Файл: ответы к госам почвы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Почва как дисперсная трехфазная среда, состояние воды и воздуха в почве, их роль в процессе механической обработки почвы.

3. Назначения и разновидности катков, основные параметры, режимы качения.

4. Движение катка со скольжением. Определение коэффициента скольжения. Зона скольжения, кинематика и динамика процесса, характер взаимодействия катка с почвой.

8. Классификация плужных рабочих поверхностей, их технологические свойства.

9. Удельное сопротивление плуга и удельное сопротивление почвы. Тяговое сопротивление других почвообрабатывающих машин.

10. Условие равновесия навесной почвообрабатывающей машины в вертикальной плоскости.

11. Условие равновесия навесного плуга в горизонтальной плоскости.

12. Рациональная формула в. П. Горячкина для определения тягового сопротивления плуга, значение каждого из ее членов. К.П.Д. Плуга и особенности его определения.

13. Характер сопротивления почвы перемещению в ней клина.

14. Развитие поверхности плоского клина в криволинейную поверхность.

15. Классификация цилинроидальных рабочих поверхностей, их технологические свойства.

16. Особенности рабочих поверхностей плужных корпусов для скоростной вспашки.

17. Определение максимальной глубины вспашки.

18. Настройка фрез на заданный режим работы.

19. Объясните, почему с увеличением диаметра катка (колеса) уменьшается его тяговое сопротивление?

20. Настройка картофелесажалки на заданный режим работы: определение максимальной рабочей скорости.

21. Обоснование основных параметров подкапывающего лемеха картофелеуборочных машин.

22. Применение методов математической статистики для оценки качества оценки посева и посадки.

23. Энергетическая оценка машин для разбрасывания удобрений.

24. Высаживающие аппараты картофелепосадочных машин. Их рабочий процесс. Настройка картофелесажалки на заданный режим работы: определение максимальной рабочей скорости.

26. Рабочие органы машин подкапывающего типа: ботвоудаляющие, подкапывающие, сепарирующие, для разрушения комков почвы. Их основные параметры, методика расчета технологических параметров.

27. Рабочий процесс дискового высевающего аппарата. Определение максимальной окружной скорости ячейки диска

28. Распыливающие наконечники опрыскивателей, их типы. Расход рабочей жидкости через распылитель

29. Влияние высоты установки штанги и угла распыливания жидкости наконечником гидравлического опрыскивателя на равномерность покрытия обрабатываемой поверхности.

10. Условие равновесия навесной почвообрабатывающей машины в вертикальной плоскости.

Силы, действующие на плуги, их равновесие. Устойчивый ход плугов и других машин зависит от силового взаимодействия ма­шины с трактором.

Рассмотрим равновесие при работе плуга, приняв следующие условия: плуг движется равномерно и прямолинейно на заданной глубине; силы, действующие на плуг, приняты сосредото­ченными в заданных точках и не изменяются по значению и направлению; усилия в нижних тягах CD механизма навески на­правлены вдоль тяг, которые не ограничены от большого перемещения цепями; распределитель гидросистемы находится в плавающем положении, глубина пахоты задана положением опорных колес плуга Устойчивое равновесие возможно, если многоугольник дей­ствующих сил замкнут, а их равнодействующая проходит через мгновенный центр вращения плуга.

Навесной плуг, агрегатируемый с трактором, в процессе работы может поворачиваться в двух плоскостях: в продольно-вертикаль­ной и горизонтальной.

В продольно-вертикальной плоскости XOZ (рис. 3.20) на плуг действуют сила тяжести G, суммарная реакция Rxz почвы на рабо­чие поверхности корпусов, результирующая сила Fx трения поле­вых досок о стенки борозд, реакция RK почвы на колесо и сила Pxz тяги трактора.

Силу тяжести G принимают по справочным материалам или рассчитывают по зависимости G = 9,8lmoabn,

где mo - относительная масса плуга, mo = (2,0...3,5)103кг/м2. Меньшие значения mo соответствуют трех- четырехкорпусным на­весным плугам, большие — оборотным и прицепным. Линия дей­ствия силы тяжести G проходит посредине корпусов.

Значение и направление реакции Rxz находят из соотношения Rz/Rx = 0,18...0,22, а силу Ry - из выражения Ry= (0,25...0,45)Rх, при этом силу Rx определяют по формуле. Из приведенных

соотношений следует, что реакция Rxz наклонена под углом 10... 12° к оси X. В горизонтальной плоскости реакция Rxz с осью X образует угол 15...25°. Точку приложения силы Rxz располагают на расстоянии 1/2 от дна борозды на линии между средними лемеха­ми при четном числе корпусов или у среднего лемеха при нечет­ном.


Силу Fx трения выражают как произведение коэффициента / (f~ 0,5) и силы Ry, которую определяют из зависимости. Силу Fx располагают посередине ширины полевой доски, направ­ляя ее вдоль оси X.

Линия реакции RK проходит через ось опорного колеса под уг­лом δК к ней, причем tg δК = fП, тд, fП — коэффициент сопротивле­ния перекатыванию колеса. На плотных почвах fП = 0,08...0,10, на рыхлых - fП = 0,12...0,20. Если в машине не одно, а два или три колеса, находят суммарную реакцию на все колеса.

Определив точки приложения и направление линий действия сил G, Rxz и Fx, их наносят в принятом масштабе на проекции схе­мы плуга, отдельно от схемы строят многоугольник сил.

Вначале находят силу R1 складывая известные по значению и направлению векторы G и Rxz, затем на схеме плуга из точки 1 пе­ресечения линий действия сил G и Rxz проводят прямую, парал­лельную линии действия равнодействующей R1. Эта прямая пере­сечет силы Fx трения в точке 2.

На многоугольнике сил из конца вектора R1 откладывают век­тор силы Fx (отрезок cd). Сложением векторов R1 и Fx получают равнодействующую R2.

На схеме плуга через точку 2 проводят линию, параллельную силе R2, до пересечения с направлением силы RK сопротивления качению опорного колеса. Указанные линии действия сил R2 и RK пересекаются в точке 3. В этой точке приложена равнодействую­щая всех сил сопротивления плуга (G, Rxz, RK и Fx). Если линия действия силы Rxz проходит через точку 3 и мгновенный центр π вращения плуга, то она уравновешивается силой Рхz тяги трактора, то есть система плуг - трактор будет в силовом равновесии.

Значения сил Rxz и Pxz получают по многоугольнику сил, для чего из начала вектора G ( из точки а) проводят прямую, парал­лельную линии 3-π, а из конца вектора R2 - линию, параллель­ную реакции RK опорного колеса. Точка их пересечения даст отре­зок ае и de, равные в принятом масштабе соответственно силам Rx (Pxz) и RK.


11. Условие равновесия навесного плуга в горизонтальной плоскости.

Вгоризонтальной плоскости на схему плуга наносят следую­щие силы: составляющуюRxy реакции почвы, действующую на ра­бочие поверхности корпусов; проекцию Rx реакции RK; реакцию F стенок борозд на полевые доски; составляющую Рxy силы тяги Pxz. Все эти силы наносят на горизонтальную проекцию схемы плуга. Силу Rxy прикладывают под углом 25...35° к оси Х в середину ши­рины захвата плуга. Сила Rx - проекция реакции RK, которую оп­ределяют из многоугольника сил в продольно-вертикальной плос­кости. Реакция F отклонена на угол трения от оси Y.

Многоугольник сил в горизонтальной плоскости строят анало­гичным способом. Пример построения приведен над горизонталь­ной проекцией схемы плуга.

Устойчивость хода пахотного агрегата в горизонтальной плос­кости зависит от положения линии Rxy относительно следа π' мгновенной оси поворота. С увеличением наклона линии тяги вправо относительно точки π' сила Rxy и реакция F на полевые доски уменьшаются, а с наклоном влево — увеличиваются. Одна­ко значительное уменьшение реакции F может нарушить устойчи­вый ход плуга, особенно при неодинаковом по длине гона удель­ном сопротивлении почвы.

Наклон линии тяги относительно полюса π' как вправо, так и влево ухудшает управляемость трактора и повышает энергозатра­ты на его передвижение. Исходя из этого считают, что линия тяги должна проходить через полюс π', а линия ее действия - совпа­дать с осью симметрии трактора. Наряду с этим должно выдержи­ваться расстояние m = 15...20 см от стенки борозды до наружного края правой гусеницы или правого заднего колеса тракторов, если колеса (гусеницы) последних движутся не по борозде.

12. Рациональная формула в. П. Горячкина для определения тягового сопротивления плуга, значение каждого из ее членов. К.П.Д. Плуга и особенности его определения.

Тяговое сопротивление плуга. Горизонтальную составляющую Rx сопротивления плуга при вспашке В. П. Горячкин назвал тяговым сопротивлением и выразил ее трехчленом:

Rx=fПG + kПabn+εabnV2. (3.9) Первое слагаемое - fПG - сопротивление перекатыванию опорных колес плуга и трению о дно и стенку борозды, пропорци­ональное весу G плуга.


Коэффициент пропорциональности fП назван коэффициентом сопротивления протаскиванию. Силу fПG определяют протаскива­нием плуга в открытой борозде. Значение коэффициента fП, зави­сит от типа почв, их агрофона, конструкции плугов и находится в пределах 0,4... 1,0. Второе слагаемое - kПabn - вызвано сопротивлением подреза­нию, разрушению и укладыванию пласта в борозду. Действие этой составляющей общего сопротивления считается полезным.

Коэффициент kП оценивает удельное сопротивление почвы, определяемое из соотношения

kП=RX / abn, где RX - горизонтальная составляющая силы сопротивления почвы при вспашке плугом; а — глубина вспашки; b — ширина захвата корпуса; n — число корпусов. Силу RX находят при динамометрировании (осциллографировании) без учета первого и третьего слагаемых формулы (3.9).

Величина kП зависит от типа почв и степени их освоенности. Так, для глинистых и дерново-подзолистых почв значение kП в 2,3...2,6 раза больше, чем для легкосуглинистых и супесчаных. При вспашке после уборки зерновых значение kП на 10...20 % меньше в сравнении с обработкой травяного пласта. Третье слагаемое - εabnV2 - скоростное сопротивление, зави­сящее от кинематической энергии, сообщаемой почвенным плас­том. Эта составляющая не оказывает существенного влияния на полезное деформирование почвы. Коэффициент ε скоростного сопротивления зависит от типа почв, геометрических форм рабо­чих поверхностей плужных корпусов. При скоростях вспашки до 5 км/ч коэффициент ε незначительно (2...3 %) изменяет общую силу RX. С увеличением скорости движения до 12 км/ч сопротивление плугов с традиционными корпусами существенно возрастает. Для пахоты на скоростях 12... 15 км/ч применяют скоростные рабочие поверхности плужных корпусов, в которых уменьшено значение коэффициента ε. Формула (3.9) выражает физическую сущность взаимодействия плуга с почвой, но определение силы RX и ее составляющих требу­ет многочисленных трудоемких экспериментов, поэтому в прак­тических расчетах широко применяют упрощенное выражение для тягового сопротивления плуга Rx= kabn, где k — удельное сопротивление плуга. Значение k рассчитывают по формуле: k = Rx/abn, замерив среднее тяговое сопротивление Rx, глубину а пахоты и ширину bn захвата плуга. Коэффициент k отражает все три составляющие тягового со­противления плуга, входящие в выражение (3.9). На величину k влияют технологические свойства почвы, конструктивные пара­метры плуга и скорость его движения. В зависимости от коэффи­циента k почвы разделяют на легкие - k < 30 кН/м2, средние - 30...50, среднетяжелые - 50...70, тяжелые - 70...120 и очень тяже­лые - k > 120 кН/м2


Коэффициент полезного действия плуга. Исходя из энергетичес­ких соотношений Е"п (энергоемкость обработки почвы) и Е"пл (энергия, затраченная плугом на обработку почвы), выразим КПД плуга в следующем виде:

ηп=Е"п/ Е"пл, или ηп=kп/ k, т. е. коэффициент полезного действия плугов равен соотношению удельных сопротивлений почвы и плуга. КПД навесных и полунавесных плугов ηп =0,72...0,78, прицеп­ных - ηп = 0,65...0,70. Оборотные и поворотные плуги имеют ηп = 0,62...0,65.

Затупленные лезвия лемехов уменьшают ηп, КПД плугов с но­выми лемехами достигает 0,8. Отклонение рамы плуга от горизон­тальной плоскости как в поперечном, так и в продольном направ­лениях снижают ηп. При расчетах принимают ηп = 0,7.