ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическим составным элементом технического обслу­живания машин является диагностирование.

Уровни обслуживания различают по месту проведе­ния ТО:

  • первый – по месту работы машины, включая полевые усло­вия;

  • второй – в подразделениях сельскохозяйственных предприя­тий (бригада, отделение, механизированный отряд);

  • третий – в центральных усадьбах хозяйств и спецотделениях межхозяйственных предприятий;

  • четвертый – в ремонтно-обслуживающих комплексах машинно-технологических станций, межхозяйственных объединениях и на станциях технического обслуживания трак­торов.

Первый и второй уровни обслуживания применяют при обкатке, ЕТО и в особых условиях эксплуатации; второй и тре­тий – при ТО-1 и ТО-2; третий и четвертый – при ТО-3, тех­осмотре и СТО.

В целях сокращения затрат труда и времени, а также повы­шения качества ТО применяют типовые технологические карты для тракторов всех марок, включающие рекомендации и инст­рукции по технологии и организации проведения технического обслуживания МТП и диагностирования, а также другую доку­ментацию.

7.6.2. Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин. Основное содержание операций технического обслуживания рас­смотрено на примере зерноуборочных комбайнов.

Ежесменное техническое обслуживание заклю­чается в наружной очистке и осмотре двигателя, отдельных агрегатов, контрольных приборов, дозаправке топливом, маслом и водой, в устранении обнаруженных при осмотре неисправностей.

Первое техническое обслуживание предусматри­вает выполнение всех операций ЕТО и дополнительно: очистку и промывку фильтров грубой и тонкой очистки масла и масляной центрифуги; слив отстоя из топливных баков; проверку и доза­правку маслом корпусов шкива водяного насоса и бака гидрав­лической, системы; регулировку привода режущего аппарата, цельного шнека, пальчикового механизма и мотовила; натяже­ние цепных и ременных передач; проверку состояния предохра­нительных муфт; затяжку подшипников; проверку работы соло­мотряса, соломо- и половонабивателей верхнего и нижнего ре­шет, вентиляторов механизмов копнителя, шнеков колосового и зернового элеваторов, бункера, выгрузного шнека, рулевого уп­равления, сцепления двигателя и главного тормоза комбайна, давления воздуха в шинах колес.

Второе техническое обслуживание, помимо опе­раций ЕТО и ТО-1, включает дополнительные: очистку и про­мывку воздухоочистителя, фильтра грубой очистки топлива; проверку уровня тормозной жидкости и при необходимости до­ливку ее в бачок тормозной системы и систему гидропривода включения сцепления; проверку и при необходимости регули­ровку рабочего хода педалей тормозов и сцепления и др.


Послесезонное техническое обслуживание за­ключается в наружной очистке и безразборной проверке (диаг­ностировании) технического состояния механизмов и сборочных, единиц комбайна с целью установления возможности дальней­шей эксплуатации его без ремонта. Если комбайн не нуждает­ся в ремонте, проводят операции послесезонного технического обслуживания, а затем подготавливают его к длительному хра­нению.

Ежесменное техническое обслуживание несложных сельско­хозяйственных машин проводят, как правило, одновременно с выполнением технического обслуживания тракторов, с которы­ми они агрегатируются.


7.7. Практическое применение нормативов при

планировании и организации ТО и ремонта

Нормативы, свойственные системам технического обслуживания и ремонта, необходимы для решения следующих задач ТЭА.

1. Расчет производственной программы (суточной, месячной, годовой и т.п.) работ ТО и ТР. Производственная программа может определяться в целом по автотранспортному предприятию или группам автомо­билей (по типам, моделям), а также зонам, участкам.

В основу расчета производственной программы положены нормативы трудо­емкости, периодичности, ресурса автомобилей и агрегатов до капитального ремон­та, простоя автомобилей в ТО и ремонте. Нормативы корректируются с учетом условий эксплуатации (раздел 8). После установления нормативных значений периодичности ТО-1 (l1), ТО-2 (l2), ресурса автомобиля до капитального ремонта (LК) и за цикл до списания (LЦ) определяют число КР и ТО на один автомобиль за цикл (NЦ) по формулам:

; (7.3)

; (7.4)

. (7.5)

Далее рассчитывают число ТО и КР на один автомобиль NГ за год по формуле

NГ=NЦήГ , (7.6)

где ήг= LГ/LК – коэффициент перехода от циклового LЦ к среднегодовому LГ пробегу.

Затем число ТО и КР рассчитывают на парк в целом.

При определении годового пробега используют данные по коэффициенту выпуска αв и технической готовности αт а также среднесуточному пробегу lСС (гл. 9)

LГ=365∙αвlСС. (7.7)

Годовая программа по видам воздействий на парк определяется произведением годовой программы на один автомобиль NГ и инвентарного размера парка автомо­билей данной марки АИ

NГΣИNГ. (7.8)

Программа работ, выражаемая трудоемкостью tΣ, определяется


  • для ТО произведением скорректированной разовой трудоемкости видов обслуживания tTO (tEO,t1,t2) и годовой программы числа воздействий NГΣ, т.е.

tTOΣ=NГΣ tTO; (7.9)

  • для ТР – произведением скорректированного норматива удельной трудо­емкости ТО (tТР) и годового пробега парка автомобилей

tTPΣ=AИLГtTP/1000, (7.10)

  • для ТО и ремонта по видам работ tiΣ , по цехам, производственным зонам tjΣ произведением годовой трудоемкости соответствующих работ ТО или ТР tΣ на коэффициент удельного веса вида работ kРi, или цеха, участка kЦj:

а) по виду работ (моечных, контрольных, регулировочных, разборочно-сборочных, сварочных и др.)

tiΣ=tΣ kРi ; (7.11)

б) по цехам и участкам

tjΣ=tΣ kЦj. (7.12)

Значения kРi и kЦj приведены в нормативно-технологических документах, по­ложении о ТО и ремонте, а также в нормах технологического проектирования автотранс­портных предприятий.

2. Планирование постановки автомобилей на обслуживание. При календарном планировании делением периодичности ТО на среднесуточный пробег lСС рассчитывается календарный день проведения очередного ТО автомобиля

. (7.13)

При планировании по пробегу суммируются фактические суточные про­беги автомобиля lСС момента проведе­ния предыдущего ТО. При приближе­нии суммы ΣlС к периодичности ТО (ΣlС lТО) принимается решение о кон­кретной дате постановки автомобиля на обслуживание.

3. Определение потребности в рабочей силе и ее распределении по цехам, участкам, постам в соответствии с программой и трудоемкостью работ. Знание трудоемкости работ позволяет определить технологически необходимую РТ и штатную РШ численность производственных рабочих. Технологически необходимая численность производственных рабочих опреде­ляется по годовой трудоемкости работ в зоне ТО или ТР (tjΣ) и нормированному фонду рабочего времени рабочего данной профессии


; (7.14)

где ФТ  годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч.

Штатная численность производственных рабочих учитывает отпуска, болезни и другие уважительные причины невыхода рабочих, определяется так

, (7.15)

где ФШ  годовой фонд времени штатного рабочего,­ ч.

Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе определяется следующим образом

, (7.16)

где 8 – продолжительность смены, ч; ДК.Г., ДВ, ДП – соответственно количество календарных дней в году, количество выходных дней в году, количество праздничных дней в году.

Годовой фонд времени штатного рабочего определяется так

, (7.17)

где ДОТ, ДУП – соответственно количество дней отпуска, число дней невыхода на работу по уважительным причинам.

4. Определение числа постов и размера площадей производственных участков. Число универсальных постов (рабочих мест) для выполнения ТО и ТР Пу опреде­ляется соотношением годовой трудоемкости работ, выполняемых на данном посту (участке) tjΣ и годовым фондом рабочего времени поста (участка)

, (7.18)

где tjΣ  годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел.-ч;  коэффициент неравномерности загрузки постов, φ = 1…1,4; ДРАБ.Г  число рабочих дней постов в году; ТСМ  продолжительность смены, ч; С  число смен; РСР  среднее число рабочих, одновременно работающих на посту, чел;  П  коэффициент использования рабочего времени поста, характеризующий уровень технологии и организации работ ηП = 0,85…0,95.

Количество механизированных постов ХЕОсМ для туалетной мойки, включая сушку и обтирку подвижного состава определяется