Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 433
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.3 УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ И МЕТОДЫ ИХ УМЕНЬШЕНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО СФЕРА-МВС)
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основными факторами, влияющими на особенности управления малым предприятием, являются: размер предприятия, численность и состав работающих, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др. Работа в небольшом коллективе, что может привести к неравномерно распределенной нагрузке на сотрудников. Малое предприятие может активно нанимать сотрудников на сезонные или разовые работы, некоторые частные предприниматели предпочитают заключать договора с компаниями, занимающимися подбором персонала или составлением бухгалтерской отчетности.
Особенности кадровой политики малых предприятий заключаются в следующем. Во-первых, на таких предприятиях, как правило, наблюдается тесное сотрудничество работников с руководством. Проявляется это благодаря применению демократического стиля управления предприятием: руководитель прислушивается к мнению, советам, просьбам работников, помогает разрешать конфликты, решить проблемы, делиться с планами предприятия на будущее, подготавливает персонал к изменениям. Во-вторых, почти на всех малых предприятиях отсутствует служба управления персоналом. Её обязанности может выполнять менеджер по персоналу или сам руководитель. В-третьих, отсутствует и кадровая документация, которая является обязательной для средних и крупных предприятий. Это позволяет значительно сократить расходы предприятия. В-четвертых, Обучение и повышение квалификации работники, как правило, проводят за свой счёт и по своему желанию. Руководство проводит семинары и тренинги в том случае, если запускается новая линия производства, осваивается новый сегмент рынка сбыта, предоставляется клиентам новая услуга, и т.д., требующие дополнительных знаний и навыков. В-пятых, к основным материальным методам мотивации персонала небольших предприятий относятся: заработная плата, конкурентоспособная с другими предприятиями, премии и надбавки, участие в прибылях. Кроме того, для того, чтобы повысить желание сотрудников эффективно трудиться, руководитель компании может использовать нематериальные методы мотивации труда, а именно: улучшать условия труда, создавать благоприятный климат в коллективе, давать свободу действий работнику (доверие руководителя располагает к эффективной работе), проявлять интерес к результатам работы каждого сотрудника и т.д.
Управление финансами малых предприятий имеет ряд специфических особенностей в зависимости от масштабов, целей, форм и видов деятельности организаций: ориентация на текущую прибыль; высокая оборачиваемость капитала; неспособность создания наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств; трудность доступа к заемному капиталу; пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности; отсутствие системы стратегического планирования; недостаточность маркетинговых мероприятий; и др.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО СФЕРА-МВС)
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Организационно-правовая форма
Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «СФЕРА-МВС», сокращенное наименование: ООО «СФЕРА-МВС».
Место нахождения общества: город Москва, улица Подольских Курсантов, дом 3 строение 8, цокольный этаж пом. 1.
Почтовый адрес: 117545, город Москва, улица Подольских Курсантов, дом 3 строение 8, цокольный этаж пом. 1.
Уставный капитал общества составляется из двух долей, соответствующей вкладу его участников согласно Решения Учредителей и составляет 10000 рублей.
Фирма имеет двух учредителя и создана на неограниченный срок. Целью деятельности компании, согласно Уставу, является удовлетворение потребностей населения в услугах. Основная коммерческая цель - получение прибыли в результате розничной торговли. Компания имеет частную форму собственности.
Устав организации содержит все необходимые пункты. Определены виды деятельности организации. Всего 5 видов деятельности, среди которых те виды деятельности, которые компания ведет на данный момент:
-Торговля розничная спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах;
-Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов;
-Торговля оптовая спортивными товарами, включая велосипеды;
-Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах;
-Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах.
В Уставе определены общие положения, цель и предмет деятельности, полномочия организации, уставные капитал, участники общества, управление обществом, производственно-хозяйственная деятельность, персонал общества.
На данный момент основной деятельностью предприятия является розничная торговля спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах. В которые входят мотоциклы, скутеры, мотоэкипировка, запчасти, расходники.
Рынок сбыта организации охватывает всю страну так как это интернет магазин, но точка продаж находится в г. Москва. Организация имеет широкий охват рынка продаж китайской мото-техники.
Стратегический курс компании направлен на расширение рынка продаж, а также дифференцированного подхода к поставщикам. Реализация плана дифференцированного подхода к поставщикам заключается в отборе наиболее выгодных поставщиков, отвечающих требованиям качества продукции и укрепление, и расширение сотрудничества с ними. Основными критериями надежности поставщиков являются: достаточно высокое качество продукции, качество сервиса, приемлемая цена.
Организационная Структура управления.
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Организационная структура управления ООО «СФЕРА-МВС» представлена на рисунке 2. Анализируя организационную структуру управления, можно сделать вывод о том, что структура управления ООО «СФЕРА-МВС» является линейно-функциональной. Помимо кадров управления на предприятии есть обслуживающий персонал и вспомогательный персонал: продавцы - консультанты, кассиры, персонал сервиса, водители, грузчики, охранники, уборщица. Самым главным недостатком данной структуры является то, что каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы.
Рисунок №2. Организационная структура ООО «СФЕРА-МВС».
Директор фирмы
Управляющий
Точки продаж
Бухгалтер
Управляющий интерне
т магазином
Продавцы
Консультанты
Менеджер по
Управлению сайтом
Менеджер по
Маркетингу
Кассиры
Охранник торгового
зала
Управляющий
Мото-сервисом
Отдел продаж
Уборщица
Главный механик
Менеджер по
продажам
Отдел логистики
Слесари
Менеджер по
закупкам
Менеджер склада
Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так же ведет кадровый учет сотрудников.
Начальник отдела продаж руководит работой отдела продаж предприятия, несет ответственность за выполнение плана, информирует компанию о рыночной ситуации, контролирует выполнения задач, поставленных директором фирмы, введет оценку результатов продаж и главное ищет способы развития компании.
Ему подчиняются менеджеры по продажам. В их обязанности входит контроль продаж по районам, которые подкреплены за ними и увеличением новых торговых точек.
Управляющий точки продаж отвечает за размещение и сохранность товара и инвентаря, рациональное использование помещений, оформление и сдача приходной-расходной документации, контроль за состоянием помещений, исправностью противопожарных систем, обеспечение своевременного ремонта складских помещений, инвентаря и оборудования, организация погрузки и разгрузки, участие в проведении учетных мероприятий. Руководство штатом сотрудников, работающих на в точке продаж (уборщики, консультанты, кассиры).
Управляющий мото-сервисом занимается контролем за выполнением предпродажной подготовки, ремонтных работ и напоминание клиентам о своевременном техническом осмотре. В его подчинении находиться главный механик и двое слесарей.
Сотрудников на предприятие всего 20 человек. На данный момент сотрудников хватает, но в связи тем, что предприятие не стоит на месте, а активно развивается, каждый год штат сотрудников увеличивается на 1-2 человека.
Руководство ООО «СФЕРА-МВС» для стимулирования труда работников использует экономические, социальные и административные методы мотивации. Весьма существенным экономическим методом мотивации персонала в ООО «СФЕРА-МВС» является заработная плата.
В ООО «СФЕРА-МВС» проводятся следующие мероприятия по социальной мотивации персонала: повышение квалификации сотрудников компании; строгое соблюдение социальных гарантий, установленных законодательством.
Административная мотивация в ООО «СФЕРА-МВС» используется для соблюдения трудовой дисциплины сотрудниками организации. Она проявляется наложениями взысканий, предупреждений и выговоров.
ООО «СФЕРА-МВС» за 2019 год было реализовано товаров на сумму 285 млн. руб.
Товарооборот ООО «СФЕРА-МВС» за 2017-2019 гг.
Средний темп изменения за период 2017-2019 гг.
На рост оборота за 2018-2019 гг. повлиял ряд факторов: расширение ассортимента, закупка высококачественных и особо пользующихся спросом моделей мотоциклов. За период 2018-2019 гг. произошло увеличение цен на товары, поставляемые из-за рубежа, и для удержания и увеличения спроса была незначительно снижена товарная наценка. Вследствие чего и произошло уменьшение суммы выручки от реализации.
У ООО «СФЕРА-МВС» заключены договора на поставку товаров со многими фирмами. Поэтому у магазина имеются большие складские помещения, так как поставки в основном производятся большими партиями ограниченное число раз.
Экономическая характеристика формируется на основе анализа документов бухгалтерской отчетности и включает в себя:
анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия;
факторный анализ изменения товарооборота;
анализ структуры товарооборота исследуемого предприятия;
анализ валового дохода (прибыли);
анализ структуры издержек обращения;
анализ товарных запасов предприятия и др.
Для более полного анализа деятельности необходимо проанализировать основные экономические показатели торгового предприятия в динамике.
Таблица 2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
торгового предприятия за 2018-2019 годы.
Показатели |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
Откл. (+,-) |
Темп изм., % |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Товарооборот (оборот по розничной реализации) без НДС |
млн. руб. |
191 |
285 |
94 |
32.98% |
2. Торговая площадь |
м2 |
300,00 |
300,00 |
0,00 |
0,00 |
3. Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
млн.руб./м2 |
0,63 |
0,95 |
0,32 |
33.68% |
4. Численность работников, всего |
чел. |
20 |
20 |
0,00 |
0,00 |
в т.ч. работников ТОП |
чел. |
5 |
6 |
0,00 |
0,00 |
5. Производительность труда 1 работника |
млн.руб./чел. |
9.55 |
14,25 |
4.7 |
32.98% |
6. Производительность труда 1 работника ТОП |
млн.руб./чел. |
38.2 |
47.5 |
9.3 |
19.37% |
7. Валовая прибыль |
млн. руб. |
5 |
7,9 |
2.9 |
36.71% |
- уровень (к товарообороту без НДС) |
% |
0,026 |
0,027 |
0,01 |
3,7% |
8. Издержки обращения |
млн. руб. |
3,16 |
3,16 |
0,00 |
0,00 |
- уровень к товарообороту |
% |
0,017 |
0,011 |
-0,06 |
-54% |
в т.ч. расходы на оплату труда |
млн. руб. |
1,98 |
2,11 |
0,13 |
6,67% |
- уровень товарооборота |
% |
0,14 |
0,14 |
0,00 |
-1,54% |
9. Среднемесячная заработная плата 1 работника |
млн. руб. |
0,017 |
0,018 |
0,001 |
5,56% |
10. Прибыль (убыток) от продаж |
млн. руб. |
3,10 |
5,3 |
2,2 |
41.51% |
- рентабельность продаж |
% |
53,75 |
57,31 |
3,56 |
6,62% |
11. Доходы от участия в деятельности других предприятий |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
12. Проценты к получению |
млн. руб. |
0,020 |
0,030 |
0,010 |
50,00 |
13. Проценты к уплате |
млн. руб. |
0,010 |
0,020 |
0,010 |
100,00 |
14. Прочие операционные доходы |
млн. руб. |
0,020 |
0,008 |
-0,012 |
-60,00 |
15. Прочие операционные расходы |
млн. руб. |
0,003 |
0,004 |
0,001 |
33,33 |
16. Прочие доходы |
млн. руб. |
0,040 |
0,007 |
-0,033 |
-82,50 |
17. Прочие расходы |
млн. руб. |
0,080 |
0,040 |
-0,040 |
-50,00 |
18. Прибыль (убыток) до налогообложения |
млн. руб. |
7,727 |
8,921 |
1,194 |
15,45 |
19. Рентабельность предприятия |
% |
53,660 |
57,186 |
3,526 |
6,57 |
20. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
млн. руб. |
0,927 |
1,071 |
0,143 |
15,45 |
21. Чистая прибыль (убыток) отчетного года |
млн. руб. |
4.700 |
6,850 |
2,150 |
31.39 |
Рентабельность конечной деятельности |
% |
48,321 |
57,324 |
9,003 |
15.71 |