Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.3 УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ И МЕТОДЫ ИХ УМЕНЬШЕНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО СФЕРА-МВС)
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Методы локализации риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить, и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения. Как правило, это такие виды продукции, для освоения которых требуются интенсивные и дорогостоящие НИОКР либо использование новейших научных достижений, еще не апробированных промышленностью. Для реализации таких высокорискованных проектов создают дочерние, так называемые венчурные (рискованные) предприятия. Наиболее рискованная часть проекта при этом локализуется в пределах вновь созданной и сравнительно небольшой автономной фирмы; в то же время сохраняются условия для эффективного подключения научного и технического потенциалов «материнской» компании. Методы диссипации (распределения) риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны. Способы компенсации риска - еще одно направление борьбы с разными угрожающими обстановками, сопряженное с созданием механизмов предупреждения угрозы. Сообразно варианту действия данные способы относят к предсказывающим способам управления. К сожалению, данные способы, как правило, более сложные, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их внедрения.
Самый главный метод уменьшения коммерческого риска — это его страхование. Объектом страхования коммерческих рисков выступает коммерческая деятельность страхователя, предусматривающая вложение валютных и остальных ресурсов в какой-либо вид производства работ или услуг и приобретение с данных вложений через определенный срок дохода[14].
Важность данного варианта страхования совсем немаленькая. Безусловно цель бизнесменов обеспечить себя защитой на случай возможных потерь в своем начинающем деле.
Однако совместно с тем данная страховка является одним из наиболее трудных вариантов страхования как на стадии заключения контракта, так и в течение всего времени его действия.
Обязанность страховой системы сообразно страхованию торговых рисков содержится в возмещении страхователю утрат, появившихся в силу негативного не прогнозируемого изменения конъюнктуры рынка и смешение в худшую сторону остальных критерий осуществления коммерческой деятельности.
Страховая ставка как предел ответственности определяется по заявлению страхователя, но, конечно, с согласия страховой организации. Возможны два варианта установления страховой суммы.
Первый вариант – страховая сумма устанавливается в пределах капитальных вложений страхователя в страхуемые операции.
Второй вариант – страховая сумма включает не только капитальные затраты, но и определенную (нормативную) прибыль, которая ожидается от затрат.
Назначение страхования коммерческих рисков состоит в том, чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный период застрахованные операции не дадут предусмотренной окупаемости. Страховое возмещение определяется в виде разницы между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной коммерческой деятельности.
В зависимости от подхода к установлению страховой суммы меняется содержание страхования. При первом варианте возмещаются затраты страхователя. Это страхование инвестиций. При втором варианте возмещаются затраты страхователя и нормативная прибыль, поэтому его можно назвать страхованием дохода (прибыли).
Поскольку целью страхования является защита от возможных потерь инвестиционных вложений, срок действия договора страхования обусловлен сроком окупаемости капитальных затрат. Общие нормативные сроки окупаемости существенно различаются по видам деятельности. Разными будут эти сроки для предприятий даже в одной и той же сфере, что зависит от размера предприятия (а, следовательно, и от срока его создания), организации его деятельности, места расположения и других факторов. Поэтому сроки договоров, видимо, неизбежно предстоит индивидуализировать, хотя целесообразна некоторая их стандартизация (по крайней мере, на первых порах проведения данного страхования)
Следует подчеркнуть, что при определении срока действия договора интересы страховщика и страхователя здесь проявляются иначе, чем в других видах имущественного страхования.
Страхователь, стремясь к более быстрой окупаемости своей деятельности, объективно заинтересован в сокращении срока страхования. Для страховой организации короткий срок действия договора повышает риск неоправданной выплаты возмещения. Увеличение срока делает окупаемость более реальной, а, следовательно, снижает вероятность возникновения подлежащих возмещению убытков, хотя могут действовать и иные факторы.
Особенность рассматриваемого страхования состоит в том, что выплата суммы страхования производится в основном по окончании срока страхования, когда выявляются окончательные результаты застрахованных коммерческих операций. По другим же видам страхования необходимость компенсации потерь может возникнуть в любой момент действия договора страхования. Определенность срока возможных выплат при страховании коммерческих рисков позволяет планомерно использовать поступившие взносы, создает условия для создания резервов к этому сроку.
Поэтому при согласовании срока действия договора страхования следует исходить из научно обоснованных рекомендаций, анализа отечественной и зарубежной практики окупаемости инвестиций в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.
В принципе страховое возмещение может выплачиваться и до окончания договора страхования, когда в результате каких-либо событий глобального масштаба становится очевидной невозможность вернуть вложенные средства, а тем более получить прибыль. Обо всех таких событиях необходимо незамедлительно сообщать страховой организации. Однако, влияние большинства событий, связанных с конъюнктурой рынка, поддается определенной корректировке; неблагоприятные изменения могут быть временными. Поэтому только при окончании срока страхования можно определить результаты коммерческой деятельности и размеры возмещений, подлежащих выплате.
Характер страхования обуславливает ряд непременных требований к заключению договора. Страхователь должен иметь разрешения, лицензии или патенты на данную деятельность, другие необходимые документы. В своем письменном заявлении о страховании он должен дать возможно полную информацию о предстоящей коммерческой деятельности, ожидаемых от нее доходах и связанных с ней расходах, о заключенных контрактах, обо всех обстоятельствах, позволяющих судить о степени риска. Конечно страховая организация должна и сама накапливать и анализировать данные о результатах деятельности аналогичных предприятий. Видимо, с особой осторожностью следует подходить к предприятиям, имеющим просроченную задолженность банкам и другим кредиторам.
При заключении договора страхования необходимо предусмотреть обязанность страхователя сообщать обо всех известных ему изменениях в системе страхового риска и не допускать действий, увеличивающих этот риск.
Как и в других видах страхования, необходимы некоторые ограничения при приеме на страхование и в страховой ответственности.
Так, представляется целесообразным исключить из страхования посредническую деятельность, вложения в азартные игры, тотализаторы и т.п. Как правило, исключаются из страховой ответственности возможные убытки вследствие: войны и военных действий, решений государственных органов, политических переворотов, изменения курсов валют, отказа банка в кредитовании основываемого предприятия (дела) и др.
Не могут возмещаться потери, возникшие вследствие действия страхователя, его партнеров или выгодоприобретателей: умышленных мер, направленных на срыв застрахованной деятельности; нарушения законодательства; изменения профиля коммерческого предприятия, неквалифицированного управления им.
Впрочем, каждая страховая организация вправе ограничивать или расширять принимаемые на свою ответственность риски.
Страхование следует проводить с установлением определенной франшизы (например, пять процентов) и с предоставлением права страхователю увеличить ее размер. Целесообразно ограничение и минимальной суммы возмещения (например, до 80 % ущерба).
Ставки взносов (тарифы) по страхованию коммерческих рисков зависят от многих факторов: вида деятельности, срока страхования, степени стабильности рыночных отношений и т.д. для каждого предприятия риск индивидуален, следовательно, надо по возможности индувидуализировать и сроки платежей. Тарифы данного страхования коррелируют в значительной мере со ставками страхования кредитов, поскольку в обоих случаях они находятся под сильным воздействием рыночного механизма.
По мнению некоторых ученых, понятие финансового риска тождественно понятию коммерческого (предпринимательского) риска. Это риск неполучения или потери какой – либо денежной суммы (фонда), он включает страхование на случай потери прибыли (страхование косвенных убытков), страхование неплатежа (страхование кредитов) и гарантийное страхование.
Существует также другая точка зрения, которая рассматривает коммерческие риски как очень широкое понятие и включает в них страхование случайных убытков при любой коммерческой (хозяйственной) деятельности. В данном случае к страхованию коммерческих рисков относят рисковые виды страхования, связанные с коммерческой (хозяйственной) деятельностью, а исключают накопительные виды страхования, страхование ответственности, кроме ответственности товаропроизводителя) и страхование имущества физических лиц.
Таким образом, можно выделить следующие виды страхования, которые покрывают коммерческие (хозяйственные, предпринимательские) риски:
1) всевозможные виды страхования имущества юридических лиц;
2) страхование от потери прибыли (дохода) вследствие остановки производства (коммерческой деятельности), т.е. страхование косвенных убытков;
3) страхование ответственности товаропроизводителей;
4) страхование недопоставки и непродажи продукции;
5) страхование кредитов (риска невозврата и ответственности заемщика);
6) страхование от невыполнения финансовых обязательств
7) страхование технических рисков (страхование строительно-монтажных, эксплуатационных рисков и др.);
8) страхование работников предприятий от хищения и затрат (гарантийное страхование)
Как видно, страхование коммерческих рисков – это те виды страхования, о которых должен знать и помнить каждый предприниматель.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, у которых: число работников не превышает 100 человек, выручка без учета налога на добавленную стоимость не превышает 400 млн. руб. в год. Малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима их высокая эффективность. Малые предприятия способны не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Малые предприятия создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Ключевыми аспектами организации управления являются создание структуры предприятия и распределение полномочий. Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой. По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего и нескольких менеджеров. Для временной работы приглашается бухгалтер. В малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.