ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

1. Цель и задачи курса.

2. Программа курса

2.1. Тематический план

2.2. Содержание разделов.

Тема 1. Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.

Тема 2. Творчество – необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности.

Тема 3. Функции имиджа. Имидж как личностная «я – концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности.

Тема 4. Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация.

Тема 5. Интеллект и творчество.

Тема 6. Процесс самопознания и творчество.

Тема 7.Имидж и искусство коммуникабельности.

Тема 9.Профессиональное творчество.

Тема 10.Творческий зачет. Деловая игра «Имидж профессионала».

3. Вопросы для подготовки к зачету

4. Литература

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЕРГИЕВО – ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Креативная имиджелогия

Учебно - методический комплекс

для студентов факультета психологии, экономического и юридического факультетов

Сергиев Посад

2003

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры психологии.

Протокол № _____ от «___»________________ 200___г.

Зав. кафедрой __________________________________

Учебно – методический комплекс разработан

Доцентом, к. пс. н. Лопатковой И. В.

Рецензент:

к. пс. н. Молчанова Л. И.

Учебно – методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию

Учебно – методическим советом.

Протокол № _______ от «___»______________200___г.

1. Цель и задачи курса.

Креативная имиджелогия – область психологических исследований творческой деятельности в процессе формирования личностной «Я – концепции» и «Я – образа», творческих возможностей человека в сложном процессе социализации, интеграции личностного внутреннего «я» и социума. Особый раздел креативной имиджелогии образует теоретическое изучение и практическое формирование структуры творчества. К специфической проблематике изучения креативной имиджелогии относится изучение роли воображения и фантазии, творческого мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной творческой активности, индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в процессе творческой деятельности при формировании «Я – образа», влияний, оказываемых на личность и ее имидж вхождением в различные социальные группы, различных психологических и социальных факторов способных стимулировать творческую активность.


Креативная имиджелогия изучает возможности творческого процесса в создании имиджа, как фактора социализации. Это – особая дисциплина, которая формируется на стыке ряда наук: философии, социологии, психологии и педагогики творчества, истории искусств, имиджелогии, мировой художественной культуры.

Цель курса - постижение психологических основ созидательной деятельности человека в процессе формирования «Я – концепции» и «Я – образа», формирование понимания творчества как культуры межличностных отношений.

Через изучение этого предмета можно понять, как следует гармонично входить в различные ситуации, сохраняя и развивая свою индивидуальность, как следует применять творческую деятельность и имидж при решении жизненных (профессиональных, социальных, личных) проблем, улаживать всевозможные конфликты и придерживаться индивидуального духовного пути через формирование «Я – образа».

Креативная имиджелогия изучает психологические особенности творческой деятельности, особенности проявления личности человека при создании и восприятии образов, этапы творчества: от замысла к созданию образа, как творческого произведения, его восприятию и оценке его роли. Студенты смогут принять участие в исследовании условий создания художественного и личностного образа, овладеть творческими методами и способами переработки впечатлений опыта, восприятия, мышления, самовыражения и самоопределения. Они смогут познакомиться с особенностями психологии творческой личности, обратить внимание на проблемы активности и направленности личности, понять действенность процессов сопереживания и сотворчества на психологическое развитие личности и на формирование «Я - концепции».

Практическая значимость курса заключается в том, что студенты смогут не только узнать теоретически психологические особенности творческой личности и структуру творческого процесса, но и получат возможность использовать свои знания на практике, расширив тем самым личностные возможности в адаптации и социализации, получив дополнительные технологии и методики для самореализации в профессиональной деятельности.

Изучение креативной имиджелогии помогает внести в профессиональную подготовку будущих гуманитариев возможность для формирования творческой, профессиональной установки, осознания себя, как творческой личности. Такой подход поможет подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, к сложному процессу социально – психологической адаптации к профессиональной деятельности гуманитария.


Курс включает в себя обзорные лекции (информационная основа творческих практикумов) и практические занятия (творческие лаборатории, деловые, коммуникативные и психотехнические игры), на которых студенты смогут на практике познакомиться с формами, методами и способами организации творчески развивающей среды для диагностики и коррекции личностных возможностей и психологических особенностей, формирования « Я – образа» и личностной концепции «Я – творец профессионального процесса», возможностями творчества в самопознании, самореализации и социализации, попробовать самостоятельно организовать творческий процесс.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении рекомендуемой литературы и в творческой разработке личностного имиджа, профессионального имиджа, в написании творческих работ по предложенным темам.

Актуальность курса заключается в необходимости дополнительного образования в сфере менеджмента специалистов гуманитариев различных специальностей: психологов, юристов, экономистов. Сфера бизнеса становится все более обширной и знания по творческой самоорганизации, по планированию и творческим действиям в профессиональной деятельности стали необходимостью. Конкуренция затрагивает уже все сферы деятельности, и необходимым условием успешности стала конкурентоспособность и презентабельность, готовность к самостоятельным творческим действиям в профессии. Изучение курса предусматривает применение новых образовательных технологий педагогики творчества, что, несомненно, позволит студентам быстрее адаптироваться к условиям обучения в вузе, самоутвердиться и определиться социально и психологически.


2. Программа курса

2.1. Тематический план

Тема

Кол-во час.

Очное отделение

Заочное отделение

лек.

самост.

практ.

аудит.

самост.

1.

Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.

2

1

-

1

2

4

2.

Творчество – необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности.

4

1

2

1

4

8

3.

Функции имиджа.

Имидж как личностная «Я – концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности.

Психологические особенности формирования «Я – образа».

8

2

4

2

4

6

4.

Психологические особенности творческой личности.

Творчество и социализация.

8

1

6

1

4

6

5.

Интеллект и творчество. Формы и виды творческого мышления. Творческое мышление – основа формирования «Я – образа» и образа мира.

14

4

6

4

4

6

6.

Процесс самопознания и творчество. Самопознание как процесс формирования и коррекции «Я – образа»

6

-

4

2

2

4

7.

Имидж и искусство коммуникабельности. Коммуникативная роль имиджа. Исследование личностных коммуникативных способностей, творчество и коммуникация.

14

2

8

4

2

4

8.

Психологические особенности восприятия и формирования образа. Образ в искусстве и в психологии.

10

2

6

2

4

4

10.

Собеседование (зачет)

4

Всего

70

13

36

17

28

42


2.2. Содержание разделов.

Тема 1. Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.

Понятия «креативность», «творчество», «имидж», «образ» в философии, психологии, социологии, культурологии, искусстве. Экскурс в историю, поиск даты возникновения стремления человека создать образ. Искусство и образ. Социум и образ. Творческая природа создания образа. Возможности творческого процесса в создании имиджа, как фактора социализации. Творческий практикум по изучению содержания понятий.

Основные категории и понятия: имидж, образ, креативность, творчество, категория, целостность, гармония, социализация, факторы, ассоциация, синтаксис, экскурс, коммуникация, социум.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Понятия «имидж» и «образ», сравнительный анализ.

  2. Имидж – социально – коммуникативный фактор прогресса человечества.

  3. Что такое технологичность имиджа? Исторический экскурс.

  4. Факторы, влияющие на имидж.

  5. Что важнее в создании имиджа: творчество или репродукция?

  6. Зачем человеку нужен имидж?

  7. Синтаксический, этимологический разбор и творческий анализ словосочетания «креативная имиджелогия»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое имидж?

  2. Что такое образ?

  3. Дайте содержательную характеристику понятия «креативная имиджелогия»

  4. Из каких параметров состоит имидж?

  5. Существует ли внутренний и внешний имидж?

  6. Что изображает и выражает создатель имиджа?

Литература:

  1. В.П.Зинченко «Образ и деятельность» – Москва – Воронеж, 1997

  2. Г.Г. Шпет «Психология социального бытия» – Москва – Воронеж, 1996

  3. Р. Чалдини. Психология влияния. СПб., М., Харьков, Минск: «Питер», 2000

  4. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза, 1994

  5. Культурология в вопросах и ответах. Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1998

  6. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» – М., 1993

  7. Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997

  8. Л.Г. Емохонова «Мировая художественная культура» – Москва, ACADEMIA, 1999