Файл: 05.03.2015 ПОСОБИЕ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное пособие

Глава 2. Индустриальный дизайн хх века

От автора

Часть 1. Развитие дизайна в россии

Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия

Определение дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Основные виды и направления дизайна

Новые направления дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 3. История возникновения и развитие дизайна

Промышленные виды дизайна

Дизайн и зарождение машинного производства

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 5. Развитие дизайна в России

Вклад производственников в историю дизайна

Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна

Вопросы для самоконтроля

Глава 2. Основы методологии дизайна

Тема 1. Дизайн в системе бизнеса

Упражнение 1

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном

Процесс проектирования в системе управления

Контракт на проектирование

Контрольное упражнение № 1

Советы руководителю (менеджеру проекта)

Где найти специалиста-дизайнера?

Критерии оценки проекта

Вопросы для самоконтроля

Тема 3. Техническое задание на проект

Контрольное упражнение № 2

Памятка для дизайнера и менеджера проекта

Рекомендации для менеджеров проекта

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Современные концепции российского дизайна

Аксиоморфологическая концепция дизайна

Вопросы для самоконтроля

Концепция «открытой формы» художественного проектирования

Вопросы для самоконтроля

Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ

Вопросы для самоконтроля

Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности

Вопросы для самоконтроля

Ключевые слова и понятия

Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания

Контрольное упражнение

Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта

Понятие «эргономика»

Вопросы для самоконтроля

Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы

Предмет системного дизайна – комплексное проектирование

Этапы процесса проектирования

Вопросы для самоконтроля

Тема 9. Дизайн - менеджмент

Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:

Вопросы для самоконтроля

Глава 3. Современные тенденции дизайна

Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы

Корпоративный дизайн учреждения досуга

Перманентная корпоративная медиа

Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!

Символ как маркетинговый инструмент

Элементы плана по созданию имиджа

Закладка фундамента:

2. Внешний имидж

Истоки проблемы внешнего вида сотрудников

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна

Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления

Cсоциокультурные функции дизайна

Культурно-экологическая перспектива дизайна

Морально-этическая ответственность дизайнера

Дизайн сегодня и завтра

Вопросы для самоконтроля

Темы семинаров

Примерные темы для написания рефератов

Литература

Труды учёных иИиКт Опубликованные работы

Публикации в изданиях, рекомендуемых вак Министерства образования и науки рф

Ткалич с.К. Доктор педагогических наук Монографии

Статьи в сборниках научных конференций

Учебно-методические пособия

Статьи опубликованы после защиты докторской диссертации

  • Система дизайн – средств

Работа над проектом осуществляется с помощью традиционной системы дизайн – средств:

  • Семиотических – любой объект дизайна является знаковой системой;

  • Художественных – эстетически выразительная, гармоничная внешняя форма характерна для органичных, эффективных проектов;

  • Технологических - специфика производства и функционирования объекта должны обеспечить его экономичность, целесообразность, эргономичность;

  • Материаловедческих – использование особенностей материала позволяет дизайнеру наиболее адекватно выразить функцию объекта.

Сложности и противоречия у дизайна и, соответственно, дизайнеров, возникают по следующим причинам:

1 – декоративное искусство стремится овладеть новыми техническими приемами;

2 – прикладное искусство хочет влиться в русло современности, ищет выразительные средства и приемы.

В результате появляются точки профессиональных пересечений. Например: шторы ручной работы (вышивка, роспись по ткани) обращают на себя внимание удачным колористическим решением, композицией орнамента. Зритель отмечает «хороший дизайн» штор. Однако, чтобы шторы имели право на статус «дизайн – объекта», они должны а) вписаться в дизайн – систему интерьера, б) отвечать требованиям стиля, заложенного дизайнером в проект интерьера.

  • Стили и национальные школы в дизайне (общие сведения)

Отличия, которые наблюдаются в работе дизайнеров разных школ, именуются стилями. Например, особое место и признание занимает скандинавский, итальянский, японский, немецкий стили. В последнее десятилетие признание получил венгерский дизайн. Каждый из них отличается по стилевым особенностям.

Скандинавский дизайн. Скандинавские дизайнеры широко и многообразно используют различные породы древесины, этот стиль отличают уравновешенность, комфортабельность, естественность. Корнями этот стиль уходит в народное искусство, стремится к конструктивной ясности и простоте решений.

Итальянский дизайн. Для итальянского стиля, в отличие от стиля скандинавского, характерна дерзкая экстравагантность. Итальянские дизайнеры используют яркие броские краски, не ограничивают свободу фантазии. Изобретательность и восприимчивость ко всему новому прекрасно отвечает современным требованиям единства стиля, линий, цвета.


Японский дизайн имеет свой ярко выраженный стиль, в котором доминирующим элементом является национальный колорит. Основой для японских дизайнеров служит декоративно – прикладное искусство, имеющее богатейшую культуру творчества.

Немецкий дизайн – это твердые, скромные и классические установки в дизайне при высоком качестве продукции.

Таким образом, дизайн, объединяя разные стили и национальные школы, является областью международного обмена опытом, где различные влияния взаимодействуют и дополняют друг друга.

Черты, идущие от национальной культуры, выступают в продукции различных школ и стран и являются важным фактором в формировании различий. В дизайне неприемлемо однообразие при решении одной и той же задачи.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите характеристики дизайна, которые обеспечивают ему статус «социокультурного феномена».

2. Какие «дизайн – средства» может использовать дизайнер при создании проекта?

3. Что является истоком стиля в дизайн – деятельности?


Ключевые слова и понятия

Константа, сочетание, компоновка констант, эффекты воздействия на зрителя, покупателя, бифункциональность, приоритет эстетического, природный материал, комплекс зрелищной индустрии.

*

Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания

Профессиональная подготовка дизайнеров на кафедре дизайна МГУКИ развивает технологические приемы и методы разработки проектных решений для объектов социально-культурной сферы. Этими объектами могут быть учреждения культуры, досуга, фирмы, салоны, ателье, культурные и социально-реабилитационные центры, выставочные экспозиции, кафе. В каждом случае доминирующей компонентой проекта выступает создание эффекта впечатления с учетом всех возрастных категорий населения, потенциальных посетителей данного объекта.

Другой категорией являются учреждения досуга и развлечений для элитной прослойки населения. Здесь также имеются свои особенности оформление помещений, сфера услуг в соответствии с уровнем требований и вкусов потенциального потребителя. Доминирующей компонентой проекта является стиль и достойное его воплощение.

Начиная разработку проектного задания, необходимо помнить, что один объект может иметь множество вариантов решения от частичной модернизации до полного обновления предметно-пространственной среды.

Наиболее практикуемые методы:

  • Метод «сценирование» в дизайне означает воображаемое воссоздание целостного образа проектируемого сложного объекта, которого пока нет в реальности;

  • Метод «сценарное моделирование» - это модель, сочетающая текст, звук, пластику, пантомиму, световые и цветовые эффекты, визуальный графический ряд и другие элементы. Могут быть использованы любые технические приемы и элементы, необходимые, по мнению автора проекта, для усиления эффекта воздействия на зрителя.

  • метод театрально-драматургический:

используется для организации действия (прогнозируемых ситуаций). Таковыми действиями-ситуациями могут быть зрелищные модели, которые, имея определенную жанровую форму, постоянно трансформируются в процессе общения со зрителем.

  • Средства для решения проектных задач

Для решения проектных задач используются различные средства, называемые нами «элементами инструментальной технологии. Для наглядности рассмотрим предлагаемые три схемы.


Схема № 1

Визуально – графическиесредства:

  • шрифты,

  • цветовые эффекты,

  • фон,

  • композиция текстов и графики,

  • символ,

  • эмблема,

  • логотип,

  • рисунок,

  • фотография.

Схема № 2

Пространственно-пластические средства:

  • моделирование в системе «человек-объект-среда»

  • геометрические формы

  • цветовые зоны

  • световые эффекты

  • природный ландшафт

  • искусственный ландшафт

  • композиция геометрических форм, природного ландшафта и звука

  • миметический дизайн (воссоздание традиционных объектов)

Схема № 3

Акустические средства:

  • Звуки-имитации

  • Звуки природного происхождения

  • Шумы искусственного происхождения: жизнь мегаполиса

  • Шумы деревенской жизни

  • Шум молодежного лагеря, вокзала и т.д.

Вопросы для самоконтроля

  1. В каком году получила признание новая теоретическая концепция?

  2. Какова роль художественного уровня дизайна в новой концепции?

  3. Дайте определение дизайн – программы.

  4. Какие блоки входят в структуру дизайн – программы?

  5. Назовите методы, которые применяет дизайнер.

  6. Назовите средства, которые использует дизайнер.

Ключевые слова и понятия

Дизайн-программа, программно-целевой блок, концептуальный блок, организационный блок, проектный блок, художественное моделирование, визуально-графические средства, сценирование, сценарное моделирование.


Контрольное упражнение

  1. Сделайте анализ своего последнего проекта. Перечислите все виды средств, использованные Вами для реализации идеи.

  2. Разработайте композицию графического анализа в виде методического пособия.

Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта

Дизайнер, работая над проектом, балансирует между искусством и реальными факторами среды, окружающей человека. Например, можно с уверенностью сказать, что процесс проектирования основан на интуиции и спонтанности (или озарении), информации и методологии.

Предметное наполнение среды в области офисного интерьера и оборудования, связано со знанием «человеческих факторов». Роль этих факторов увеличивается, если усложняется объект, если он становится «комплексным объектом». Например, молодежные центры отдыха, танцполе или медиа-панорама являются сложными техническими, электронными системами. В такой системе задача дизайнера «надеть на технику эстетический футляр».

Человек уже не замечает, что окутан паутиной многочисленных внешних воздействий: микроклимат, световой климат, различные виды естественных и искусственных излучений, шум, запахи, вибрация и пр. Особую опасность представляют «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются органами чувств: повышенная радиация, токсичность и др.

Дизайнер, проектируя объекты, стремится создать целостную гармоничную предметно-пространственную среду жизнедеятельности, ищет оптимальные решения с учетом всего комплекса факторов. Одними из наиболее весомых факторов, обеспечивающих комфорт и безопасность, являются эргономические факторы.

Понятие «эргономика»

Эргономика – это научная дисциплина, она комплексно изучает возможности деятельности человека. Предметом эргономики является изучение закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническими средствами, предметом деятельности и средой, где происходит трудовой процесс.

Цель эргономики – повышение эффективности взаимодействия в системе «человек – машина - предмет деятельности - среда обитания»; при этом основной задачей является сохранение здоровья человека и создание условий для развития его личности. Система – это сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных единой целью. Чаще всего в эргономике идет речь о системе «человек – машина – среда». Например, система взаимодействия людей в производственном или творческом коллективе.