ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.5. Фирменные системы то и ремонта

Фирменные системы ТО и ремонта основаны на планово-предупредительной стратегии и информационно поддерживаются рядом документов.

1. В руководствах по эксплуатации, которыми располагают владельцы автомобилей, приводится минимум сведений.

2. Структура системы ТО фиксируется в сервисных книгах в которых указывается последовательность (план-график, цепочка) проведения ТО с определенной, как правило, постоянной, периодичностью. Каждый очередной вид ТО (после 15, 30, 45 тыс. км пробега автомобиля и т д.) имеет свой перечень операций, который на 47…76% совпадает с предыдущим. В таблице 7.1 представлена структура системы на примере автомобилей «Hyundai».

3. Ряд заводов-изготовителей для сервисных предприятий издает рекомендации по трудоемкости ТО и ремонта.

Эти материалы являются основанием (и оправданием) при нормировании стоимости выполнения услуг на сервисных предприятиях на ступени ТО (по сер­висной книжке) и конкретной ремонтной операции. Оценок (или норм) суммарных затрат на текущий ремонт (на 1000 км, год, за срок службы) заводские рекомен­дации, как правило, не содержат, что затрудняет общую оценку надежности автомобиля и технологические расчеты ремонтных постов и участков сервисных предприятий.

Таблица 7.1 – Структура и содержание системы ТО автомобилей «Hyundai» (фрагмент)

Годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Пробег в тыс. км

15

30

45

60

75

90

105

120

135

150

165

180

195

210

225

Операции под капотом

1

Ремни приводов

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

2

Высоковольтные провода

I

I

I

I

I

I

I

3

Шланги и патрубки двигателя

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

4

Ремень привода ГРМ

R

R

R

5

Свечи зажигания

обычные

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

платиновые

I

I

I

R

I

I

I

R

I

I

I

R

I

I

I

6

Охлаждающая жидкость

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

I

R

7

Жидкость гидропривода тормозов и сцепления

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

8

Воздушный фильтр

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

R

I

9

Электролит АКБ

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

10

Топливный фильтр

бензин

R

R

R

дизель

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

Операции под автомобилем

11

Детали подвески (включая пыльники), шаровые опоры, крепежные болты

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

12

Пыльники ШРУСов

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

13

Шарниры и пыльники рулевого управления, жидкость ГУР

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

14

Масло в МКПП

I

I

I

I

I

R

I

I

I

I

I

R

I

I

I

15

Масло в раздаточной коробке

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

I

R

16

Масло в дифференциалах

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

I

R

17

Болты крепления карданного вала

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

18

Герметичность системы выпуска

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Операции внутри автомобиля

19

Свободный ход педалей сцепления и тормоза

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

20

Рычаг стояночного тормоза

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

21

Воздушный фильтр системы вентиляции

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

Операции снаружи автомобиля

22

Проверка колес и шин, давление и износ, момент затяжки колёсных гаек

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

23

Герметичность шлангов тормозной системы

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

24

Воздушный фильтр топливного бака

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

R

I

R

I

I

25

Тормозные колодки, диски и барабаны

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

26

Герметичность трубопроводов топливной системы

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Операции на прогретом автомобиле

27

Масло в АКПП

I

I

I

I

I

R

I

I

I

I

I

R

I

I

I

28

Масло в АКПП (4WD)

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

I

R

I

I

R

29

Моторное масло и фильтр - бензин

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

R

Моторное масло и фильтр - дизель

Замена каждые 7500 км.

30

Проверка CО и CH в отработавших газах

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

31

Проверка дымности отработавших газов

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Дополнительные операции

32

Дверные замки, петли, фиксаторы

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

33

Стеклоочистители, омыватели фар, стекол

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

34

Осветительные приборы

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

35

Мотор-тестер

I

IR

IR

IR

IR

IR

I

IR

IR

IR

IR

IR

I

IR

IR

36

Углы установки колёс

I

IR

IR

IR

IR

IR

IR

IR

37

Регулировка зазоров в клапанах

I

I

Примечания

IR    Рекомендуемая операция, выполняется по согласованию с клиентом I       Проверка, затем, по необходимости, очистка, регулировка или замена R      Замена


Ряд производителей в своей рекламе и документации предусматривают корректирование трудоемкости ремонтных работ по мере увеличения наработки автомобиля с начала эксплуатации. Например, у ВАЗ увеличение трудоемкости ремонта при наработке 5…8 лет – до 10 %, свыше 8 лет – до 20 %.

4. Учитывая международный обмен автомобильной техникой (экспорт, импорт, лизинг, международные перевозки, туризм), большое значение и распространение приобретают обобщающие нормативные и технологические материалы, которые при их составлении автотранспортными и информационными компаниями приоб­ретают функции рекомендуемых нормативов ТЭА.

Например, известная информационная компания «Аутодейт» (Autodate Ltd. Automotive Technical Publications and Databases) периодически издает сводные нормативы трудоемкости к применяемым системам ТО и ремонта по 40...45 производителям (маркам) и 700 моделям легковых автомобилей.

Эта же компания издает справочно-информационные материалы по обслуживанию и ремонту агрегатов и систем автомобилей. Например, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, диагностика, испытание и регулирование двигателя, системы питания и зажигания, ремонт кузова, углы установки колес автомобиля и др.


7.6. Структура и содержание системы то

сельскохозяйственной техники

Комплекс работ по технической эксплуатации включает следующие виды технического обслуживания:

  • при эксплуатационной обкатке

ТО-0

  • ежесменное

ЕТО

  • первое

ТО-1

  • второе

ТО-2

  • третье

ТО-3

  • при подготовке к хранению

ТО-ПХ

  • в процессе хранения

ТО-Х

  • при снятии с хранения

ТО-СХ

  • сезонное при переходе к весенне-летнему сезону

СТО-ВЛ

  • сезонное при переходе к осенне-зимнему сезону

СТО-ОЗ

  • предсезонное

ТО-Э

Периодичность технических обслуживаний сельскохозяйственной техники представлена в табл. 7.2.

Таблица 7.2 – Периодичность технического обслуживания машин

Техника

Вид ТО

Единица измерения

Значение

1

2

3

4

Тракторы

ТО-0

-

В начале и конце обкатки

ЕТО

ч

8…10

ТО-1

мото-ч

125

ТО-2

мото-ч

500

ТО-3

мото-ч

1000

СТО-ВЛ

год

1 (весной при t>5ºC)

СТО-ОЗ

год

1 (весной при t<5ºC)

ТО при подготовке к хранению

год

1 (10 дней после окончания сезона)

ТО при снятии с хранения

год

1 (15 дней до начала сезона)

Комбайны и самоходные машины

ТО-0

-

В начале и конце обкатки

ЕТО

ч

10

ТО-1

мото-ч

60

ТО-2

мото-ч

240

ТО при подготовке к хранению

год

1 (10 дней после окончания сезона)

ТО при снятии с хранения

год

1 (15 дней до начала сезона)

ТО при хранении на открытой площадке

месяц

1

ТО при хранении в закрытом помещении

месяц

2

Навесные и прицепные сельскохозяйственные машины

ТО-0

В начале и конце обкатки

ЕТО

ч

8…10

ТО-1

ч

60

ТО-Э

ч

240 (планируемой нагрузки за сезон)

ТО при подготовке к хранению

год

1 (10 дней после окончания сезона)

ТО при снятии с хранения

год

1 (15 дней до начала сезона)

ТО при хранении на открытой площадке

месяц

1

ТО при хранении в закрытом помещении

месяц

2


Отклонение фактической периодичности (опережение или запаздывание) выполнения ТО-1, ТО-2, ТО-3 от установленной допускается до 10% для тракторов и до 20% для других сель­скохозяйственных машин.

Приемка машин. Принимаемые сельскохозяйственным пред­приятием новые или отремонтированные машины, прежде всего, нужно тщательно осмотреть. При осмотре проверяют наличие пломб, инструмента и запасных частей, комплектность машины, а также ее состояние. При определении недостачи каких-либо деталей или инструмента, а также серьезной неисправности сборочных единиц составляют акт, который служит основанием для предъявления претензий (рекламаций) заводу-изготовите­лю или ремонтному предприятию.

Обкатка машин. После проведения технического осмотра, необходимой подтяжки болтовых соединений и устранения вы­явленных подтеканий или других неисправностей машину нуж­но подвергнуть эксплуатационной обкатке. В процессе обкатки происходит приработка сопряжений машины, что обеспечивает ее последующую нормальную эксплуатацию.

Обкатку начинают с холостых режимов работы двигателя а машины, а затем нагрузочный режим постепенно увеличивают и доводят до установленного предела. Весьма важно правильно установить первоначальный режим обкатки, так как при этом интенсивность изнашивания наиболее высока. Продолжитель­ность и режим обкатки машины каждой марки изложены в ин­струкции завода-изготовителя. После обкатки составляют акт о передаче трактора или самоходной машины в эксплуатацию, в котором отмечают продолжительность и режимы обкатки, расход топлива за этот период и выполненную работу.

При эксплуатационной обкатке машины проводят техниче­ское обслуживание, которое состоит из нескольких этапов: при подготовке к обкатке, в процессе обкатки и по окончании об­катки. При этих видах технического обслуживания в основном проверяют и подтягивают крепежные соединения; проверяют и при необходимости дозаправляют маслом картеры соответству­ющих сборочных единиц; проверяют натяжение ремней, меха­низмы управления, гусеницы, давление в шинах и др.

Все операции технического обслуживания по принципу их технологической однообразности разделены на следующие шесть групп: очистительно-моечные, крепежные, контрольно-диагности­ческие, регулировочные, заправочные и смазочные. Регулиро­вочные и крепежные работы выполняют при необходимости, а остальные – в обязательном порядке.


7.6.1. Техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси состоит в следующем.

Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) заключается в наружной очистке и проверке наружных крепле­ний; устранении подтеканий топлива, воды и электролита; про­верке уровня (и дозаправке) масла, топлива и воды в картерах и баках (электролита в аккумуляторах); проверке работы конт­рольных приборов и механизмов. Это обслуживание выполняют в начале или в конце смены.

Первое техническое обслуживание включает в себя операции ЕТО, а также дополнительные: по проверке и подтяжке наружных креплений, смазыванию сборочных единиц, очистке фильтров, проверке и регулировке механизмов.

Второе техническое обслуживание содержит операции ТО-1, а также дополнительные: по смене масла с про­мывкой картера двигателя, регулировке и смазыванию сбороч­ных единиц и механизмов и частичному (поэлементному) диаг­ностированию технического состояния трактора.

Третье техническое обслуживание включает в себя операции ТО-2 и дополнительные по регулировке сбороч­ных единиц и механизмов трактора с их очисткой, промывкой и смазыванием. При этом техническом обслуживании проводят общую (комплексную) безразборную проверку технического со­стояния трактора, чтобы установить возможность его дальней­шей эксплуатации или необходимость и срок поставки на ре­монт.

Сложные регулировки топливной аппаратуры, электрообору­дования и гидравлической системы трактора выполняют в ма­стерских, имеющих соответствующее оборудование. Разбирать двигатель, трансмиссию и сборочные единицы гидравлической системы тракторов в полевых условиях не допускается.

Сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняют при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периодам эксплуатации. Оно предусматривает замену летних сортов топлива и масел зимними или наоборот, очистку радиато­ров от накипи и ряд мероприятий по нормализации теплового режима при пуске, работе, на кратковременных остановках, а также технический осмотр.

Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации (песчаные, каменистые и болотистые поч­вы, пустыни, низкие температуры и высокогорье) предусматри­вает контроль условий работы отдельных механизмов и прове­дение соответствующих очистных, контрольно-регулировочных и других операций.

Кроме того, установлены специальные виды технического об­служивания: при транспортировке (проводят в соответствии с указаниями предприятия-изготовителя) и при хранении (перед постановкой на хранение, в процессе хранения и при снятии с хранения).