ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема 1. Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.
Тема 4. Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация.
Тема 5. Интеллект и творчество.
Тема 6. Процесс самопознания и творчество.
Тема 7.Имидж и искусство коммуникабельности.
Тема 9.Профессиональное творчество.
Тема 10.Творческий зачет. Деловая игра «Имидж профессионала».
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СЕРГИЕВО – ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Креативная имиджелогия
Учебно - методический комплекс
для студентов факультета психологии, экономического и юридического факультетов
Сергиев Посад
2003
Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры психологии.
Протокол № _____ от «___»________________ 200___г.
Зав. кафедрой __________________________________
Учебно – методический комплекс разработан
Доцентом, к. пс. н. Лопатковой И. В.
Рецензент:
к. пс. н. Молчанова Л. И.
Учебно – методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию
Учебно – методическим советом.
Протокол № _______ от «___»______________200___г.
1. Цель и задачи курса.
Креативная имиджелогия – область психологических исследований творческой деятельности в процессе формирования личностной «Я – концепции» и «Я – образа», творческих возможностей человека в сложном процессе социализации, интеграции личностного внутреннего «я» и социума. Особый раздел креативной имиджелогии образует теоретическое изучение и практическое формирование структуры творчества. К специфической проблематике изучения креативной имиджелогии относится изучение роли воображения и фантазии, творческого мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной творческой активности, индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в процессе творческой деятельности при формировании «Я – образа», влияний, оказываемых на личность и ее имидж вхождением в различные социальные группы, различных психологических и социальных факторов способных стимулировать творческую активность.
Креативная имиджелогия изучает возможности творческого процесса в создании имиджа, как фактора социализации. Это – особая дисциплина, которая формируется на стыке ряда наук: философии, социологии, психологии и педагогики творчества, истории искусств, имиджелогии, мировой художественной культуры.
Цель курса - постижение психологических основ созидательной деятельности человека в процессе формирования «Я – концепции» и «Я – образа», формирование понимания творчества как культуры межличностных отношений.
Через изучение этого предмета можно понять, как следует гармонично входить в различные ситуации, сохраняя и развивая свою индивидуальность, как следует применять творческую деятельность и имидж при решении жизненных (профессиональных, социальных, личных) проблем, улаживать всевозможные конфликты и придерживаться индивидуального духовного пути через формирование «Я – образа».
Креативная имиджелогия изучает психологические особенности творческой деятельности, особенности проявления личности человека при создании и восприятии образов, этапы творчества: от замысла к созданию образа, как творческого произведения, его восприятию и оценке его роли. Студенты смогут принять участие в исследовании условий создания художественного и личностного образа, овладеть творческими методами и способами переработки впечатлений опыта, восприятия, мышления, самовыражения и самоопределения. Они смогут познакомиться с особенностями психологии творческой личности, обратить внимание на проблемы активности и направленности личности, понять действенность процессов сопереживания и сотворчества на психологическое развитие личности и на формирование «Я - концепции».
Практическая значимость курса заключается в том, что студенты смогут не только узнать теоретически психологические особенности творческой личности и структуру творческого процесса, но и получат возможность использовать свои знания на практике, расширив тем самым личностные возможности в адаптации и социализации, получив дополнительные технологии и методики для самореализации в профессиональной деятельности.
Изучение креативной имиджелогии помогает внести в профессиональную подготовку будущих гуманитариев возможность для формирования творческой, профессиональной установки, осознания себя, как творческой личности. Такой подход поможет подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, к сложному процессу социально – психологической адаптации к профессиональной деятельности гуманитария.
Курс включает в себя обзорные лекции (информационная основа творческих практикумов) и практические занятия (творческие лаборатории, деловые, коммуникативные и психотехнические игры), на которых студенты смогут на практике познакомиться с формами, методами и способами организации творчески развивающей среды для диагностики и коррекции личностных возможностей и психологических особенностей, формирования « Я – образа» и личностной концепции «Я – творец профессионального процесса», возможностями творчества в самопознании, самореализации и социализации, попробовать самостоятельно организовать творческий процесс.
Самостоятельная работа студентов заключается в изучении рекомендуемой литературы и в творческой разработке личностного имиджа, профессионального имиджа, в написании творческих работ по предложенным темам.
Актуальность курса заключается в необходимости дополнительного образования в сфере менеджмента специалистов гуманитариев различных специальностей: психологов, юристов, экономистов. Сфера бизнеса становится все более обширной и знания по творческой самоорганизации, по планированию и творческим действиям в профессиональной деятельности стали необходимостью. Конкуренция затрагивает уже все сферы деятельности, и необходимым условием успешности стала конкурентоспособность и презентабельность, готовность к самостоятельным творческим действиям в профессии. Изучение курса предусматривает применение новых образовательных технологий педагогики творчества, что, несомненно, позволит студентам быстрее адаптироваться к условиям обучения в вузе, самоутвердиться и определиться социально и психологически.
2. Программа курса
2.1. Тематический план
№ |
Тема |
Кол-во час. |
Очное отделение |
Заочное отделение |
|
|||
лек. |
самост. |
практ. |
аудит. |
самост. |
||||
1. |
Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины. |
2 |
1 |
- |
1 |
2 |
4 |
|
2. |
Творчество – необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности. |
4 |
1 |
2 |
1 |
4 |
8 |
|
3. |
Функции имиджа. Имидж как личностная «Я – концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности. Психологические особенности формирования «Я – образа». |
8 |
2 |
4 |
2 |
4 |
6 |
|
4. |
Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация. |
8 |
1 |
6 |
1 |
4 |
6 |
|
5. |
Интеллект и творчество. Формы и виды творческого мышления. Творческое мышление – основа формирования «Я – образа» и образа мира. |
14
|
4 |
6 |
4 |
4 |
6 |
|
6. |
Процесс самопознания и творчество. Самопознание как процесс формирования и коррекции «Я – образа» |
6 |
- |
4 |
2 |
2 |
4 |
|
7. |
Имидж и искусство коммуникабельности. Коммуникативная роль имиджа. Исследование личностных коммуникативных способностей, творчество и коммуникация. |
14 |
2 |
8 |
4 |
2 |
4 |
|
8. |
Психологические особенности восприятия и формирования образа. Образ в искусстве и в психологии. |
10 |
2 |
6 |
2 |
4 |
4 |
|
10. |
Собеседование (зачет) |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
70 |
13 |
36 |
17 |
28 |
42 |
2.2. Содержание разделов.
Тема 1. Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.
Понятия «креативность», «творчество», «имидж», «образ» в философии, психологии, социологии, культурологии, искусстве. Экскурс в историю, поиск даты возникновения стремления человека создать образ. Искусство и образ. Социум и образ. Творческая природа создания образа. Возможности творческого процесса в создании имиджа, как фактора социализации. Творческий практикум по изучению содержания понятий.
Основные категории и понятия: имидж, образ, креативность, творчество, категория, целостность, гармония, социализация, факторы, ассоциация, синтаксис, экскурс, коммуникация, социум.
Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:
Понятия «имидж» и «образ», сравнительный анализ.
Имидж – социально – коммуникативный фактор прогресса человечества.
Что такое технологичность имиджа? Исторический экскурс.
Факторы, влияющие на имидж.
Что важнее в создании имиджа: творчество или репродукция?
Зачем человеку нужен имидж?
Синтаксический, этимологический разбор и творческий анализ словосочетания «креативная имиджелогия»
Вопросы для самоконтроля:
Что такое имидж?
Что такое образ?
Дайте содержательную характеристику понятия «креативная имиджелогия»
Из каких параметров состоит имидж?
Существует ли внутренний и внешний имидж?
Что изображает и выражает создатель имиджа?
Литература:
В.П.Зинченко «Образ и деятельность» – Москва – Воронеж, 1997
Г.Г. Шпет «Психология социального бытия» – Москва – Воронеж, 1996
Р. Чалдини. Психология влияния. СПб., М., Харьков, Минск: «Питер», 2000
Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза, 1994
Культурология в вопросах и ответах. Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1998
Мотков О.И. «Психология самопознания личности» – М., 1993
Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997
Л.Г. Емохонова «Мировая художественная культура» – Москва, ACADEMIA, 1999