и образуют категорию МСП – малых и средних предприятий, малого и среднего бизнеса. Основные критерии заключаются в объеме полученного дохода и численности. Для малых предприятий доходы ограничены 800 млн руб., а численность в среднем должна быть не более 100 человек. Для сравнения: если численность до 15 человек включительно, а доходы – до 120 млн руб., то речь идет о микропредприятии.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом[7].

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток - это высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами


сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу-вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес[8].

Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, инвестиции. Первый источник был уничтожен высокой инфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства высокими процентами за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже не подходит для старта, инвесторы не готовы вкладывать деньги в предприятие, которое только собирается начинать деятельность, но бывают исключения. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам[9].

Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.


Стоит рассказать о проблеме в малом бизнесе в России.

Первая проблема

Маркетинговая эффективность, вернее, ее отсутствие, – вот то, с чем зачастую сталкивается малый российский бизнес в 2020 году. Множество небольших бизнес-проектов сегодня просто не продумывают фактор, который можно именовать их уникальным предложением в плане торговли.

Они пытаются влиться одновременно в несколько конкурирующих областей.

Однако проблема состоит не в этом. Данные сферы зачастую противоречивы. Как результат, они не имеют ни высокого сервиса, ни демократичных цен. Совокупность высокой ценовой планки и низкого уровня сервиса приводит к полному краху. Стоит справедливо оговориться, что подобные проблемы в бизнесе вытекают из иных сложностей: опять-таки неэффективного руководства и отсутствия планирования. Именно поэтому крайне важно при развитии собственного дела ответить честно на вопрос, почему клиент должен пользоваться именно этими услугами или покупать данный товар[10].

Во-вторых, государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим.

В-третьих, осуществить более легкий доступ предпринимателям малого бизнеса к получению финансовых ресурсов, то есть получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина, а это 49% респондентов (по данным газеты «Опора России, 2020 г.в.») отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются высокие ставки по кредитам. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.

В-четвертых, целый ряд таких предприятий связаны с «криминальной» деятельностью: многие предприятия работают по «серой» схеме, скрывают свои доходы, не оплачивая налоги[11].

Именно поэтому у общественности складывается резко отрицательное мнение относительно предпринимательства в целом, именно это все влияет на появление новых предприятий, которых с каждым годом становится меньше и все больше предприятий становятся банкротами. Статистику, которая изображена в диаграмме можно увидеть на рисунке 1.


Рисунок 1. Сравнение статистики открытых и закрытых малых предприятий в России за 2018 и 2019 год.

1.3 УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ И МЕТОДЫ ИХ УМЕНЬШЕНИЯ

Риск характеризуется как угроза возникновения внезапных убытков, потерь прогнозируемой прибыли, заработка или имущества, валютных средств в связи со случайным изменением условий финансовой деятельности, негативными обстоятельствами[12].

В критериях рыночной экономики риск – главный компонент предпринимательства. Предприниматель, способный правильно рисковать, оказывается вознагражденным. Риском полагается считать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». Характерные особенности риска – неточность, внезапность, нерешительность, предположение, о достижении цели. Руководство риском содержит в себе исследование и реализацию экономически аргументированных для данной компании рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение стартового уровня риска до приемлемого финального уровня. Управление риском основывается на результаты оценки риска, технико-технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования компании, действующую и предсказуемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования. В условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.

Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа:

- методы уклонения от риска;

- методы локализации риска;

- методы диссипации риска;

- методы компенсации риска.

Методы уклонения от риска наиболее распространены в практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами - потребителями и поставщиками, стараются не расширять круг партнеров и т.п. Чтобы избежать риска срыва производственной программы из-за нарушения графиков поставок сырья, материалов и комплектующих, предприятия отказываются от услуг сомнительных или неизвестных поставщиков[13].