ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Альхаферия - Дворец католических королей

По сравнению с предыдущими памятниками, дворец Альхаферия снаружи выглядит довольно скромно. Однако, первое впечатление обманчиво: изнутри дворец поражает богатством убранства. Снаружи – это самая настоящая романская крепость, внутри – мавританский дворец. Королевские покои отличают роскошные панно резного дерева и лепнины.

Ну и, конечно, знаменитые потолки Альхаферии. Каждый из них – произведение искусства. Несмотря на то, что выполнены они в технике артесонадо, большая часть орнамента – готического происхождения. Типичные для готики элементы, такие как шишки, дубовые листья, колосья, гербы, обрамлены гирихом и ислими, распятие – рядом с мусульманской восьмиконечной звездой. Эти причудливые контрасты, сочетания несочетаемого, делают потолки Дворца Католических королей поистине шедевром искусства мудехаров.

Тронный зал Покои католических королей

Покои Католических королей

Теруэль

Но главным городом арагонского мудехара стал Теруэль, знаменитый своими колокольнями – квадратными в плане башнями с рельефным орнаментом из кирпича и узорчатыми вставками из зеленых, синих и белых изразцов, как в минаретах того времени.

Как это часто бывает в религиозных конфликтах, в честь своего Бога победитель строит множество культовых сооружений. То же самое произошло и в Теруэле. Волей христиан тут были построены многочисленные храмы. При этом строили их именно арабы, считавшиеся искусными мастерами и по всеобщему признанию, не имевшие равных в архитектурном мире Средневековья.

Самые известные - башни-близнецы Эль Сальвадор и Сан Мартин. Тот факт, что они в некоторой степени выглядят как арабские минареты, никого не удивляет.


Сан Мартин Эль Сальвадор

Собор Марии из Медиавильи возведен в 1200-м году, а в последующие столетия бесчисленное количество раз терпел перестройки, подчиняясь веяниям и вкусам архитектурной моды соответствующей эпохи. В уникальный Теруэльский ансамбль в стиле мудехар входит его колокольня, ставшая ещё одним филигранным сплетением пёстрых плиток и терракотового цвета кирпичей.

Мифические чудовища, веселые охотничьи сценки и праздная жизнь при дворе населяют небо собора. Обшитый деревянными кессонами потолок артесонадо, высотой 35 метра и шириной 8 метров, считается шедевром архитектуры мудехар. Хотя Коран запрещал арабским зодчим ваять и рисовать людей, в Теруэле они создали панораму жизни средневекового двора, с которой едва ли что сравнится в остроумии и готически наивной изысканности.Некоторые современники с гордостью утверждают, что для теруэльцев потолок их собора примерно то же самое, что Сикстинская капелла для римлян.

Практически все кровли стиля мудехар служат декоративными элементами. Кровля собора Марии датируется 14 веком и имеет протяжённость около 32 метров. Её кессоны расписаны узорами на исторические, религиозные и бытовые темы: чиновники, ремесленники, исторические персонажи, фантастические существа, целая галерея человеческих образов, - всё это дошло до наших дней в отличном состоянии, благодаря неоклассической кровле, покрывшей в 18 веке первоначальный вариант в стиле мудехар.  

ДПИ

В прикладном искусстве мудехаров выделялась так называемая испано-мавританская керамика, центром которой был валенсийский город Манизес .Искусство люстровой керамики с драгоценным металлическим отблеском получило развитие в Малаге в XIVвеке, где с непревзойденным совершенством воплотилось в вазах для дворца в Альгамбре. В XV веке ее производство было перенесено в Валенсию. Валенсийская керамика строится на контрасте крупных, насыщенных звучным темно-синим тоном цветовых пятен и люстра (люстр – разновидность глазури), переливающегося всеми оттенками золота. Композиция узора, любое изображение предельно лаконичны. Декор обладает иногда строгой, ритмически четкой системой, иногда более свободен и живописен. С течением времени в валенсийской керамике все ощутимее становилось воздействие европейского искусства. Но традиции этого керамического производства продолжали жить в Испании вплоть до XIX века.


1. Блюдо с кустом гвоздики из Манизеса. XV в. Музей керамики в Валенсии

2. Испано-мавританская ваза из Валенсии с росписью люстром. XV в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

3."Ваза Фортуни". Конец XIV в. Испания, Малага. Фаянс, люстр.СПб, Эрмитаж

Блюдо с изображением льва XV в. Валенсия. Фаянс, люстр. Санкт-Петербург, Эрмитаж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значительное явление в истории Испании – стиль мудехар - это ответвление, боковой поток, сопутствующий развитию главной, магистральной линии национальной культуры. Сам тип этого искусства не имеет аналогий в Европе и возник в конкретных испанских исторических условиях. Его самоценное существование фактически прекратилось в XVI веке. Вскоре после падения Гранадского эмирата в 1492 году победители стали притеснять мусульманское население, ограничивая его свободу, обременяя налогами и насильно обращая в христианство. Увеличилась миграция мудехаров. Оставшиеся в Испании и обращенные в христианство мусульмане назывались морисками. Изданный в XVI веке эдикт запрещал морискам говорить на арабском языке, давать своим детям нехристианские имена, а, главное, совершать мусульманские обряды. Вскоре после восстания морисков они были изгнаны из Испании по настоянию духовной и светской знати, заинтересованной в конфискации земель и имущества. В итоге такое явление, как мудехар, прекратило свое существование.

Однако следы этого стиля прослеживаются и в более позднее время. Неомудехар — один из неостилей в искусстве испанского Модерна, главным образом в архитектуре Каталонии, где в 1870-1890-х гг. считался в наибольшей мере отражающим национальный характер испанской архитектуры. В этом стиле работали архитекторы X. Пуиг, Л. Доменеч. К нему же относят ранние творения А. Гауди.

Дворец каталонской музыки. Наличник окна Фасал арены Вентас, Мадрид



Библиография

  1. Каптерева Т.П. «Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения», Москва, 1989

  2. Каптерева Т.П. «Испания. История искусства», Москва, 2003

  3. Ивановская В.И. «Исламские орнаменты», Москва, 2007

  4. Интернет-источники

4