Файл: ответы к госам почвы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Почва как дисперсная трехфазная среда, состояние воды и воздуха в почве, их роль в процессе механической обработки почвы.

3. Назначения и разновидности катков, основные параметры, режимы качения.

4. Движение катка со скольжением. Определение коэффициента скольжения. Зона скольжения, кинематика и динамика процесса, характер взаимодействия катка с почвой.

8. Классификация плужных рабочих поверхностей, их технологические свойства.

9. Удельное сопротивление плуга и удельное сопротивление почвы. Тяговое сопротивление других почвообрабатывающих машин.

10. Условие равновесия навесной почвообрабатывающей машины в вертикальной плоскости.

11. Условие равновесия навесного плуга в горизонтальной плоскости.

12. Рациональная формула в. П. Горячкина для определения тягового сопротивления плуга, значение каждого из ее членов. К.П.Д. Плуга и особенности его определения.

13. Характер сопротивления почвы перемещению в ней клина.

14. Развитие поверхности плоского клина в криволинейную поверхность.

15. Классификация цилинроидальных рабочих поверхностей, их технологические свойства.

16. Особенности рабочих поверхностей плужных корпусов для скоростной вспашки.

17. Определение максимальной глубины вспашки.

18. Настройка фрез на заданный режим работы.

19. Объясните, почему с увеличением диаметра катка (колеса) уменьшается его тяговое сопротивление?

20. Настройка картофелесажалки на заданный режим работы: определение максимальной рабочей скорости.

21. Обоснование основных параметров подкапывающего лемеха картофелеуборочных машин.

22. Применение методов математической статистики для оценки качества оценки посева и посадки.

23. Энергетическая оценка машин для разбрасывания удобрений.

24. Высаживающие аппараты картофелепосадочных машин. Их рабочий процесс. Настройка картофелесажалки на заданный режим работы: определение максимальной рабочей скорости.

26. Рабочие органы машин подкапывающего типа: ботвоудаляющие, подкапывающие, сепарирующие, для разрушения комков почвы. Их основные параметры, методика расчета технологических параметров.

27. Рабочий процесс дискового высевающего аппарата. Определение максимальной окружной скорости ячейки диска

28. Распыливающие наконечники опрыскивателей, их типы. Расход рабочей жидкости через распылитель

29. Влияние высоты установки штанги и угла распыливания жидкости наконечником гидравлического опрыскивателя на равномерность покрытия обрабатываемой поверхности.

Борончатый каток уплотняет почву зубьями, разме­щенными по винтовым линиям, разрыхляет поверхностный слой и разрушает почвенную корку. Наибольшее распространение по­лучили борончатые катки диаметром цилиндра 160... 170 мм с дли­ной зубьев 16 и 30 мм. Их устанавливают в шахматном порядке секционно: три секции спереди и две сзади.

Прикатывающие катки разнообразных конструкций применя­ют как составляющие части посевных, рассадопосадочных и дру­гих машин. Их обод выполняют в виде конуса цилинд­рическим или усеченным. Прикатывающие катки уплотняют поч­ву в бороздках с высеянными семенами или саженцами. Катки с коническим ободом предназначены для зерновых сеялок, работа­ющих в зонах, подверженных ветровой эрозии. За рубежом рас­ширяется применение катков из набора пневматических колес, обеспечивающих выравнивание поверхности поля как перед посевом, так и после него при посеве мелкосемянных культур.

Уплотняющая способность катка зависит от его массы m, диаметра D и ширины захвата B. Ее принято выражать через удельное давление p (Н/см), приходящееся на 1 см ширины катка: p=9,8m/B.

Каток малого диаметра воздействует на почву как полоз и уплотняет верхний слой, каток большого диаметра более равномерно уплотняет пахотный слой по глубине. На рыхлых почвах перед катком может образоваться почвенный валик. Чем тяжелее каток и меньше его диаметр, тем больше высота валика. Для вдавливания в почву и разрушения комков размером a диаметр катка должен удовлетворять следующему условию: Dactg2((φ1+ φ2)/2), где φ – углы трения комков о каток и почву.

Тяговое усилие P (Н), необходимое для перемещения катка по ровной поверхности, определяют по формуле: P=0,86(G4/(kBD2))1/3, где G=mg – сила тяжести катка, k – коэф.объемного смятия почвы, Н/см3.

Если путь l, пройденный центром О колеса (катка) за n его оборотов равен произведению длины дуги окружности колеса на число оборотов (n), то такое движение принято считать качением без скольжения и буксова­ния. Когда l > rn, то качение происходит со скольжением. Такое движение характерно для катков.


4. Движение катка со скольжением. Определение коэффициента скольжения. Зона скольжения, кинематика и динамика процесса, характер взаимодействия катка с почвой.

Если путьl, пройденный центром О колеса (катка) за n его оборотов равен произведению длины дуги окружности колеса на число оборотов (2πn), то такое движение принято считать качением без скольжения и буксова­ния. Когда l > 2πrn, то качение происходит со скольжением. Такое движение характерно для катков. Скольжение катков (колес) оценивают коэффициентом сколь­жения εс, выражая его соотношением: εс=(l - 2πrn)/l =Δlc / l, где Δlc –путь, пройденный катком скольжением.

Коэффициент εс скольжения изменяется от 0 до 1. Его значе­ние зависит от свойств почвы, конструкции катков, силы тяжести, действующей на колесо, и моментов MО (момент сопротивления трения в опорах оси) и МП (вращающий, приводной момент). На песчаных и взрыхленных почвах εс больше, чем на уплотненных стерне­вых, черноземах и подзолах. Увеличение диаметра катка, ведомых и приводных колес снижает значение коэффициента εс. Катки и приводные колеса с почвозацепами скользят меньше.

Для гладких катков, применяемых при обработке почвы до и после посева, коэффициент εс = 7...10%. Катки зерновых сеялок, передающих момент МП на вал привода высевающих аппаратов, работают с коэффициентом скольжения εс = 4...6%

Реактивные силы. Катки и колеса движутся по поверхности почвы с образованием колеи. При качении точки обода поворачи­ваются относительно мгновенного центра скоростей С. Абсолютная скорость движения любой точки равна произведению угловой скорости ω на ее расстояние (радиус-вектор) от центра С. Например, для точки А абсолютная скорость VA = ωρA и направле­на перпендикулярно радиусу-вектору.

Линия действия абсолютных скоростей отклонена от элемен­тарных сил Ni нормального давления на различные углы φ, т. е. при качении колеса со стороны колеи на ободе действуют не толь­ко реактивные нормальные Ni но и касательные силы трения Fi направленные против вращения. Значения этих сил возрастают при увеличении сил Ni и угла φ от 0 при ф φ = 0 до Fi =f Ni где f— коэффициент трения скольжения почвы по ободу. Результирую­щая Ri нормальных Ni и касательных Fi сил отклонена от нормали в сторону, обратную направлению вращения колеса.


Движущие моменты и моменты сопротивления. При качении ве­домых колес (катков) на них действует вертикальная сила G тяжести катка и частей машины, результирующая R (реакции колеи), а также момент MО сопротивления трения в опорах оси.

Разложив силу R по осям Х и Y, получим две пары PRX и GRY. Момент Рb первой пары (движущий момент) стремится вращать каток, а второй момент Ga оказывает сопротивление качению кат­ка. Наряду с ним сопротивляется качению момент Мо.

При равномерном качении ведомых катков имеем сле­дующую систему уравнений:

G = RY P=RX Pb = Ga + M0

Принимая b ~ г, из третьего уравнения системы находим P=( Ga + MО )/r

Сила Р сопротивления качению уменьшается с увеличением радиуса r катков и глубины колеи, она больше на легких (песчаных и супесчаных) почвах. Малые значения сил Р на ведо­мых управляемых колесах могут вызвать снижение управляемости движением машины, поэтому обод управляемых колес выполняют с ребордами.

Ведомые приводимые колеса передают вращающий (приводной) момент МП рабочим или вспомогательным узлам машины. С уче­том моментов MО и MП имеем P = (Ga+M0+MП)/r.

Для устранения возможного скольжения ведомых приводимых колес их диаметр увеличивают или на ободе устанавливают шпо­ры, повышающие сцепление колеса с почвой.

Выражение для обобщенной силы Р в зависимости от объемно­го коэффициента q смятия почвы и параметров колеса эмпиричес­ки обосновал В. Грандвуане, а теоретически вывел В. П. Горячкин. Обобщенную силу сопротивления качения катков и колес вы­ражают следующей формулой: P=0,86(G4/(qbd2))1/3

где q - коэффициент объемного смятия почвы; b - ширина обода колеса; d - ди­аметр колеса.

Сила Р уменьшается с увеличением коэффициента q объемного смятия почвы, ширины b обода и диаметра d колеса.

Увеличение параметров q, b и d снижает глубину колеи. С рос­том нагрузки G, действующей на каток или колеса, сила Р повы­шается с нарастающей интенсивностью.

При расчетах пользуются упрощенной зависимостью P=fП G=fП∙9,8m,

где fП — коэффициент сопротивления качению катков; m — эксплуатаци­онная масса катка.


Следовательно: fП=0,86(G/(qbd2))1/3

Для катков с гладкой поверхностью коэффициент fП = 0,18...0,24. Для кольчато-шпоровых катков, кольчато-зубчатых и других катков с негладкой поверхностью коэффициент fП, увели­чивается в 1,1...1,3 раза.

5. Движущий момент сопротивления катка. Зависимость тягового сопротивления от параметров катка и свойств почвы (формула Грандвуане – Горячкина), глубина колеи. Взаимодействие с почвой катка с жестким ободом и пневматической шиной.

Движущие моменты и моменты сопротивления. При качении ве­домых колес (катков) на них действует вертикальная сила G тяжести катка и частей машины, результирующая R (реакции колеи), а также момент MО сопротивления трения в опорах оси.

Разложив силу R по осям Х и Y, получим две пары PRX и GRY. Момент Рb первой пары (движущий момент) стремится вращать каток, а второй момент Ga оказывает сопротивление качению кат­ка. Наряду с ним сопротивляется качению момент Мо.

При равномерном качении ведомых катков имеем сле­дующую систему уравнений:

G = RY

P=RX

Pb = Ga + M0

Принимая b ~ r, из третьего уравнения системы находим P=( Ga + MО )/r

Сила Р сопротивления качению уменьшается с увеличением радиуса r катков и глубины колеи, она больше на легких (песчаных и супесчаных) почвах. Малые значения сил Р на ведо­мых управляемых колесах могут вызвать снижение управляемости движением машины, поэтому обод управляемых колес выполняют с ребордами.

Ведомые приводимые колеса передают вращающий (приводной) момент МП рабочим или вспомогательным узлам машины. С уче­том моментов MО и MП имеем P = (Ga+M0+MП)/r.

Для устранения возможного скольжения ведомых приводимых колес их диаметр увеличивают или на ободе устанавливают шпо­ры, повышающие сцепление колеса с почвой.

Ведущие колеса приводятся в движение вращающим моментом Mв К центру колеса приложения сила Т тяги, сила G тяжести и составляющие RX и RY реакции R колеи.

Уравнение равновесия ведущего колеса (при b ~ r) имеет вид:

G=Ry RX-T=0 MB-Ga-Tb-M0=0


Представив вращающий момент МВ как произведение силы Р, приложенной к центру колеса, на радиус г, получим

Pr = Ga+Tb+M0=0, или P = (Ga + Tb+ M0)/r.

Из выражений следует, что катки, ведомые и веду­щие колеса можно рассчитывать по силе Р условного тягового со­противления.

Выражение для обобщенной силы Р в зависимости от объемно­го коэффициента q смятия почвы и параметров колеса эмпиричес­ки обосновал В. Грандвуане, а теоретически вывел В. П. Горячкин. Обобщенную силу сопротивления качения катков и колес вы­ражают следующей формулой: P=0,86(G4/(qbd2))1/3

где q - коэффициент объемного смятия почвы; b - ширина обода колеса; d - ди­аметр колеса.

Сила Р уменьшается с увеличением коэффициента q объемного смятия почвы, ширины b обода и диаметра d колеса.

Увеличение параметров q, b и d снижает глубину колеи. С рос­том нагрузки G, действующей на каток или колеса, сила Р повы­шается с нарастающей интенсивностью.

При расчетах пользуются упрощенной зависимостью P=fП G=fП∙9,8m,

где fП — коэффициент сопротивления качению катков; m — эксплуатаци­онная масса катка.

Следовательно: fП=0,86(G/(qbd2))1/3

Для катков с гладкой поверхностью коэффициент fП = 0,18...0,24. Для кольчато-шпоровых катков, кольчато-зубчатых и других катков с негладкой поверхностью коэффициент fП, увели­чивается в 1,1...1,3 раза

Коэффициент fП, сопротивления перекатыванию колес с пнев­матическими шинами, как правило, меньше, чем колес с жестким ободом. Его значение зависит от свойств и состояния поля, пара­метров колеса и внутреннего давления в шинах. Для свежевспаханного поля коэффициент fП = 0,20...0,28, луга - 0,09...0,11, стер­ни - 0,10...0,18, укатанной дороги - 0,04...0,07, а для асфальтиро­ванной дороги - 0,03...0,04.

С уменьшением внутреннего давления в шинах самоходных машин, работающих в поле, коэффициент fП снижается. Для транспортных машин давление рТ следует увеличивать, чтобы уменьшить гистерезисные потери из-за деформации шин.

В.П.Горячкин считал, что между реакцией почвы на элемент обода и деформацией существует прямая пропорциональная зависимость. В соответствии с этим получены следующее выражение для определения глубины колеи: h=0,65(G2/(q2b2d))1/3