ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГИРИХ

Слово можно перевести как узел, пучок. Гирих – это сложный рисунок, образованный многократным наложением друг на друга геометрических фигур – линий, многоугольников и круга. Гирих выглядит как суперсложная математически выверенная сетка. В исламе фигуры гириха символизируют строение мира. Часто гирихом оформлялись фасады зданий. Иногда фигуры гириха совпадают с символами из других орнаментов. Например, гексаграмма – наложенные друг на друга два треугольника – один из древнейших религиозных символов.

АРХИТЕКТУРА

Альгамбра, Гранада

Гранадский эмират в Испании всегда был главным оплотом мусульман. Это единственное их владение на Пиренейском полуострове, коротое благодаря труднодоступности и умелой политике своих государей смогла просуществовать до конца XV века. Альгамбра по сути не принадлежит стилю мудехар, но содержит все основные элементы мавританского стиля и орнамента, которые в последствии будут использовать архитекторы мудехара для постройки своих сооружений.

СЕВИЛЬЯ

В традициях придворного мудехара были сооружены многие севильские дворцы XIV века. Это, в первую очередь Севильский Королевский Алькасар,  так называемый Дом Пилата. К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII вв.).

Севильский Королевский Алькасар

Дворец является одним из лучших сохранившихся примеров мудехарской архитектуры. Добавленные позже (в период правления Карла V) готические элементы контрастируют с доминантным исламским стилем. К стилю мудехар относятся наиболее древние части Севильского алькасара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде здания, обычно называемого дворцом короля Педро (1364), можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха.


Главным патио королевского дворца стал Охотничий Патио, он служит распределяющим между дворцовыми зданиями. Сам комплекс огромен, многочисленные дворцы и патио тянутся один за другим. Над Охотничьим Патио поднимается великолепный фасад с элементами исламской и христианской культур. С одной стороны по мусульманской традиции - арки, керамическая окантовка и схематичные растительные украшения. С другой стороны виноградные грозди напоминают толедские украшения. 

 Использование гипсовых деталей для украшения зданий было мусульманской практикой, которую перенял стиль мудехар. Если по началу украшения стен гипсом служило для того, чтобы скрыть бедность используемых материалов, то со временем это красивое покрытие становится таким же важным, как и само здание. Наиболее распространенной была техника вырезания ножом. У мусульман было так называемое чувство пустоты ( horror vacui - дословно "страх пустого пространства"), поэтому они старались наградить стены затейливыми геометрическими композициями. А чтобы придать всему величия, использовали позолото. Помимо золота, в изразцах преобладают синий, зеленый цвета. Гирих на полу и стенах Алькасара

Вход в Зал Правосудия Девичий двор

Девичий двор Алькасара обрамлен галереей с типичными стрельчатыми и полукружными арками. Фризы украшены потрясающей резной золотой арабеской. Низ стен и полы украшены гирихом, плиткой в сине-зеленых тонах . Интерьеры покрыты резьбой или изразцами. Частый мотив – слепая ниша, обрамленная растительным орнаментом ислими, или текстом.

Стены дворца несут множество эпиграфических элементов. В настенных элементах встречается арабская каллиграфия с ключевыми слоганами: "Счастье", "Власть принадлежит Богу", ""Хвала единому Богу" и мн. др.

Внутренный интерьер

Орнаменты Алькасара (гирих, изразцы):



Дом Пилата

Дом Пилата – дворец, названный так потому, что он будто бы являлся копией дворца Понтия Пилата. Дворец отделан синими изразцами азулехос и украшенный тенистыми садами, объединил в себе два архитектурных стиля — мудехар и стиль испанского Ренессанса. Он служил наиболее чтимым образцом при проектировке дворцов андалусской аристократии.

Самой интересной частью дома является внутренний двор (патио), окружённый галереей. Полукруглые арки галереи опираются на тонкие колонны, вертикали которых продолжаются двумя полосами орнамента, отделяющими арки друг от друга. Поверхность арок также покрыта тонким орнаментом. Колонны второго яруса с ажурной балюстрадой точно соответствуют колоннам нижнего. По своей планировке Дом Пилата напоминает Алькасар, но, в отличие от последнего, украшен по углам римскими статуями богинь Минервы, Цереры и Музы.

Интерьеры почти полностью покрыты геометрическим гирихом всех возможных форм. Так же, как и в Алькасаре, преобладает золото, синий и зеленый цвета. Потолок кесонирован, богато покрыт резьбой. Такая техника часто использовалась в Испании и называлась артесонадо.

САРАГОСА

Оригинальный вариант искусства мудехаров сложился в Арагоне. После завершения Реконкисты мудехары не подвергались здесь таким притеснениям, как в других испанских областях. В Арагоне, бедном лесом, но богатом глиной разных пород, развернулось строительство из кирпича мудехарских церквей и колоколен. Оно захватило Сарагосу, где искусство мудехаров удачно сочеталось с готикой.

Собор Ла Сео

Кафедральный собор Спасителя (известный также как Ла Сео – La Seo) является одним из двух кафедральных соборов Сарагосы. Первоначально собор имел форму базилики с тремя нефами, каждый из которых был украшен полукруглыми романскими апсидами (из которых сохранились лишь две). Впоследствии собор постоянно достраивали и перестраивали: сначала в готическом стиле, потом в стиле мудехар, затем – в стиле барокко и классицизма. Наиболее интересны именно сохранившиеся апсиды: романские по тектонике, они украшены традиционными стрельчатыми готическими окнами с трелистниками и пинаклями. И все это – в обрамлении арабесок и изразцов, покрывающих почти всю стену.


На протяжении XIVвека был построен главный фасад собора в стиле мудехар. Средокрестие увенчано куполом, который был построен между 1505 и 1520 годами. Он сочетает в себе стили мудехар и готику, а также орнамент в ренессансном стиле. Купол имеет два уровня: первый – прямоугольный, а второй – в форме восьмиугольника. Ниши барабана купола украшены статуями арагонских святых. Нервюры свода тянутся от каждого из восьми углов и образуют восьмиугольную звезду – любимый мусульманский орнаментальный мотив. Итого в стиле мудехар выполнены апсиды, купол собора, внешняя стена погребальной капеллы, а также её кровля из позолоченного дерева. 

Купол собора

Слева — апсиды, сохранившиеся от романского храма с позднейшими дополнениями в готическом стиле и мудехар, справа — Паррокуэта в стиле мудехар