Файл: 05.03.2015 ПОСОБИЕ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное пособие

Глава 2. Индустриальный дизайн хх века

От автора

Часть 1. Развитие дизайна в россии

Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия

Определение дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Основные виды и направления дизайна

Новые направления дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 3. История возникновения и развитие дизайна

Промышленные виды дизайна

Дизайн и зарождение машинного производства

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 5. Развитие дизайна в России

Вклад производственников в историю дизайна

Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна

Вопросы для самоконтроля

Глава 2. Основы методологии дизайна

Тема 1. Дизайн в системе бизнеса

Упражнение 1

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном

Процесс проектирования в системе управления

Контракт на проектирование

Контрольное упражнение № 1

Советы руководителю (менеджеру проекта)

Где найти специалиста-дизайнера?

Критерии оценки проекта

Вопросы для самоконтроля

Тема 3. Техническое задание на проект

Контрольное упражнение № 2

Памятка для дизайнера и менеджера проекта

Рекомендации для менеджеров проекта

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Современные концепции российского дизайна

Аксиоморфологическая концепция дизайна

Вопросы для самоконтроля

Концепция «открытой формы» художественного проектирования

Вопросы для самоконтроля

Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ

Вопросы для самоконтроля

Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности

Вопросы для самоконтроля

Ключевые слова и понятия

Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания

Контрольное упражнение

Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта

Понятие «эргономика»

Вопросы для самоконтроля

Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы

Предмет системного дизайна – комплексное проектирование

Этапы процесса проектирования

Вопросы для самоконтроля

Тема 9. Дизайн - менеджмент

Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:

Вопросы для самоконтроля

Глава 3. Современные тенденции дизайна

Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы

Корпоративный дизайн учреждения досуга

Перманентная корпоративная медиа

Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!

Символ как маркетинговый инструмент

Элементы плана по созданию имиджа

Закладка фундамента:

2. Внешний имидж

Истоки проблемы внешнего вида сотрудников

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна

Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления

Cсоциокультурные функции дизайна

Культурно-экологическая перспектива дизайна

Морально-этическая ответственность дизайнера

Дизайн сегодня и завтра

Вопросы для самоконтроля

Темы семинаров

Примерные темы для написания рефератов

Литература

Труды учёных иИиКт Опубликованные работы

Публикации в изданиях, рекомендуемых вак Министерства образования и науки рф

Ткалич с.К. Доктор педагогических наук Монографии

Статьи в сборниках научных конференций

Учебно-методические пособия

Статьи опубликованы после защиты докторской диссертации

Примерные темы для написания рефератов

  1. Деятельность дизайнера на пересечении гуманитарной и технической наук и формы ее выражения.

  2. Дизайн в учреждениях культуры и сервиса. Общие и отличительные особенности.

  3. Диагностика объекта по методике системного дизайна. Составные компоненты и критерии оценки.

  4. Культурно-экологическое направление дизайна и формы его выражения.

  5. Этапы разработки проекта регионального фестиваля художественного творчества.

  6. Этапы разработки проекта международного фестиваля художественного творчества.

План реферата включает:

1. титул;

2. содержание с нумерацией страниц;

3. введение: общие сведения о выбранной теме, ее актуальность на фоне современного понимания роли дизайна, цель данного реферата, задачи, рассматриваемые в данной работе, ориентированные на достижение поставленной цели;

4. содержательная часть в соответствии с названием параграфов в содержании;

5. заключение, где дается общий и краткий вывод о проделанной работе в соответствии с порядком поставленных задач, самоанализ работы, сложности в ходе ее выполнения.

Общее количество страниц – 15, включая 30% иллюстративный материал. Интервал межстрочный – полуторный, размер шрифта 14, названия выделить жирным 16 или 18 шрифтом.

Литература

  1. Воронов Н. В. Российский дизайн. Том 1,2. - М., 2001.

  2. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М., Искусство, 1970.

  3. Дизайн как вспомогательный процесс в малом бизнесе. - М., 1994

  4. Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна. - М., 1996.

  5. История декоративно-прикладного искусства от древних времен до наших дней. Анри де Моран. Перевод с франц. Глава «Дизайн и современные направления прикладных искусств». Автор статьи о дизайне Жеральд Гассио - Талабо. - М., 1982.

  6. Кантор К.М. Правда о дизайне. - М., АНИР, 1996.

  7. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. - М., МГХПУ имени С.Г. Строганова. 2000.

  8. Мир культуры - культура мира. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию университета. Издательский Дом МГУКИ. – М., 2005.

  9. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник. - Казань: Новое знание. 1999.

  10. Михайлов С.М. История дизайна. Т.1,2. – М., 2002.

  11. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987 – 2000). – М., Союз дизайнеров, 2002.

  12. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М., Молодая гвардия. 1994.

  13. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы истории и методологии дизайна. Третье издание, переработанное и дополненное. – М., МЗ ПРЕСС, 2005.


17.Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. - М., ВНИИТЭ, 1991.

18. Серов С.И. Мои дизайнеры. – М., 2002.

19. Средства дизайн - программирования. - М., ВНИИТЭ, 1987.

  1. Теория дизайна. Теоретические и методологические исследования в дизайне. Составители – О.И.Генисаретский, Е.М.Бизунова. – М., 2004.

Труды учёных иИиКт Опубликованные работы

Фазылзянова Г.И., доктор культурологии

  1. Понимание художественного текста как креативно-онтологический феномен. Дисс. д-ра культурологии. – СПб.: Астерион, 2008. – 272 с.

  2. (в соавторстве). Особенности процесса инкультурации современного студенчества//Формирование духовно-нравственного потенциала современного студенчества в контексте аксиологического подхода. – Казань: Изд-во «Отечество». 2009. – 196 с.

  3. Культурологическая методология понимания художественных текстов. – СПб.: Невский фонд, 2008. – 148 с.

  4. (в соавторстве). Интерпретация художественного текста как социально-культурная технология / Интерпретации художественных текстов культуры: современные подходы и технологии: коллективная монография. – Казань: КГУКИ, 2009. – 175 с.


Публикации в изданиях, рекомендуемых вак Министерства образования и науки рф

  1. Культурологическая методология анализа художественного текста: / Г.И.Фазылзянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – №4(20). – С. 30-34 (0,3 п.л.).

  2. Художественный текст как объект понимания / Г.И.Фазылзянова // Вестник Тамбовского государственного университета им. Р.Г.Державина. – 2008. – № 7(63). – С. 411-417 (0,4 п.л.).

  3. Художественный текст как ресурс самосознания: культурологическая методология анализа / Г.И.Фазылзянова // Вестник Тамбовского государственного университета им. Р.Г.Державина. – 2008. – №8(64). – С. 270-274 (0,3 п.л.)

  4. Проблемы национально-культурного самосознания в России / Г.И.Фазылзянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – №1(22). – С. 48-50 (0,2 п.л.).

  5. Специфика культурологической интерпретации художественного текста / Г.И.Фазылзянова // Журнал «Культурная жизнь Юга России». – 2008. – №2 (27). – С. 30-35 (0,4 п.л.).

  6. Культура понимания как образовательная проблема / Г.И.Фазылзянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 1, 2009. – С. 90-95 (0,3 п.л.).

  7. Смысл как продукт коммуникативной ситуации понимания / Г.И.Фазылзянова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 2, 2009. – С. 8-13 (0,3 п.л.).

  8. Мыследеятельностная природа понимания художественного текста. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 109, 2009 г. – с. 43-50. Научные статьи и материалы конференций

  9. Интегрированный подход в системе образования // Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Гран Дан, 2003. – С. 46-49.

  10. . Педагогические условия ориентации на духовно-нравственные ценности специалистов СКС средствами народного искусства // Прикладная культурология в системе непрерывного профессионального образования специалистов социокультурной сферы. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. – С. 120-126.

  11. Педагогические условия развития нравственных ценностей средствами народного искусства // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – С. 326-330.

  12. Формирование духовно-нравственных ценностей в системе дополнительного образования // Социокультурные аспекты развития системы дополнительного образования: материалы Межвузовской научно-практической конференции.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – С. 164-172.

  13. Воспитательный и духовно-нравственный потенциал народного искусства // Основные технологии культурно-досуговой деятельности: Сборник научных статей. – Казань: Изд.-во Казан. ун-та, 2005. – С. 165-186.

  14. Условия ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства // Оценка качества образования в вузе культуры и искусства: методические проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных трудов. Всероссийской научно-методической конференции. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. – С. 28-31.

  15. Потенциал художественной культуры в духовно – нравственном воспитании личности // Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Казань: КГУКИ, 2006. – С. 160-163.

  16. Художественный текст как объект понимания // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 314-318.

  17. Художественно-педагогические технологии творческого саморазвития личности в условиях свободного времени // Проблемы и тенденции развития СКД: Сборник научных материалов. – Казань: КГУКИ, 2007. – С. 166-181.

  18. Проблемы воспитания духовно-нравственных ценностей в высшей школе // Современные проблемы обучения и воспитания в высшей школе: Межвузовская научно-практическая конференция. – Казань: Изд-во КГЭУ, 2007. – С. 128-132.

  19. Культурологический подход к процессу воспитания студентов вуза культуры и искусства: ценностный аспект // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические. – Чебоксары: ЧГПУ, 2007. – С. 97-100.

  20. Творческое саморазвитие личности как условие модернизации современного образования // Дополнительное профессиональное образование специалистов социокультурной сферы: управление, инновации, качество. – Казань, 2007. – С. 15-19.

  21. Творческая самореализация личности как определяющий фактор развития культуры // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 311-314.

  22. Мировая художественная культура как средство духовно – нравственного воспитания студентов вузов культуры и искусства // Социокультурная интеграция молодежи как культурологическая и педагогическая проблема: Сборник научных материалов 2008. – Казань: Изд-во КГУ-КИ, 2008. – С. 162-164.

  23. Народное искусство как средство гуманизации образования // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании со-циогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы. Международная научная конференция. – Казань: КГУКИ, 2008. – С. 71-74.

  24. Роль этнокультурных традиций как своеобразных индикаторов этнической самоидентификации // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы. Международная научная конференция. – Казань: КГУКИ, 2008. – С. 254-258.

  25. Национально-культурное самосознание: культурологический подход // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья. Международная научно-практическая конференция.– Йошкар-Ола, 2008. – С. 108-111.

  26. Культуро-антропологический подход как методология интерпретации художественных текстов // Культура как духовный ресурс развития региона. Международная научная конференция. – Казань, 2008. – С. 154-158.

  27. Фазылзянова, Г.И. Коммуникативные аспекты деятельности экскурсовода // Туризм в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 1.02.2008 г. – СПб. 2008. – С. 19-22.

  28. Художественный текст как ресурс самосознания: культурологическая методология анализа // Культурологические штудии: Ежегодник кафедры культурологи и мировой художественной культуры. – Чебоксары: Free-Poetry, 2008. – С. 115-118.

  29. Техники понимания художественного текста // Познавая образы мира: культура и искусство в прошлом и настоящем. / Сборник статей. Выпуск 1 / Научный редактор и составитель: Файзулаева М.П. – Казань: 2008. – С. 30-42.

  30. Маркетинговое сообщение как текст: проблемы понимания. Реклама и ПР в России. Современное состояние и перспективы развития. Материалы 5 Всероссийской научно-практической конференции 15 февраля 2009 г. – СПб: СПбГУП, 2008. – С. 69-73.

  31. Современные педагогические технологии в социокультурной сфере // Общество, культура, образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция/ гл. ред. Н.А.Паршиков. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры; ООО ПФ «Оперативная полиграфия», – 2009. – С. 274-276.

  32. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.

  33. Понимание как форма и условие социальной коммуникации // Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы. Материалы Международной научно-практической конференции. – Челябинск. 2009. – С. 42-46.

  34. Культура понимания художественного текста как образовательная проблема // Новая формация специалиста культуры и искусства: компетентность, творчество, конкурентоспособность. Научно-практическая конференция. – Казань: ИДПО, 2009. – С. 123-126.

  35. Понимание текста народной культуры как особой модели мировоззрения // Этнокультура и современность. Всероссийская научно-практическая конференция. – Белгород, 2009. – С. 83-89.

  36. Философско-культурологические проблемы понимания текста. // Основные социокультурные процессы Татарстана и Узбекистана: проблемы, тенденции, новации: Казанский государственный университет культуры и искусств; Ташкентский государственный институт культуры им. А. Кадыри. – Казань. 2009. – Вып. 1. – С. 196-201.

  37. Художественный текст культуры как отражение национального менталитета // Национальная художественная культура народов России и зарубежья. Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: «Отечество», 2009. – С. 162-170.

  38. Художественный текст как объект коммуницирования в диалоге «продуцент-реципиент» // Национальная художественная культура народов России и зарубежья. Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – С. 135-141.

  39. Духовная деятельность как энтелихийный источник процесса инкультурации личности // Национальная художественная культура народов России и зарубежья. Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – С. 110-115 (в соавт.).



Ткалич с.К. Доктор педагогических наук Монографии

  1. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента. Дисс. д-ра педагогических наук. – М.: МГГУ им. М.А.Шолохова. 2012.

  2. Культурное наследие народов Крайнего Севера в профессиональной подготовке специалиста-дизайнера: Монография. М., 2006. 139 с.: илл. ISBN 5-94778-105-0. Объём 9,5 п/л.

  3. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: Монография. М., 2006. 197 с. ISBN 5-94778-107-7. Объём 11,1 п/л.

  4. Система профессиональной подготовки дизайнеров в вузах культуры и искусств: Монография. М., 2007. 222 с. ISBN 5-94845-171-2. Объём 14 п/л.

  5. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента России: Монография. М., 2011. 200 с.; илл. Объем 13,25 п/л.

  6. Дивергентная систематизация изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия: Монография. М., 2011. 114 с. Объем 7,25 п/л

  7. Консалтинг в образовании и управлении: Коллективная монография. Статьи: «Управление проектами в дизайн-образовании в контексте квалификационной дифференциации специалистов». С.125-134; «Управление педагогической системой: процессный метод и формы его практической реализации». С. 139-144.- М.:ИИТ МГУС, Т.2. 2008. ISBN 978-594857-046-4.Объём 1,0 п/л.

Статьи в сборниках научных конференций

  1. Ткалич С.К. Профессиональная диверсификация этнохудожественного образования.//Международная научно-практическая конференция «Проблемы этнологии и этнопедагогики». Новосибирск, 1999. - С.161-162.Объём 0,5 п/л.

  2. Ткалич С.К. Дизайн как инновационный компонент в культурно-досуговой деятельности.// Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Сб. научных трудов. М.: МГУКИ. 1999. - С.150-160.Объём 0,5 п/л.

  3. Ткалич С.К. Региональный дизайн и проблема информатизации. //Информационные технологии XXI века. Материалы 2-ой межвузовской научно-практической конференции. М.: ИИТ МГУС, 2001. С.59-61.Объём 0,5 п/л.

  4. Ткалич С.К. Некоторые аспекты этнохудожественной кодификации сценического костюма (в контексте регионального дизайна).// «Хореографическое образование: тенденции развития». Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГУКИ, 2002. С. 95-97.Объём 0,5 п/л.

  5. Ткалич С.К. Культурное наследие в контексте профессиональной подготовки дизайнеров//Информационные технологии XXI века: Материалы 6-ой межвузовской ежегодной научно-практической конференции. М.: ИИТ МГУС, 2004. С.166-171.Объём 0,5 п/л.

  6. Ткалич С.К. Информационное обеспечение профессиональной подготовки дизайнеров в высшей школе.//Наука – сервису. X международная научно-практическая конференция. ГОУВПО «МГУС». М., 2005. С. 246-248.Объём 0,5 п/л.

  7. Ткалич С.К. Базовые алгоритмы профессиональной подготовки специалистов творческих специальностей.//XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.:ИИТ МГУС, 2007. - С.35-39.Объём 0,5 п/л.

  8. Ткалич С.К. Культурное наследие как источник воображения дизайнеров.//XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. С. 41-43.Объём 0,5 п/л.

  9. Ткалич С.К. Конвенциональность как принцип взаимодействия субъектов образовательного процесса.//XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. С. 43-45.Объём 0,5 п/л.

  10. Ткалич С.К. Особенности проектирования графической системы навигации университетского комплекса. //XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. - С. 47-48.Объём 0,5 п/л.

  11. Ткалич С.К. Особенности разработки рекламного каталога. //XI международная научно-практическая конференция «Наука – сервису». М.: ИИТ МГУС, 2007. - С. 48-50.Объём 0,5 п/л.

  12. Ткалич С.К. (в соавторстве). Формы взаимодействия в системе «культура управления и дизайн».//Консалтинг в образовании и управлении: Коллективная монография. Т.1. М.: ИИТ МГУС, 2007.- С.134-139. ISBN 978-5-94857-037-2.Объём 0,5 п/л.

  13. Ткалич С.К. Особенности этапов подготовки курсового проекта на специализации «Графический дизайн»//Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т.1. М.: ИИТ МГУС, 2007. С. 38-42. ISBN 978-5-94857-037-2.Объём 0,5 п/л.

  14. Ткалич С.К. Специфика подготовки курсового проекта «Природно-культурное региональное наследие России» //Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т.1. М.:ИИТ МГУС, 2007. С.42-45. ISBN 978-5-94857-037-2.Объём 0,5 п/л.

  15. Ткалич С.К. Взаимодействие дизайн-концепции и формы отчётности творческой кафедры//Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т.1. М.: ИИТ МГУС, 2007. С.45-49. ISBN 978-5-94857-037-2.Объём 0,5 п/л.