ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.7.3 – Определение групповой периодичности ТО технико-экономическим методом: lО1lО2lО3≠…≠lОС – оптимальные периодичности отдельных операций ТО

Используя экономико-вероятност­ный метод, можно определить целесооб­разность выполнения данной операции не с оптимальной для нее, а с заданной периодичностью стержневой операции.

Если ряд объектов обслуживания имеет весьма близкие рациональные перио­дичности, то используется метод естественной группировки. Например, при обслуживании несамоконтрящихся крепежных соединений современных грузовых автомобилей обнаруживаются два пика необходимости возобновления их затяжки в интервалах 4...7 и 15...20 тыс. км. Достаточно близкую периодичность регулирования имеют тормозные и клапанные механизмы, углы установки колес.

Возможны и другие методы группировки, например использование линейного программирования, статистических испытаний.

Таким образом, применяя соответствующие методы ТО, производят группи­ровку операций по видам ТО. Увеличение числа ступеней (видов ТО) теоретически благоприятно сказывается на надежности и суммарных затратах на обеспечение работоспособности отдельных объектов, но одновременно увеличиваются затраты, связанные с организацией производственного процесса (подготовительно-заключительное время, планирование постановки на ТО и др.) ТО и ремонта автомобиля.

Эти данные позволяют сделать следующие практические выводы.

1. Предупреждение отказов (профилактическая стратегия I), как правило, бо­лее выгодно, чем ожидание отказа и последующий ремонт (стратегия II).

2. Для современного автомобиля наиболее целесообразна система с двумя-тремя видами ТО, так как при такой структуре системы удельные затраты на ТО и ремонт с учетом организационных минимальны. Это подтверждается многолетним опытом автомобильного транспорта России и других стран. В России наиболее распространенной в настоящее время является трехступенчатая система ТО: ЕО, ТО-1 и ТО-2 (с которым может совмещаться СО – сезонное обслуживание).

3. Сокращение организационно-управленческих затрат на реализацию системы (применение ПЭВМ при учете и планировании, подготовки производства и др.) позволяет по экономическим критериям увеличить число видов ТО автомобиля, т.е. приблизиться к оптимальным периодичностям ТО отдельных операций.


5. В перспективе сначала для грузовых автомобилей большой грузоподъем­ности и автобусов большой вместимости, а затем и для большинства коммерческих автомобилей возможна реализация индивидуальной системы и нормативов ТО и ремонта для конкретных автомобилей или их групп, работающих в сходных усло­виях эксплуатации.


7.3. Содержание системы то и ремонта

Задачей ежедневного обслуживания является: общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля; заправка его топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава – санитарная обработка кузова. ЕО выпол­няется после работы подвижного состава и перед выездом на линию.

В ходе обслуживания проводится осмотр автомобиля и выявление наруж­ных повреждений, проверяется его комплектность, состояние каби­ны, платформы (кузова), стекол, зеркал заднего вида, капота двигателя и багажника, состояние подвесок, колес, шин и др. Проводится контроль действия приборов освещения и сигнализа­ции, стеклоочистителей и т.д.; проверяется свободный ход рулево­го колеса, приводов тормозов, систем двигателя, работы агрега­тов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов авто­мобиля на месте и на ходу.

Уборочные и моечные работы, проводимые при ЕО, предполагают уборку кабины (салона) и платформы (кузова), в слу­чае необходимости – санитарная обработка; протирка зеркал зад­него вида, фар, подфарников, указателей поворотов, задних фо­нарей и стоп-сигналов, стекол кабины, а также номерных знаков.

Смазочные, очистительные и заправочные работы. Предполагают проверку (доливку) уровня масла в двигателе, проверку (доливку) уровня жидкости в системе охлаждения; проверку уровня топлива (зап­равку).

Задачей ТО-1 и ТО-2 является снижение интенсивности изменения параметров технического состояния механизмов и агрегатов автомобиля, выявление и предуп­реждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности работы, безопас­ности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. Диагностические работы (процесс диагностирования) являются технологическим элементом ТО и ремонта автомобиля (контрольных операций) и дают информацию об его техническом состоянии при выполнении соответствующих работ. В зависимости от назначения, периодичности, перечня и места выполнения диагностические работы подразделяются на два вида: общее (Д-1), ориентированное на элементы автомобиля, обеспечивающие безопасность дорожного движения, и поэлементное углубленное (Д-2) диаг­ностирование.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает в себя сле­дующие виды работ:


  1. Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные рабо­ты, которые, в свою очередь, делятся по специализации:

  • трансмиссия и задний мост – проверка (регулировка) свобод­ного хода педали сцепления, люфта в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи, при необходимости закрепле­ния фланцев карданного вала;

  • рулевое управление – проверка герметичности усилителя руле­вого управления, крепления шаровых пальцев, крепления и люф­та рулевого колеса, шарниров рулевых тяг и др.;

  • тормозная система – проверка (регулировка) эффективности действия тормозной системы, свободного и рабочего хода педали тормозной системы, а также действия стояночной тормозной си­стемы;

  • ходовая часть – проверка состояния узлов и деталей подвес­ки, состояния шин и давления воздуха в них;

  • кабина, платформа (кузов) и оперение – проверка замков, петель и ручек дверей кабины и другие работы;

  • система питания – проверка состояния приборов и приводов системы питания, герметичность их соединений;

  • электрооборудование – очистка и проверка аккумуляторной ба­тареи, генератора, приборов и электропроводки.

  • Смазочные и очистительные работы включают смазку узлов трения и про­верка уровня масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствии с картой смазки.

  • Дополнительные работы по специальным автомобилям и тяга­чам, требующие проверки состояния несущих элементов, соеди­нений и коммуникаций, проверки уровня масла в баке механиз­ма подъема платформы и др.

    Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает следующие виды работ.

    1. Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные ра­боты:

    • двигатель, системы охлаждения (отопления) и смазки – про­верка герметичности систем охлаждения (отопления); проверка состояния цилиндропоршневой группы двигателя; проверка креп­ления трубопровода и приемных труб глушителя, поддона карте­ров двигателя и сцепления;

    • трансмиссия и задний мост – проверка действия пружины сцеп­ления, свободного и полного хода педали, работы сцепления; проверка люфта в шарнирных и шлицевых соединениях кардан­ной передачи; проверка состояния картеров ведущих мостов;

    • рулевое управление и передняя ось – регулировка схождения передних колес, развала, продольного и поперечного наклонов шкворней и углов поворота передних колес, а также их баланси­ровка и т.д., проверка степени износа тормозных барабанов или дисков, колодок, накладок, свободного и рабочего ходов педали тормоза, состояния пружин, подшипников, колес и др. при не­обходимости производство замены узлов или деталей;

    • ходовая часть – проверка состояния и герметичности трубо­проводов тормозной системы, их регулировка; проверка парамет­ров работы тормозной системы; проверка работоспособности дру­гих элементов, обеспечивающих тормозные свойства автомобиля, проверка состояния несущих конструкций и элементов автомо­биля, правильности расположения заднего моста; проверка со­стояния колесных дисков и крепления колес, состояния шин, при необходимости – выполнение регулировочных операций;

    • кабина (салон), платформа (кузов) и оперение – проверка со­стояния поверхности кабины, кузова, оперения; проверка состо­яния систем вентиляции и отопления салона, а также уплотнителей дверей и вентиляционных люков. Проверка всех внешних и внутренних креплений кузова, креплений брызговиков, при не­обходимости – выполнение косметического ремонта;

    • система питания бензиновых двигателей – проверка креп­ления, соединений и герметичности ответственных элементов и коммуникаций, их исправность, проверка качества приготовляе­мой горючей смеси по составу отработавших газов и при необходимости регулировка или замена элементов системы;

    • система питания дизельных двигателей – проверка крепления герметичности и исправности ответственных элементов и комму­никаций топливного бака, трубопроводов, топливных насосов, форсунок и т.д., при необходимости – устранение неисправности и другие работы;

    • аккумуляторная батарея – проверка (восстановление) функ­циональности аккумуляторной батареи;

    • генератор, стартер и реле-регулятор – проверка состояния контактных элементов (контактных колец, щеток), подшипни­ков, при необходимости – разборка генератора и замена изно­шенных деталей (щеток, нажимных пружин), проверка работы стартера и реле-регулятора, регулировка напряжения реле-регу­лятора с учетом времени года (если это предусмотрено его кон­струкцией);

    • приборы зажигания – проверка свечей и катушек зажигания, прерывателя-распределителя (при наличии), при необходимости – регулировка зазоров;

    • приборы освещения и сигнализации – проверка функциони­рования и регулировка.


  • Смазочные и очистительные работы включают смазку узлов трения авто­мобиля, проверка уровня масла в элементах двигателя, проверка и мойка (замена) фильтрующих элементов.

    Задачей сезонного обслуживания, проводимого два раза в год, является подго­товка подвижного состава к эксплуатации при изменении сезона (времени года) В качестве отдельно планируемого вида технического обслуживания СО прово­дится для подвижного состава, эксплуатируемого в очень холодном, холодном, жарком и сухом и очень жарком сухом климатических районах.

    Ремонт в соответствии с характером и назначением работ подразделяется на капитальный и текущий.

    Капитальный ремонт предназначен для регламентированного восстановления потерявших работоспособность автомобилей и агрегатов, обеспечения их ресурса до следующего капитального ремонта или списания не менее 80 % от норм для новых автомобилей и агрегатов.

    Капитальный ремонт агрегата предусматривает его полную разборку, дефектацию, восстановление или замену деталей с последующей сборкой, регули­ровкой и испытанием. Агрегат направляется в капитальный ремонт в случаях, когда базовая и основные детали нуждаются в ремонте, требующем полной разборки агрегата, а также когда работоспособность агрегата не может быть восстановлена путем проведения текущего ремонта.

    Основные детали обеспечивают выполнение функциональных свойств агре­гатов и определяют их эксплуатационную надежность. Поэтому восстановление основных деталей при капитальном ремонте должно обеспечивать уровень ка­чества, близкий или равный качеству новых изделий.

    К базовым или корпусным деталям относятся детали, составляющие основу агрегата и обеспечивающие правильное размещение, взаимное расположение и функционирование всех остальных деталей и агрегата в целом. Работоспособность и ремонтопригодность базовых деталей, как правило, определяют полный срок службы агрегата и условия его списания.

    Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отказов и неисправностей, а также для обеспечения нормативов ресурсов автомобилей и агрегатов до капитального ремонта. Характерными работами ТР являются, разборочные, сборочные, слесарные, сварочные, дефектовочные, окрасочные, замена деталей и агрегатов. При ТР агрегата допускается замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых. У автомобиля при ТР могут заменяться отдельные детали, механизмы, агрегаты, требующие текущего или капитального ремонта.

    При ТР допускается одновременная замена (комплектом) агрегатов, узлов и деталей, близких по ресурсу. Отработавшие агрегаты, узлы и детали направляются на специализированные производства для восстановления в качестве запасных частей и комплектования из них ремонтных комплектов.

    Под ремонтными комплектами понимаются наборы агрегатов, узлов и деталей, необходимые для устранения неисправностей. Применение ремонтного комплекта должно исключать дополнительные потери рабочего времени на доводку его элементов и доставку недостающих деталей на рабочее место.

    Текущий ремонт должен обеспечить безотказную работу отремонтированных агрегатов и уз­лов на пробеге не меньшем чем до очередного ТО-2. Для ТР могут регламентиро­ваться удельная трудоемкость, то есть трудоемкость, отнесенная к пробегу автомобиля, а также суммарные удельные простои в ТР и на ТО. Кроме того, специальными нормативами на хозяйственном уровне могут регламентироваться затраты на ТО (на вид или удельные, руб./1000 км) с поэлементной разбивкой, например на оплату труда рабочих, на запасные части и материалы.