ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

1. Цель и задачи курса.

2. Программа курса

2.1. Тематический план

2.2. Содержание разделов.

Тема 1. Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.

Тема 2. Творчество – необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности.

Тема 3. Функции имиджа. Имидж как личностная «я – концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности.

Тема 4. Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация.

Тема 5. Интеллект и творчество.

Тема 6. Процесс самопознания и творчество.

Тема 7.Имидж и искусство коммуникабельности.

Тема 9.Профессиональное творчество.

Тема 10.Творческий зачет. Деловая игра «Имидж профессионала».

3. Вопросы для подготовки к зачету

4. Литература

Тема 6. Процесс самопознания и творчество.

Самопознание как процесс формирования и коррекции «Я – образа». Этапы самопознания: «Чудеса в самом себе», «Я + …». Формирование умения организовывать процесс самопознания, самопрезентации, самоактуализации, как творческих процессов.

Основные категории и понятия: самопознание, самоактуализация, самоприятие, самовосприятие, восприятие, внимание, презентация, коммуникация, сопереживание, сотворчество.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Восприятие, как творческий процесс.

  2. Имидж – воспринимаемый «Я - образ».

  3. Многоканальность творческого восприятия.

  4. Создание имиджа, как процесс самопознания, самовосприятия и самоприятия.

  5. Размышление на тему: «Имидж – коммуникативное сотворчество»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое восприятие? Каналы восприятия.

  2. В чем заключается коммуникативная функция имиджа?

  3. Что такое внимание?

  4. В чем заключается процесс сопереживания и сотворчества?

  5. Что такое творческое восприятие?

  6. Самопрезентация и презентация – общее и различное.

Литература:

  1. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» – М., 1993

  2. А.С.Сабуров Психология. Курс лекций. Киев, 1996 г. Гл. 7 «Адаптация и творчество»

  3. Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997

  4. Ф.Зимбродо, М.Ляйппе «Социальное влияние» – Питер, 2000

  5. Е.П.Ильин «Мотивация и мотивы» – Питер, 2000

  6. «Современная психология». Справочное руководство под ред. В.Н.Дружинина – изд. «Инфра – М», 1999


Тема 7.Имидж и искусство коммуникабельности.

Коммуникативная роль имиджа. Исследование личностных коммуникативных способностей, творчество и коммуникация. Технология общения и создание образа. Актерское мастерство и имиджелогия. Коммуникативные игры, тренинги. Определение составляющих искусства коммуникабельности. Восприятие и создание образа – основа коммуникабельности. Искусство – средство, метод и технология коммуникабельности. Творческие лаборатории по искусству коммуникабельности.

Основные категории и понятия: коммуникация, коммуникабельность, коммуникативность, технология, общение, целостность образного восприятия, искусство, интерес, внимание, внешность, выразительность, самовыражение, лексика, темп, ритм, интуиция, чувствительность, реакция, реакционность, рефлекс, рефлексия.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Проблематика коммуникаций в современном мире.

  2. Коммуникативность и презентабельность – неотъемлемые качества профессионала гуманитария.

  3. Искусство коммуникабельности - творческий разбор словосочетания, определение содержания.

  4. Психологические основы коммуникабельности. Какие психологические характеристики необходимо развивать, чтобы быть коммуникабельным человеком?

  5. Мысли великих гуманитариев о значении общения в развитии личности.

  6. Средства общения в современном мире. Что помогает нам понять и принять друг друга?

  7. Как можно говорить не разговаривая?

  8. Имидж – основное средство коммуникабельности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какими качествами обладает коммуникабельный человек?

  2. Что такое коммуникабельность и чем это понятие отличается от общения?

  3. С чего начинается общение?

  4. В чем заключается искусство коммуникабельности?

  5. Что такое технология общения?

  6. Какие характеристики творческой личности необходимы в искусстве общения?

  7. Актерское мастерство. Что это такое и насколько оно необходимо в искусстве коммуникабельности?

  8. В чем заключается творческая основа коммуникабельности?

Литература:


  1. Ф.Зимбродо, М.Ляйппе «Социальное влияние» – Питер, 2000

  2. Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997

  3. «Кладоискатели». Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности. М., 1996

  4. Г.Г. Шпет «Психология социального бытия» – Москва – Воронеж, 1996

  5. Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия» – изд. «Школа – Пресс» Москва, 1996

  6. «Психология художественного творчества» – Минск «Харвест», 1999

Тема 8.Психологические особенности восприятия и формирования образа. Образ в искусстве и в психологии. Внимание, память, воображение, фантазия, интуиция и образ. Образ – результат и средство интериоризации и экстериоризации личности. Художественный образ. Его характеристики и отличия от психологического образа. Экономия мысли и энергии – психологический механизм действия художественного образа. Сопереживание и сотворчество. Рациональное и иррациональное в творческой деятельности. Интуитивная природа импровизации – творческая структура коррекции «Я – образа».

Основные категории и понятия: образ, художественный образ, художественные способности, художественный вкус, художественное восприятие, художественное произведение, художественная одаренность, самооценка, идентичность, художественный тип, эстетическая реакция, последействие, искусство, интериоризация, экстериоризация, сопереживание, сотворчество, эмпатия, интуиция, импровизация.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Можно ли назвать имидж художественным образом личности?

  2. Нужны ли художественные способности для того, чтобы создавать имидж?

  3. Можно ли развить художественный вкус?

  4. «Я – образ» - художественное произведение личности или результат самовосприятия?

  5. В чем заключается искусство создания имиджа?

  6. Зачем имиджмейкеру интуиция?

  7. Имидж- это законченное художественное произведение или импровизация?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какая бывает самооценка и как она влияет на имидж?

  2. Что такое идентичность? Можно ли создать имидж идентичный чему-либо или кому-либо?

  3. Что такое художественный тип личности?

  4. Что такое эстетическая реакция?

  5. Понятие последействия искусства по отношению к имиджу.

  6. Что такое интериоризация и экстериоризация?

  7. Интуиция и эмпатия – содержание понятий.

  8. Импровизация в процессе создания имиджа.


Литература:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986

3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994

4. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983

5. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество. Художественное творчество и психология. Сборник. - М., Наука, 1991

7. В.П.Зинченко "Образ и деятельность" - Москва - Воронеж, 1997

8. А.Ю. Козырева "Лекции по педагогике и психологии творчества" - Пенза, 1994

  1. "Психология художественного творчества" хрестоматия - Минск "Харвест", 1999

10. К.С.Станиславский «Из записных книжек», Москва, ВТО, 1986


Тема 9.Профессиональное творчество.

Процесс формирования «Я – образа» профессионала. Создание и сравнительные характеристики образов профессий. Сравнительная образная характеристика концепций «Я – профессионал» и «Я – творец профессионального процесса». Творческая лаборатория «Образ профессионала».

Основные категории и понятия: «Я – профессионал», образ профессионала, «Я – творец профессионального процесса», профессионализм, дилетантство, профессия, специальность, профессиональные качества, профессиональные психологические характеристики.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Я – будущий специалист. Какой? С точки зрения психологии, специальности, социологии, имиджелогии.

  2. Профессиональное творчество – есть ли у него границы?

  3. Каким ты видишь образ будущей профессии?

  4. Профессиональные качества специалиста.

  5. Психологические основы будущего профессионала. Можно ли их развить в вузе?

  6. Профессионализм и конкуренция. Роль имиджа в этих проблемах.

  7. В чем вы видите свое творчество в будущей профессии?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое профессия?

  2. Что такое специальность?

  3. Какую роль играет имидж в профессиональной деятельности?

  4. Профессионализм и дилетантство с позиций творчества.

  5. Какими психологическими характеристиками должен обладать в большей степени представитель вашей профессии?

  6. Чем отличаются личностные концепции «Я – профессионал» и «Я – творец профессиональной деятельности»?

Литература:

  1. А. К. Маркова «Психология профессионализма» – Москва, 1996

  2. М.Б. Березин «Психическая и психофизиологическая адаптация человека"»- Л., 1998

  3. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович «Психологические особенности готовности к деятельности» – Минск, 1976

  4. П.С.Кузнецов «Адаптация как функция развития личности» – Саратов, 1991

  5. Ф.Зимбродо, М.Ляйппе «Социальное влияние» – Питер, 2000

Тема 10.Творческий зачет. Деловая игра «Имидж профессионала».