Файл: Языкознание. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Языкознание в Древней Индии: грамматика Панини.

2. Греко-римское языкознание.

3. Арабское языкознание эпохи Халифата.

4. Европейское языкознание средних веков.

5. Всеобщая рациональная грамматика Пор-Рояля.

6. Возникновение сравнительно-исторического языкознания.

7. Лингвистическая концепция в. Гумбольдта.

8. Натуралистическая концепция а. Шлейхера.

9. Психологическое направление в языкознании XIX в.

10. Школа младограмматиков.

11. Лингвистическая концепция ф. Де Соссюра.

12. Языкознание второй половины XX – начала XXI вв.

13. Природа и сущность языка.

16 Нейропсихологическая сторона речевой деятельности.

15. Функции языка.

14. Язык и речь.

17. Язык как знаковая система.

18. Проблема происхождения языка.

Религиозные теории

Первые опыты и научные гипотезы

Античные гипотезы

Гипотезы нового времени

19. Генеалогическая и морфологическая классификации языков мира.

20. Внутренние и внешние факторы языкового развития.

21. Звуки речи. Акустические свойства звуков.

22. Артикуляционная характеристика гласных и согласных.

23. Фонетическое членение языка.

24. Фонетические процессы.

25. Слог и слогоделение.

26. Ударение и интонация.

27. Понятие о фонеме.

28. Основные этапы развития письма.

29. Слово как предмет лексикологии.

30. Лексическое значение слова.

31. Моносемия. Полисемия. Омонимия.

32. Синонимия. Антонимия. Паронимия.

33. Фразеология. Классификация фразеологических единиц.

34. Лексикография. Основные типы словарей.

35. Морфемный состав слова.

36. Основные понятия словообразования.

37. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений.

38. Грамматическая форма.

39. Грамматическая категория.

40. Части речи.

41. Синтаксис. Словосочетание.

42. Предложение. Синтаксические категории предложения.

Основным типом  собственно-позиционных изменений звуков в потоке речи является редукция, распространяющаяся как на гласные, так и на согласные звуки (чаще на первые).

Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания.  Различают количественную и качественную редукцию.

При количественной редукции безударные гласные ослабляются, несколько теряя в силе и долготе по сравнению с гласными ударных слогов, но сохраняют характерный для них тембр, не смешиваясь с другими гласными.

Иная картина наблюдается при качественной редукции, имеющей место в языках с сильным динамическим ударением. Так, в частности, в русском языке гласные [ о ], [ а ], различаясь под ударением (сильная позиция), в 1-м предударном слоге ослабляются в звучании своего тембра (качества) и нейтрализуются, совпадая в звуке, близком к [ а ], обозначаемым в фонетической транскрипции знаком «крышечки» [ Λ ]. Сравним:

с<о>м - с<а>м, с одной стороны, и сΛма – с другой (сΛмб пΛймбла сΛмб).

Ср. также:  вол –вал, но вΛлы, дом,стол, но дΛмб,стΛлы мн.др.

Качественная редукция может затрагивать и согласные. Например, все шумные звонкие согласные в позиции конца слова перед паузой чередуются в русском языке с соответствующими глухими шумными.


25. Слог и слогоделение.

Слог – минимальная фонетико-фонологическая единица, промежуточная между звуком и речевым тактом. «Сферой обитания слога» является речевой такт. Ср.: на-борь-бэ  со-сти-хъ-ей  бы-ли бру-ше-ны  все-съ-лы.

В артикуляционном отношении слог нечленим и поэтому его считают минимальной произносительной единицей. Существует несколько теорий слога. Наиболее популярной из них является сонорная теория, основывающаяся на акустическом критерии. Наиболее видными сторонниками этой теории были датский лингвист О. Есперсен и советский фонолог Р.И. Аванесов.

Звуки речи характеризуются различной степенью сонорности (звучности). Максимально сонорными в  любом языке являются гласные звуки, далее по шкале убывания располагаются собственно сонорные согласные, за ними шумные звонкие и, наконец, шумные глухие. Слог, согласно такому пониманию, представляет собой сочетание более звучного элемента с менее звучным. В наиболее   типичном случае это сочетание гласного, образующего вершину (ядро слога), с примыкающими к нему на периферии согласными, например, го-ло-вб, сти-хъ, стра-нб, ар-тъст, у-зе-ро, ра-злэ-ка и т.п.

Как видно из примеров, по своей структуре слоги бывают:

открытыми, если оканчиваются гласными; закрытыми, если оканчиваются согласными; прикрытыми, если начинаются согласными; неприкрытыми, если начинаются с гласных.

Слог  может состоять из одного гласного, будучи неприкрытым и открытым  (у-зе-ро, о-рлл, о-ху-та, у-лъ-тка  и т.п.). Возможны слоги, вообще не содержащие гласного звука. Вершина таких слогов чаще всего представлена сонорными [р] и [л], например, vlk (волк), vrch (верх), slza (слеза) в чешском языке; рж (рожь), крв (кровь), прст (перст, палец), врба (верба) в сербохорватском языке.

Для русского языка слоги такой структуры нетипичны, хотя в принципе они, видимо, возможны в двусложных и многосложных словах, что подтверждается примерами типа жъ-знь, бо-я-знь  и особенно убедительно – примерами стихотворной речи.

Ср.: Мы-по-й-дем-вле-нин-грбд

На-о-ктя-брь-ский-парбд.

Изучение проблемы слога в языках фонемного строя, к числу которых относится русский язык, представляет особые трудности в связи с тем, что слог не соотносится здесь с какими-либо значимыми единицами, выявляется только на основании фонетических характеристик (ср. несовпадение слоговых и морфологических границ в примерах типа но-га и ног-а, жел-тый и жллт-ый, зай-ду и за-йд-у  и т.п.).


С иной картиной встречаемся в языках китайско-тибетской семьи (китайский, тайский, бирманский и др.). В отличие от языков фонемного строя они  принадлежат к числу слоговых языков, в которых основной единицей звукового строя  является не фонема, а слог. Границы слогов и морфем в этих языках обычно совпадают; такие морфолого-фонологические единицы называют силлабемами (реже –слогофонемами) по аналогии с фонемами, морфемами, лексемами и т.д. Иными словами, силлабема – это слог как фонологическая единица.

Существуют законы слогоделения. Они неодинаковы в разных языках. Так, в языках слогового строя слоговые границы проходят между силлабемами; в языках фонемного строя, где фонологические признаки слова отсутствуют, определение границ слогоразделов в интервокальных позициях между стечениями согласных представляет известные трудности, что подтверждается материалом слов типа устрый, сестрб, допускающими различные варианты слогоделения. Ср.: о-стрый, ос-трый, ост-рый, се-стра, сес-тра, сест-ра.

Но на этот счет существует иная точка зрения, согласно которой слогораздел в русском языке в интервокальной позиции всегда проходит после гласных (см. [21,с. 126 и сл.]). С позиций этого подхода выше­приведенные слова правильно нужно членить на слоги только так: о-стрый, се-стра.


26. Ударение и интонация.

Ударение – это выделение с помощью различных фонетических средств одного из слогов неодносложного слова в составе речевого такта или фразы на фоне безударных слогов.

Различают три основных вида ударения – динамическое (силовое, экспираторное), квантитативное (количественное) и музыкальное (тональное).

Динамическое ударение характеризуется усилением голоса в ударном слоге на фоне ослабления голоса в безударных слогах, следствием чего может явиться не только количественная, но и качественная редукция, наблюдающаяся, в частности, в русском языке. Динамическое ударение может быть:

Фиксированным (постоянным), т.е. закрепленным за одним и тем же слогом: в чешском, венгерском, латышском языках ударение закреплено за первым слогом; в польском – за последним слогом и т.д.

Нефиксированным (свободным), т.е. незакрепленным за одним и тем же слогом, как, например, в русском языке: гнлзда (на первом слоге), гнезду (на втором слоге), гнездовуй (на третьем слоге) и т.д.

По возможности перехода с одного слога на другой внутри одного  того же слова, т.е. при изменении его формы, различают подвижное и неподвижное динамическое ударение. Примеры из русского языка: головб, головы, головй, но гулову (подвижное ударение) и съльный, съльного, съльному… съльным, съльными и т.д. (неподвижное ударение).

Квантитативное – это количественное (долготное) ударение. Оно достигается удлинением гласного ударного слога и возможно только в тех  языках, в которых «нет фонологически значимого различия гласных по долготе и краткости» [24, с. 68]. В чистом виде количественное ударение (как, впрочем, и ударение других типов) не встречается ни в одном языке. Преобладающим  оно является в индонезийском языке. Элементы количественного ударения присущи и русскому языку, почему его правильнее рассматривать как экспираторно-количественное.

Музыкальное ударение – это тоновое, мелодическое ударение, характеризующееся изменением голосового тона по высоте внутри одного и того же слога. Оно встречалось во многих  индоевропейских языках далекого прошлого (в древнеиндийском, древнегреческом). Из современных языков музыкальное ударение присуще китайскому, дунганскому, тайскому, вьетнамскому и некоторым другим языкам. Количество тонов по языкам может быть различным: например, в китайском языке 4 тона, во вьетнамском – 6.


Интонация – сложное явление. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и системы пауз. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка, является суперсегментным средством организации фразы, формирования высказывания и выявления его смысла.

Главной составляющей интонации является мелодика речи, т.е. движение голосового тона по высоте; остальные признаки являются сопутствующими. С учетом сказанного можно так определить фразу: фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией, фразовым ударением и заключенный между достаточно длительными паузами

Наиболее загруженной частью фразы является ее конец, где обычно сосредоточивается  фразовое ударение. Когда нужно особо выделить, подчеркнуть ту или иную часть высказывания, используют возможности логического ударения, которое представляет собой смещенное фразовое ударение.