Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными факторами, влияющими на особенности управления малым предприятием, являются: размер предприятия, численность и состав работающих, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др. Работа в небольшом коллективе, что может привести к неравномерно распределенной нагрузке на сотрудников. Малое предприятие может активно нанимать сотрудников на сезонные или разовые работы, некоторые частные предприниматели предпочитают заключать договора с компаниями, занимающимися подбором персонала или составлением бухгалтерской отчетности.

Особенности кадровой политики малых предприятий заключаются в следующем. Во-первых, на таких предприятиях, как правило, наблюдается тесное сотрудничество работников с руководством. Проявляется это благодаря применению демократического стиля управления предприятием: руководитель прислушивается к мнению, советам, просьбам работников, помогает разрешать конфликты, решить проблемы, делиться с планами предприятия на будущее, подготавливает персонал к изменениям. Во-вторых, почти на всех малых предприятиях отсутствует служба управления персоналом. Её обязанности может выполнять менеджер по персоналу или сам руководитель. В-третьих, отсутствует и кадровая документация, которая является обязательной для средних и крупных предприятий. Это позволяет значительно сократить расходы предприятия. В-четвертых, Обучение и повышение квалификации работники, как правило, проводят за свой счёт и по своему желанию. Руководство проводит семинары и тренинги в том случае, если запускается новая линия производства, осваивается новый сегмент рынка сбыта, предоставляется клиентам новая услуга, и т.д., требующие дополнительных знаний и навыков. В-пятых, к основным материальным методам мотивации персонала небольших предприятий относятся: заработная плата, конкурентоспособная с другими предприятиями, премии и надбавки, участие в прибылях. Кроме того, для того, чтобы повысить желание сотрудников эффективно трудиться, руководитель компании может использовать нематериальные методы мотивации труда, а именно: улучшать условия труда, создавать благоприятный климат в коллективе, давать свободу действий работнику (доверие руководителя располагает к эффективной работе), проявлять интерес к результатам работы каждого сотрудника и т.д.

Управление финансами малых предприятий имеет ряд специфических особенностей в зависимости от масштабов, целей, форм и видов деятельности организаций: ориентация на текущую прибыль; высокая оборачиваемость капитала; неспособность создания наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств; трудность доступа к заемному капиталу; пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности; отсутствие системы стратегического планирования; недостаточность маркетинговых мероприятий; и др.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО СФЕРА-МВС)

2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Организационно-правовая форма

Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «СФЕРА-МВС», сокращенное наименование: ООО «СФЕРА-МВС».

Место нахождения общества: город Москва, улица Подольских Курсантов, дом 3 строение 8, цокольный этаж пом. 1.

Почтовый адрес: 117545, город Москва, улица Подольских Курсантов, дом 3 строение 8, цокольный этаж пом. 1.

Уставный капитал общества составляется из двух долей, соответствующей вкладу его участников согласно Решения Учредителей и составляет 10000 рублей.

Фирма имеет двух учредителя и создана на неограниченный срок. Целью деятельности компании, согласно Уставу, является удовлетворение потребностей населения в услугах. Основная коммерческая цель - получение прибыли в результате розничной торговли. Компания имеет частную форму собственности.

Устав организации содержит все необходимые пункты. Определены виды деятельности организации. Всего 5 видов деятельности, среди которых те виды деятельности, которые компания ведет на данный момент:
-Торговля розничная спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах;

-Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов;

-Торговля оптовая спортивными товарами, включая велосипеды;

-Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах;

-Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах.

В Уставе определены общие положения, цель и предмет деятельности, полномочия организации, уставные капитал, участники общества, управление обществом, производственно-хозяйственная деятельность, персонал общества.

На данный момент основной деятельностью предприятия является розничная торговля спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах. В которые входят мотоциклы, скутеры, мотоэкипировка, запчасти, расходники.


Рынок сбыта организации охватывает всю страну так как это интернет магазин, но точка продаж находится в г. Москва. Организация имеет широкий охват рынка продаж китайской мото-техники.

Стратегический курс компании направлен на расширение рынка продаж, а также дифференцированного подхода к поставщикам. Реализация плана дифференцированного подхода к поставщикам заключается в отборе наиболее выгодных поставщиков, отвечающих требованиям качества продукции и укрепление, и расширение сотрудничества с ними. Основными критериями надежности поставщиков являются: достаточно высокое качество продукции, качество сервиса, приемлемая цена.

Организационная Структура управления.

Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Организационная структура управления ООО «СФЕРА-МВС» представлена на рисунке 2. Анализируя организационную структуру управления, можно сделать вывод о том, что структура управления ООО «СФЕРА-МВС» является линейно-функциональной. Помимо кадров управления на предприятии есть обслуживающий персонал и вспомогательный персонал: продавцы - консультанты, кассиры, персонал сервиса, водители, грузчики, охранники, уборщица. Самым главным недостатком данной структуры является то, что каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы.

Рисунок №2. Организационная структура ООО «СФЕРА-МВС».

Директор фирмы

Управляющий

Точки продаж

Бухгалтер

Управляющий интерне

т магазином

Продавцы

Консультанты

Менеджер по

Управлению сайтом

Менеджер по

Маркетингу

Кассиры

Охранник торгового

зала

Управляющий

Мото-сервисом

Отдел продаж

Уборщица

Главный механик

Менеджер по

продажам

Отдел логистики

Слесари

Менеджер по

закупкам

Менеджер склада

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так же ведет кадровый учет сотрудников.

Начальник отдела продаж руководит работой отдела продаж предприятия, несет ответственность за выполнение плана, информирует компанию о рыночной ситуации, контролирует выполнения задач, поставленных директором фирмы, введет оценку результатов продаж и главное ищет способы развития компании.


Ему подчиняются менеджеры по продажам. В их обязанности входит контроль продаж по районам, которые подкреплены за ними и увеличением новых торговых точек.

Управляющий точки продаж отвечает за размещение и сохранность товара и инвентаря, рациональное использование помещений, оформление и сдача приходной-расходной документации, контроль за состоянием помещений, исправностью противопожарных систем, обеспечение своевременного ремонта складских помещений, инвентаря и оборудования, организация погрузки и разгрузки, участие в проведении учетных мероприятий. Руководство штатом сотрудников, работающих на в точке продаж (уборщики, консультанты, кассиры).

Управляющий мото-сервисом занимается контролем за выполнением предпродажной подготовки, ремонтных работ и напоминание клиентам о своевременном техническом осмотре. В его подчинении находиться главный механик и двое слесарей.

Сотрудников на предприятие всего 20 человек. На данный момент сотрудников хватает, но в связи тем, что предприятие не стоит на месте, а активно развивается, каждый год штат сотрудников увеличивается на 1-2 человека.

Руководство ООО «СФЕРА-МВС» для стимулирования труда работников использует экономические, социальные и административные методы мотивации. Весьма существенным экономическим методом мотивации персонала в ООО «СФЕРА-МВС» является заработная плата.

В ООО «СФЕРА-МВС» проводятся следующие мероприятия по социальной мотивации персонала: повышение квалификации сотрудников компании; строгое соблюдение социальных гарантий, установленных законодательством.

Административная мотивация в ООО «СФЕРА-МВС» используется для соблюдения трудовой дисциплины сотрудниками организации. Она проявляется наложениями взысканий, предупреждений и выговоров.

ООО «СФЕРА-МВС» за 2019 год было реализовано товаров на сумму 285 млн. руб.

Товарооборот ООО «СФЕРА-МВС» за 2017-2019 гг.

Средний темп изменения за период 2017-2019 гг.

На рост оборота за 2018-2019 гг. повлиял ряд факторов: расширение ассортимента, закупка высококачественных и особо пользующихся спросом моделей мотоциклов. За период 2018-2019 гг. произошло увеличение цен на товары, поставляемые из-за рубежа, и для удержания и увеличения спроса была незначительно снижена товарная наценка. Вследствие чего и произошло уменьшение суммы выручки от реализации.

У ООО «СФЕРА-МВС» заключены договора на поставку товаров со многими фирмами. Поэтому у магазина имеются большие складские помещения, так как поставки в основном производятся большими партиями ограниченное число раз.


Экономическая характеристика формируется на основе анализа документов бухгалтерской отчетности и включает в себя:

анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия;

факторный анализ изменения товарооборота;

анализ структуры товарооборота исследуемого предприятия;

анализ валового дохода (прибыли);

анализ структуры издержек обращения;

анализ товарных запасов предприятия и др.

Для более полного анализа деятельности необходимо проанализировать основные экономические показатели торгового предприятия в динамике.

Таблица 2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности

торгового предприятия за 2018-2019 годы.

Показатели

Ед. изм.

2018

2019

Откл. (+,-)

Темп изм., %

А

Б

1

2

3

4

1. Товарооборот (оборот по розничной реализации) без НДС

млн. руб.

191

285

94

32.98%

2. Торговая площадь

м2

300,00

300,00

0,00

0,00

3. Товарооборот на 1 м2 торговой площади

млн.руб./м2

0,63

0,95

0,32

33.68%

4. Численность работников, всего

чел.

20

20

0,00

0,00

в т.ч. работников ТОП

чел.

5

6

0,00

0,00

5. Производительность труда 1 работника

млн.руб./чел.

9.55

14,25

4.7

32.98%

6. Производительность труда 1 работника ТОП

млн.руб./чел.

38.2

47.5

9.3

19.37%

7. Валовая прибыль

млн. руб.

5

7,9

2.9

36.71%

- уровень (к товарообороту без НДС)

%

0,026

0,027

0,01

3,7%

8. Издержки обращения

млн. руб.

3,16

3,16

0,00

0,00

- уровень к товарообороту

%

0,017

0,011

-0,06

-54%

в т.ч. расходы на оплату труда

млн. руб.

1,98

2,11

0,13

6,67%

- уровень товарооборота

%

0,14

0,14

0,00

-1,54%

9. Среднемесячная заработная плата 1 работника

млн. руб.

0,017

0,018

0,001

5,56%

10. Прибыль (убыток) от продаж

млн. руб.

3,10

5,3

2,2

41.51%

- рентабельность продаж

%

53,75

57,31

3,56

6,62%

11. Доходы от участия в деятельности других предприятий

млн. руб.

-

-

-

-

12. Проценты к получению

млн. руб.

0,020

0,030

0,010

50,00

13. Проценты к уплате

млн. руб.

0,010

0,020

0,010

100,00

14. Прочие операционные доходы

млн. руб.

0,020

0,008

-0,012

-60,00

15. Прочие операционные расходы

млн. руб.

0,003

0,004

0,001

33,33

16. Прочие доходы

млн. руб.

0,040

0,007

-0,033

-82,50

17. Прочие расходы

млн. руб.

0,080

0,040

-0,040

-50,00

18. Прибыль (убыток) до налогообложения

млн. руб.

7,727

8,921

1,194

15,45

19. Рентабельность предприятия

%

53,660

57,186

3,526

6,57

20. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

млн. руб.

0,927

1,071

0,143

15,45

21. Чистая прибыль (убыток) отчетного года

млн. руб.

4.700

6,850

2,150

31.39

Рентабельность конечной деятельности

%

48,321

57,324

9,003

15.71