ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

1. Цель и задачи курса.

2. Программа курса

2.1. Тематический план

2.2. Содержание разделов.

Тема 1. Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.

Тема 2. Творчество – необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности.

Тема 3. Функции имиджа. Имидж как личностная «я – концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности.

Тема 4. Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация.

Тема 5. Интеллект и творчество.

Тема 6. Процесс самопознания и творчество.

Тема 7.Имидж и искусство коммуникабельности.

Тема 9.Профессиональное творчество.

Тема 10.Творческий зачет. Деловая игра «Имидж профессионала».

3. Вопросы для подготовки к зачету

4. Литература


Тема 2. Творчество – необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности.

Этимология, содержание понятия, термина. Структура творческой деятельности. Концепции творчества в психологии, педагогике и социологии. Творческая и репродуктивная деятельность. Творчество – основа социализации личности. Адаптация и творчество. Творческий практикум по изучению содержания понятий.

Основные категории и понятия: творчество, структура, личность, психологические особенности творческой личности, идеал, социальные предпосылки, социальные условия, индивидуальность, мышление, воображение, фантазия, первичное творчество, замысел, реализация, демонстрация, презентация.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Как, когда и где появилось слово «творчество»?

  2. Дать сравнительный анализ творческой и репродуктивной деятельности.

  3. Личность и индивидуальность: сравнение понятий.

  4. Социальные предпосылки и социальные условия, необходимые для творчества. Исторический экскурс.

  5. Образы творчества, имиджа, личности и социума во взаимосвязи

( изобразить схематически)

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое творчество?

  2. Структура творческой деятельности.

  3. Что такое «первичное творчество»?

  4. Роль мышления, воображения и фантазии в процессе творчества.

  5. С чего начинается и на что направлен творческий процесс?

Литература:

  1. В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» – Питер, 2000

  2. «Психология художественного творчества» хрестоматия – Минск «Харвест», 1999

  3. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994

  4. Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997

Тема 3. Функции имиджа. Имидж как личностная «я – концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности.

Психологические особенности формирования «Я – образа». Личность. Понятие «внутренний космос». Психологические особенности личности – основа создания имиджа. Исторический экскурс в имиджелогию: когда и зачем человеку и обществу понадобился имидж? Факторы, влияющие на создание имиджа. Имидж как демонстрация индивидуальности, личностных интересов, мотивов, характера. Творческий практикум «Составляющие имиджа».


Основные категории и понятия: «Я – концепция», «Я – образ», личность, интерес, мотив, характер, темперамент, эмоция, чувство.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. В чем заключается процесс формирования «Я – концепции»?

  2. «Я – образ» и имидж.

  3. Мотивация создания имиджа.

  4. Какие интересы реализует человек, создавая имидж?

  5. Мой «внутренний космос» – фантастический полет.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите функции имиджа.

  2. Что такое интерес?

  3. Что такое характер?

  4. Виды темперамента.

  5. Чем отличается эмоция от чувства?

Литература:

  1. Кэррол Э.Изард «Психология эмоций» - изд. Питер, 2000

  2. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994

  3. С.Немов «Психология»

  4. Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997

  5. Е.П.Ильин «Мотивация и мотивы» – Питер, 2000

  6. Ж. Годфруа «Что такое психология» – изд. «Мир», 1999

Тема 4. Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация.

Признаки личности с точки зрения психологии творчества. Процесс формирования личности и творческий процесс – общее и различное в психологических основах. Тезаурус личности и творческая деятельность. Признаки творческой личности: интровертно - экстравертная работа с информацией. Творческое мышление, эмоциональная чувствительность и подвижность, надситуативная активность и способность к действиям за пределами заданного, независимость, толерантность и т.д. Диагностика креативности студентов. Процесс социализации и творчество.

Основные категории и понятия: творческая личность, тезаурус, интроверсия, экстраверсия, толерантность, активность, сознательное, бессознательное, социализация.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Провести сравнительный анализ процесса формирования личности и творческого процесса.

  2. Дать себе характеристику, как творческой личности.

  3. В чем заключается процесс социализации личности? Насколько этот процесс соотносится с творческим процессом?

  4. Существует ли разница в понятиях «креативная личность» и «творческая личность»?


Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы психологические особенности творческой личности?

  2. Какие психологические качества необходимо развивать, чтобы уметь создать имидж?

  3. Чем характеризуется эмоциональная чувствительность и подвижность?

  4. Что такое толерантность и надситуативная активность?

  5. Какова роль бессознательного в творческой деятельности?

  6. Что такое тезаурус личности?

Литература:

  1. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» – М., 1993

  2. А.С.Сабуров Психология. Курс лекций. Киев, 1996, гл. 7 «Адаптация и творчество»

  3. В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» – Питер, 2000

  4. М.Б. Березин «Психическая и психофизиологическая адаптация человека"»- Л., 1998

  5. Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997

  6. Мотков О.И. «Психология самопознания личности» – М., 1993


Тема 5. Интеллект и творчество.

Формы и виды творческого мышления. Творческое мышление – основа формирования «Я – образа» и образа мира. Логическое, конструктивное, ассоциативное, образное и латеральное мышление в формировании «Я – образа». Формула интеллекта профессионала. Эрудиция, память, чувство юмора – их место в формуле интеллекта. Методы, приемы организации мыслительной деятельности. Отличительные характеристики творческого мышления. Психология нестандартного мышления. Выявление цели и постановка задачи. Генерация идей. Планирование конкретных действий.

Основные категории и понятия: мышление, интеллект, сознание, творческое мышление, конструктивное мышление, латеральное мышление, ассоциативное мышление, логическое мышление, образное мышление, формула, эрудиция, память, юмор, метод, прием, характеристика, синтез, анализ.

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Что такое творческое мышление, его отличия от всех других видов мышления.

  2. Почему творческое мышление является основой формирования «Я – образа», имиджа?

  3. В чем заключается функция мышления при создании имиджа?

  4. Какие методы и виды мышления нужны лично вам, и какие вы уже применяете при создании имиджа?

  5. Зачем необходимо мыслить нестандартно?

  6. Составьте формулу интеллекта профессионала.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите виды мышления.

  2. Что такое конструктивное мышление?

  3. Что такое логическое мышление?

  4. Оперативная сфера латерального мышления.

  5. Какие виды мышления находятся в основе создания имиджа?

  6. Что такое память, виды памяти.

  7. Что такое эрудиция и зачем она нужна при создании имиджа?

  8. Что такое интеллект?

Литература:

  1. Эдвард де Боно «Латеральное мышление» – С-Пб, 1997

  2. «Кладоискатели». Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности. М., 1996

  3. Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994

  4. Д.Халперн «Психология критического мышления» – Питер, 2000

  5. А.Г.Асмолов «Культурно – историческая психология и конструирование миров» – Москва – Воронеж, 1996

  6. В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» – Питер, 2000