ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема 1. Введение в креативную имиджелогию. Предмет изучения и исследования, содержание дисциплины.
Тема 4. Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация.
Тема 5. Интеллект и творчество.
Тема 6. Процесс самопознания и творчество.
Тема 7.Имидж и искусство коммуникабельности.
Тема 9.Профессиональное творчество.
Тема 10.Творческий зачет. Деловая игра «Имидж профессионала».
Тема 2. Творчество – необходимая составляющая процесса самоопределения личности, ее адаптации и социализации. Структура творческой деятельности.
Этимология, содержание понятия, термина. Структура творческой деятельности. Концепции творчества в психологии, педагогике и социологии. Творческая и репродуктивная деятельность. Творчество – основа социализации личности. Адаптация и творчество. Творческий практикум по изучению содержания понятий.
Основные категории и понятия: творчество, структура, личность, психологические особенности творческой личности, идеал, социальные предпосылки, социальные условия, индивидуальность, мышление, воображение, фантазия, первичное творчество, замысел, реализация, демонстрация, презентация.
Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:
Как, когда и где появилось слово «творчество»?
Дать сравнительный анализ творческой и репродуктивной деятельности.
Личность и индивидуальность: сравнение понятий.
Социальные предпосылки и социальные условия, необходимые для творчества. Исторический экскурс.
Образы творчества, имиджа, личности и социума во взаимосвязи
( изобразить схематически)
Вопросы для самоконтроля:
Что такое творчество?
Структура творческой деятельности.
Что такое «первичное творчество»?
Роль мышления, воображения и фантазии в процессе творчества.
С чего начинается и на что направлен творческий процесс?
Литература:
В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» – Питер, 2000
«Психология художественного творчества» хрестоматия – Минск «Харвест», 1999
Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994
Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997
Тема 3. Функции имиджа. Имидж как личностная «я – концепция», путь для творческого проявления и формирования индивидуальности.
Психологические особенности формирования «Я – образа». Личность. Понятие «внутренний космос». Психологические особенности личности – основа создания имиджа. Исторический экскурс в имиджелогию: когда и зачем человеку и обществу понадобился имидж? Факторы, влияющие на создание имиджа. Имидж как демонстрация индивидуальности, личностных интересов, мотивов, характера. Творческий практикум «Составляющие имиджа».
Основные категории и понятия: «Я – концепция», «Я – образ», личность, интерес, мотив, характер, темперамент, эмоция, чувство.
Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:
В чем заключается процесс формирования «Я – концепции»?
«Я – образ» и имидж.
Мотивация создания имиджа.
Какие интересы реализует человек, создавая имидж?
Мой «внутренний космос» – фантастический полет.
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите функции имиджа.
Что такое интерес?
Что такое характер?
Виды темперамента.
Чем отличается эмоция от чувства?
Литература:
Кэррол Э.Изард «Психология эмоций» - изд. Питер, 2000
Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994
С.Немов «Психология»
Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997
Е.П.Ильин «Мотивация и мотивы» – Питер, 2000
Ж. Годфруа «Что такое психология» – изд. «Мир», 1999
Тема 4. Психологические особенности творческой личности. Творчество и социализация.
Признаки личности с точки зрения психологии творчества. Процесс формирования личности и творческий процесс – общее и различное в психологических основах. Тезаурус личности и творческая деятельность. Признаки творческой личности: интровертно - экстравертная работа с информацией. Творческое мышление, эмоциональная чувствительность и подвижность, надситуативная активность и способность к действиям за пределами заданного, независимость, толерантность и т.д. Диагностика креативности студентов. Процесс социализации и творчество.
Основные категории и понятия: творческая личность, тезаурус, интроверсия, экстраверсия, толерантность, активность, сознательное, бессознательное, социализация.
Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:
Провести сравнительный анализ процесса формирования личности и творческого процесса.
Дать себе характеристику, как творческой личности.
В чем заключается процесс социализации личности? Насколько этот процесс соотносится с творческим процессом?
Существует ли разница в понятиях «креативная личность» и «творческая личность»?
Вопросы для самоконтроля:
Каковы психологические особенности творческой личности?
Какие психологические качества необходимо развивать, чтобы уметь создать имидж?
Чем характеризуется эмоциональная чувствительность и подвижность?
Что такое толерантность и надситуативная активность?
Какова роль бессознательного в творческой деятельности?
Что такое тезаурус личности?
Литература:
Мотков О.И. «Психология самопознания личности» – М., 1993
А.С.Сабуров Психология. Курс лекций. Киев, 1996, гл. 7 «Адаптация и творчество»
В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» – Питер, 2000
М.Б. Березин «Психическая и психофизиологическая адаптация человека"»- Л., 1998
Д. Майерс «Социальная психология» – Питер, 1997
Мотков О.И. «Психология самопознания личности» – М., 1993
Тема 5. Интеллект и творчество.
Формы и виды творческого мышления. Творческое мышление – основа формирования «Я – образа» и образа мира. Логическое, конструктивное, ассоциативное, образное и латеральное мышление в формировании «Я – образа». Формула интеллекта профессионала. Эрудиция, память, чувство юмора – их место в формуле интеллекта. Методы, приемы организации мыслительной деятельности. Отличительные характеристики творческого мышления. Психология нестандартного мышления. Выявление цели и постановка задачи. Генерация идей. Планирование конкретных действий.
Основные категории и понятия: мышление, интеллект, сознание, творческое мышление, конструктивное мышление, латеральное мышление, ассоциативное мышление, логическое мышление, образное мышление, формула, эрудиция, память, юмор, метод, прием, характеристика, синтез, анализ.
Основные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:
Что такое творческое мышление, его отличия от всех других видов мышления.
Почему творческое мышление является основой формирования «Я – образа», имиджа?
В чем заключается функция мышления при создании имиджа?
Какие методы и виды мышления нужны лично вам, и какие вы уже применяете при создании имиджа?
Зачем необходимо мыслить нестандартно?
Составьте формулу интеллекта профессионала.
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите виды мышления.
Что такое конструктивное мышление?
Что такое логическое мышление?
Оперативная сфера латерального мышления.
Какие виды мышления находятся в основе создания имиджа?
Что такое память, виды памяти.
Что такое эрудиция и зачем она нужна при создании имиджа?
Что такое интеллект?
Литература:
Эдвард де Боно «Латеральное мышление» – С-Пб, 1997
«Кладоискатели». Сборник методических рекомендаций по комплексной программе творческого развития личности. М., 1996
Козырева А.Ю. «Лекции по педагогике и психологии творчества» Пенза. 1994
Д.Халперн «Психология критического мышления» – Питер, 2000
А.Г.Асмолов «Культурно – историческая психология и конструирование миров» – Москва – Воронеж, 1996
В.Н.Дружинин «Психология общих способностей» – Питер, 2000