ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
7. Закономерности формирования системы
7.1. Назначение системы то и ремонта и основные
7.2. Формирование структуры системы то и ремонта
7.3. Содержание системы то и ремонта
7.4. Регламентация системы то и ремонта
7.5. Фирменные системы то и ремонта
7.6. Структура и содержание системы то
7.5. Фирменные системы то и ремонта
Фирменные системы ТО и ремонта основаны на планово-предупредительной стратегии и информационно поддерживаются рядом документов.
1. В руководствах по эксплуатации, которыми располагают владельцы автомобилей, приводится минимум сведений.
2. Структура системы ТО фиксируется в сервисных книгах в которых указывается последовательность (план-график, цепочка) проведения ТО с определенной, как правило, постоянной, периодичностью. Каждый очередной вид ТО (после 15, 30, 45 тыс. км пробега автомобиля и т д.) имеет свой перечень операций, который на 47…76% совпадает с предыдущим. В таблице 7.1 представлена структура системы на примере автомобилей «Hyundai».
3. Ряд заводов-изготовителей для сервисных предприятий издает рекомендации по трудоемкости ТО и ремонта.
Эти материалы являются основанием (и оправданием) при нормировании стоимости выполнения услуг на сервисных предприятиях на ступени ТО (по сервисной книжке) и конкретной ремонтной операции. Оценок (или норм) суммарных затрат на текущий ремонт (на 1000 км, год, за срок службы) заводские рекомендации, как правило, не содержат, что затрудняет общую оценку надежности автомобиля и технологические расчеты ремонтных постов и участков сервисных предприятий.
Таблица 7.1 – Структура и содержание системы ТО автомобилей «Hyundai» (фрагмент)
Годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
Пробег в тыс. км |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
105 |
120 |
135 |
150 |
165 |
180 |
195 |
210 |
225 |
||
Операции под капотом |
|||||||||||||||||
1 |
Ремни приводов |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
2 |
Высоковольтные провода |
|
I |
|
I |
|
I |
|
I |
|
I |
|
I |
|
I |
|
|
3 |
Шланги и патрубки двигателя |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
4 |
Ремень привода ГРМ |
|
|
|
R |
|
|
|
R |
|
|
|
R |
|
|
|
|
5 |
Свечи зажигания |
обычные |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
платиновые |
I |
I |
I |
R |
I |
I |
I |
R |
I |
I |
I |
R |
I |
I |
I |
||
6 |
Охлаждающая жидкость |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
|
7 |
Жидкость гидропривода тормозов и сцепления |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
|
8 |
Воздушный фильтр |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
|
9 |
Электролит АКБ |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
10 |
Топливный фильтр |
бензин |
|
|
|
R |
|
|
|
R |
|
|
|
R |
|
|
|
дизель |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
||
Операции под автомобилем |
|||||||||||||||||
11 |
Детали подвески (включая пыльники), шаровые опоры, крепежные болты |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
12 |
Пыльники ШРУСов |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
13 |
Шарниры и пыльники рулевого управления, жидкость ГУР |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
14 |
Масло в МКПП |
I |
I |
I |
I |
I |
R |
I |
I |
I |
I |
I |
R |
I |
I |
I |
|
15 |
Масло в раздаточной коробке |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
|
16 |
Масло в дифференциалах |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
|
17 |
Болты крепления карданного вала |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
18 |
Герметичность системы выпуска
|
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
Операции внутри автомобиля |
|||||||||||||||||
19 |
Свободный ход педалей сцепления и тормоза |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
20 |
Рычаг стояночного тормоза |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
21 |
Воздушный фильтр системы вентиляции |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
|
Операции снаружи автомобиля |
|||||||||||||||||
22 |
Проверка колес и шин, давление и износ, момент затяжки колёсных гаек |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
23 |
Герметичность шлангов тормозной системы |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
24 |
Воздушный фильтр топливного бака |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
R |
I |
R |
I |
I |
|
25 |
Тормозные колодки, диски и барабаны |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
26 |
Герметичность трубопроводов топливной системы |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
Операции на прогретом автомобиле |
|||||||||||||||||
27 |
Масло в АКПП |
I |
I |
I |
I |
I |
R |
I |
I |
I |
I |
I |
R |
I |
I |
I |
|
28 |
Масло в АКПП (4WD) |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
I |
I |
R |
|
29 |
Моторное масло и фильтр - бензин |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
|
Моторное масло и фильтр - дизель |
Замена каждые 7500 км. |
||||||||||||||||
30 |
Проверка CО и CH в отработавших газах |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
31 |
Проверка дымности отработавших газов |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
Дополнительные операции |
|||||||||||||||||
32 |
Дверные замки, петли, фиксаторы |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
33 |
Стеклоочистители, омыватели фар, стекол |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
34 |
Осветительные приборы |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
|
35 |
Мотор-тестер |
I |
IR |
IR |
IR |
IR |
IR |
I |
IR |
IR |
IR |
IR |
IR |
I |
IR |
IR |
|
36 |
Углы установки колёс |
I |
IR |
|
IR |
|
IR |
|
IR |
|
IR |
|
IR |
|
IR |
|
|
37 |
Регулировка зазоров в клапанах |
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
Примечания |
|||||||||||||||||
IR Рекомендуемая операция, выполняется по согласованию с клиентом I Проверка, затем, по необходимости, очистка, регулировка или замена R Замена |
Ряд производителей в своей рекламе и документации предусматривают корректирование трудоемкости ремонтных работ по мере увеличения наработки автомобиля с начала эксплуатации. Например, у ВАЗ увеличение трудоемкости ремонта при наработке 5…8 лет – до 10 %, свыше 8 лет – до 20 %.
4. Учитывая международный обмен автомобильной техникой (экспорт, импорт, лизинг, международные перевозки, туризм), большое значение и распространение приобретают обобщающие нормативные и технологические материалы, которые при их составлении автотранспортными и информационными компаниями приобретают функции рекомендуемых нормативов ТЭА.
Например, известная информационная компания «Аутодейт» (Autodate Ltd. Automotive Technical Publications and Databases) периодически издает сводные нормативы трудоемкости к применяемым системам ТО и ремонта по 40...45 производителям (маркам) и 700 моделям легковых автомобилей.
Эта же компания издает справочно-информационные материалы по обслуживанию и ремонту агрегатов и систем автомобилей. Например, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, диагностика, испытание и регулирование двигателя, системы питания и зажигания, ремонт кузова, углы установки колес автомобиля и др.
7.6. Структура и содержание системы то
сельскохозяйственной техники
Комплекс работ по технической эксплуатации включает следующие виды технического обслуживания:
|
ТО-0 |
|
ЕТО |
|
ТО-1 |
|
ТО-2 |
|
ТО-3 |
|
ТО-ПХ |
|
ТО-Х |
|
ТО-СХ |
|
СТО-ВЛ |
|
СТО-ОЗ |
|
ТО-Э |
Периодичность технических обслуживаний сельскохозяйственной техники представлена в табл. 7.2.
Таблица 7.2 – Периодичность технического обслуживания машин
Техника |
Вид ТО |
Единица измерения |
Значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тракторы |
ТО-0 |
- |
В начале и конце обкатки |
ЕТО |
ч |
8…10 |
|
ТО-1 |
мото-ч |
125 |
|
ТО-2 |
мото-ч |
500 |
|
ТО-3 |
мото-ч |
1000 |
|
СТО-ВЛ |
год |
1 (весной при t>5ºC) |
|
СТО-ОЗ |
год |
1 (весной при t<5ºC) |
|
ТО при подготовке к хранению |
год |
1 (10 дней после окончания сезона) |
|
ТО при снятии с хранения |
год |
1 (15 дней до начала сезона) |
|
Комбайны и самоходные машины |
ТО-0 |
- |
В начале и конце обкатки |
ЕТО |
ч |
10 |
|
ТО-1 |
мото-ч |
60 |
|
ТО-2 |
мото-ч |
240 |
|
ТО при подготовке к хранению |
год |
1 (10 дней после окончания сезона) |
|
ТО при снятии с хранения |
год |
1 (15 дней до начала сезона) |
|
ТО при хранении на открытой площадке |
месяц |
1 |
|
ТО при хранении в закрытом помещении |
месяц |
2 |
|
Навесные и прицепные сельскохозяйственные машины |
ТО-0 |
|
В начале и конце обкатки |
ЕТО |
ч |
8…10 |
|
ТО-1 |
ч |
60 |
|
ТО-Э |
ч |
240 (планируемой нагрузки за сезон) |
|
ТО при подготовке к хранению |
год |
1 (10 дней после окончания сезона) |
|
ТО при снятии с хранения |
год |
1 (15 дней до начала сезона) |
|
ТО при хранении на открытой площадке |
месяц |
1 |
|
ТО при хранении в закрытом помещении |
месяц |
2 |
Отклонение фактической периодичности (опережение или запаздывание) выполнения ТО-1, ТО-2, ТО-3 от установленной допускается до 10% для тракторов и до 20% для других сельскохозяйственных машин.
Приемка машин. Принимаемые сельскохозяйственным предприятием новые или отремонтированные машины, прежде всего, нужно тщательно осмотреть. При осмотре проверяют наличие пломб, инструмента и запасных частей, комплектность машины, а также ее состояние. При определении недостачи каких-либо деталей или инструмента, а также серьезной неисправности сборочных единиц составляют акт, который служит основанием для предъявления претензий (рекламаций) заводу-изготовителю или ремонтному предприятию.
Обкатка машин. После проведения технического осмотра, необходимой подтяжки болтовых соединений и устранения выявленных подтеканий или других неисправностей машину нужно подвергнуть эксплуатационной обкатке. В процессе обкатки происходит приработка сопряжений машины, что обеспечивает ее последующую нормальную эксплуатацию.
Обкатку начинают с холостых режимов работы двигателя а машины, а затем нагрузочный режим постепенно увеличивают и доводят до установленного предела. Весьма важно правильно установить первоначальный режим обкатки, так как при этом интенсивность изнашивания наиболее высока. Продолжительность и режим обкатки машины каждой марки изложены в инструкции завода-изготовителя. После обкатки составляют акт о передаче трактора или самоходной машины в эксплуатацию, в котором отмечают продолжительность и режимы обкатки, расход топлива за этот период и выполненную работу.
При эксплуатационной обкатке машины проводят техническое обслуживание, которое состоит из нескольких этапов: при подготовке к обкатке, в процессе обкатки и по окончании обкатки. При этих видах технического обслуживания в основном проверяют и подтягивают крепежные соединения; проверяют и при необходимости дозаправляют маслом картеры соответствующих сборочных единиц; проверяют натяжение ремней, механизмы управления, гусеницы, давление в шинах и др.
Все операции технического обслуживания по принципу их технологической однообразности разделены на следующие шесть групп: очистительно-моечные, крепежные, контрольно-диагностические, регулировочные, заправочные и смазочные. Регулировочные и крепежные работы выполняют при необходимости, а остальные – в обязательном порядке.
7.6.1. Техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси состоит в следующем.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) заключается в наружной очистке и проверке наружных креплений; устранении подтеканий топлива, воды и электролита; проверке уровня (и дозаправке) масла, топлива и воды в картерах и баках (электролита в аккумуляторах); проверке работы контрольных приборов и механизмов. Это обслуживание выполняют в начале или в конце смены.
Первое техническое обслуживание включает в себя операции ЕТО, а также дополнительные: по проверке и подтяжке наружных креплений, смазыванию сборочных единиц, очистке фильтров, проверке и регулировке механизмов.
Второе техническое обслуживание содержит операции ТО-1, а также дополнительные: по смене масла с промывкой картера двигателя, регулировке и смазыванию сборочных единиц и механизмов и частичному (поэлементному) диагностированию технического состояния трактора.
Третье техническое обслуживание включает в себя операции ТО-2 и дополнительные по регулировке сборочных единиц и механизмов трактора с их очисткой, промывкой и смазыванием. При этом техническом обслуживании проводят общую (комплексную) безразборную проверку технического состояния трактора, чтобы установить возможность его дальнейшей эксплуатации или необходимость и срок поставки на ремонт.
Сложные регулировки топливной аппаратуры, электрооборудования и гидравлической системы трактора выполняют в мастерских, имеющих соответствующее оборудование. Разбирать двигатель, трансмиссию и сборочные единицы гидравлической системы тракторов в полевых условиях не допускается.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняют при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периодам эксплуатации. Оно предусматривает замену летних сортов топлива и масел зимними или наоборот, очистку радиаторов от накипи и ряд мероприятий по нормализации теплового режима при пуске, работе, на кратковременных остановках, а также технический осмотр.
Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации (песчаные, каменистые и болотистые почвы, пустыни, низкие температуры и высокогорье) предусматривает контроль условий работы отдельных механизмов и проведение соответствующих очистных, контрольно-регулировочных и других операций.
Кроме того, установлены специальные виды технического обслуживания: при транспортировке (проводят в соответствии с указаниями предприятия-изготовителя) и при хранении (перед постановкой на хранение, в процессе хранения и при снятии с хранения).