ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОСКОВСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-

ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Имени С.Г.СТРОГАНОВА

Реферат на тему «ОРНАМЕНТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ. СТИЛЬ МУДЕХАР»

Научный руководитель

Профессор кафедры РМДЖ

Трощинская А.В.

Работу выполнила

Студентка 1 курса

факультета реставрации

монументально-декоративной живописи

Федоренко А.В.

Москва, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ОСОБЕННОСТИ АРАБСКО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТИЛЕЙ

ТИПЫ ОРНАМЕНТА

АРХИТЕКТУРА

ДПИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Муде́хар (исп. mudéjar, от араб.مدجّن— прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары.

Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах («асулехос»). Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах:  Толедо, Сарагоса, Кóрдова, Севилья и др. Стиль стал художественным воплощением общества, в котором жили вместе христиане, мусульмане и евреи.


Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.

«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и органичный характер. Артели мастеров строили церкви, монастыри, дома, дворцы, крепости, замки, применяя традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы, конструктивные и декоративные элементы (подковообразные и многолопастные арки, наборные раскрашенные деревянные потолки, резной стуковый орнамент и цветные изразцы изразцы на стенах). Роль мудехаров в развитии испанской архитектуры, декоративных форм скульптуры, живописи и художественного ремесла не сводилась к чисто внешнему факту сотрудничества. Это было сложное синтетическое явление, в котором оказались тесно слитыми элементы мавританского, романского, готического, а позднее и ренессансного искусства. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.

Исторический контекст

Начатое еще в VIII веке вестготско-романским населением Испании обратное отвоевание захваченных мусульманами земель получило название Реконкиста. Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только цепью военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый процесс оказал влияние на уклад жизни народа, содействовал росту национального самосознания. Атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры. Возникли особые группы населения: мосарабы, то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары, то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Многие особенности арабской культуры были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалост непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте.


В Х веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений и античной, и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.

Советский испанист А.А.Смирнов, исследуя внутренний характер и арабского влияния на испанскую культуру, справедливо отвергал чисто внешний аспект этого влияния, который, по мнению зарубежных ученых, объяснялся факторами прямого соседства или превосходства арабов в некоторых духовных сферах: «Арабское влияние оказалось возможным потому, что оно отвечало глубокой внутренней потребности испанского народа, искавшего в арабской культуре и литературе – гораздо более рационалистических, реалистических и в целом демократических, чем европейская феодально-католическая культура эпохи,- опоры и оружия в борьбе против удушающих церковных и феодальных догм. Арабская культура и литература в Средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность».

По мере успехов Реконкисты и усиления религиозной нетерпимости положение их стало ухудшаться. Тем не менее, в строительстве и во всех областях ремесленного производства мудехары играли первостепенную роль. Они славились как искусные каменщики, резчики по стуку и дереву, мозаичисты, художники-орнаменталисты.

Особенности арабско-мусульманских стилей

В рамках мудехара, рассмотрим мавританский, арабский и мусульманский орнамент в целом. Арабско-мусульманский декор – уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии. Он впитал формы византийской, коптской, персидской и эллинистическо-римской орнаментики. Орнамент в исламской культуре становится средством введения человека в мир грез, иллюзий, тайн. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоров геометрического орнамента создает ощущение непрерывного движения, течения жизни. Арабо-мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, незнакомый, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие обогатило средневековье многочисленными фантастичными декоративными элементами.

Отличительной чертой исламского орнамента является запрет на изображение живых существ, поэтому в нем мы не встретим антропоморфных изображений, чрезвычайно редко попадаются изображения животных.


Согласно мавританской традиции, особая роль принадлежала преображению цветом и словно затканному узором интерьеру, что, в первую очередь, отличало постройки придворного мудехара.

Мавританией называли тогда северную область Африки. В ее честь стилевое направление и получило название. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время.

Мавританский орнамент в целом очень близок к арабскому, но в отличие от последнего более легок и утончен. Используя движения персидского искусства, художники смогли совместить в нем растительные формы с геометрическими мотивами, что и придало ему определенную легкость и изящество.  Своеобразие испано-мавританских тканей заключается в широком использовании красного цвета и мотива растительных переплетений. В мавританском орнаменте, как правило, фон яркий: красный, синий, желтый, обилие позолоты.

Арабско-мусульманский декор – уникально-самобытное искусство не только орнамента, но и каллиграфии. Он впитал формы византийской, коптской, персидской и эллинистическо-римской орнаментики.

Пословицы, изречения из Корана, афоризмы почти всегда присутствовали в исламском декоре, т.к. силу своего художественного воздействия мусульманская религия основывала на слове, а не на изображении. Именно искусство изображения слова – каллиграфия – и орнамент стали основами пластического творчества мусульман.


Типы орнамента

Диапазон мотивов архитектурного арабского орнамента колеблется от хорошо узнаваемых элементов, заимствованных из антично-византийской культуры: пальметт, волют, кринов до совершенно абстрактного узора, в котором прообраз уже практически не прочитывается. Большое распространение в арабском орнаменте получило изображение узла. Как и везде, на Востоке он имеет благожелательный смысл, как узел счастья и узел долгой жизни. Этот мотив используется и как самостоятельный элемент, и в то же время его идея часто выступает как своего рода стилеобразующий принцип, с помощью которого происходит преобразование растительного орнамента в совершенно абстрактный декор. В многоликих декоративных разработках мотива узла исчезают элементы, и даже целые композиции, превращаясь в нечто абсолютно абстрактное.

АРАБЕСКА

Арабеска – это самый распространенный тип орнамента, который используется по всему мусульманскому миру, как элемент архитектурного декора, культовых сооружений и светских построек, им украшают бытовую утварь и рукописные книги. Арабеску строят на повторении и усложнении одного или нескольких фрагментов орнамента. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть прекращено или продолжено в любой точке без нарушения целостности орнамента. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один мотив вписывается в другой, закрывая всю поверхность. Арабеска – это искусство без всякого сотворения образов, любой намек на индивидуальную форму исчезает в бесконечном непрерывном плетении, повторении одинаковых мотивов. В арабеске обычно присутствует два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив. В орнаментах арабесок переплетаются стебли растений с цветами и еще не распустившимися бутонами, с легкими и тягучими листьями, тем не менее, это образец орнамента, в котором логика сочетается с непрерывностью ритма. Покрывая несущие строительные конструкции арабесками, мавританские архитекторы добивались ощущения невесомости. Взгляд безуспешно пытается проследить причудливую вязь растительного орнамента и уходит в бесконечность.

ИСЛИМИ

Орнамент, соединяющий вьюнок и спираль называется «ислими».Это один из самых распространенных элементов мусульманских орнаментов, в основе которого лежит изображение бесконечной спиралевидной ветки, окаймленной непохожими друг на друга листьями и цветами, символизирующей непрерывный путь в божественный сад. Ислими воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега, и включает в себя огромное разнообразие вариантов. Зеленый цвет растений становится главным цветом мусульман. Хатаи – это основной мотив того же стиля – также изображение стеблей и ветвей деревьев, но более абстрактное и упрощенное. Орнаментом хатаи часто ткались ковры, расписывались сосуды и украшались фасады зданий. Ислими делится на несколько групп: саде (простой), ганадлы(крылатый), хачалы (раздвоенный), буталы (миндалевидный) и хрме (плетеный). Зародившиеся в раннем средневековье и постепенно усложнявшиеся ислими различных форм не существуют сами по себе, а дополняют рисунок, служат окончанием спирали, движущейся от края к центру, или же размещаются по обе стороны от линии движения спиралей. Ислими покрывает поверхность стены в виде ажурного декора, фактически являясь фоном для надписи или же фрагмента другого орнаментального мотива, поскольку арабский орнамент не терпит никаких пустых, свободных мест. Отдельные орнаментальные фрагменты часто компонуются на поверхности в виде пересекающихся геометрических фигур и приобретают характер объемно-декоративной разработки.