Файл: 05.03.2015 ПОСОБИЕ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное пособие

Глава 2. Индустриальный дизайн хх века

От автора

Часть 1. Развитие дизайна в россии

Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия

Определение дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Основные виды и направления дизайна

Новые направления дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 3. История возникновения и развитие дизайна

Промышленные виды дизайна

Дизайн и зарождение машинного производства

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна

Вопросы для самоконтроля

Тема 5. Развитие дизайна в России

Вклад производственников в историю дизайна

Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна

Вопросы для самоконтроля

Глава 2. Основы методологии дизайна

Тема 1. Дизайн в системе бизнеса

Упражнение 1

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном

Процесс проектирования в системе управления

Контракт на проектирование

Контрольное упражнение № 1

Советы руководителю (менеджеру проекта)

Где найти специалиста-дизайнера?

Критерии оценки проекта

Вопросы для самоконтроля

Тема 3. Техническое задание на проект

Контрольное упражнение № 2

Памятка для дизайнера и менеджера проекта

Рекомендации для менеджеров проекта

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Современные концепции российского дизайна

Аксиоморфологическая концепция дизайна

Вопросы для самоконтроля

Концепция «открытой формы» художественного проектирования

Вопросы для самоконтроля

Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ

Вопросы для самоконтроля

Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности

Вопросы для самоконтроля

Ключевые слова и понятия

Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания

Контрольное упражнение

Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта

Понятие «эргономика»

Вопросы для самоконтроля

Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы

Предмет системного дизайна – комплексное проектирование

Этапы процесса проектирования

Вопросы для самоконтроля

Тема 9. Дизайн - менеджмент

Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:

Вопросы для самоконтроля

Глава 3. Современные тенденции дизайна

Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы

Корпоративный дизайн учреждения досуга

Перманентная корпоративная медиа

Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!

Символ как маркетинговый инструмент

Элементы плана по созданию имиджа

Закладка фундамента:

2. Внешний имидж

Истоки проблемы внешнего вида сотрудников

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна

Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления

Cсоциокультурные функции дизайна

Культурно-экологическая перспектива дизайна

Морально-этическая ответственность дизайнера

Дизайн сегодня и завтра

Вопросы для самоконтроля

Темы семинаров

Примерные темы для написания рефератов

Литература

Труды учёных иИиКт Опубликованные работы

Публикации в изданиях, рекомендуемых вак Министерства образования и науки рф

Ткалич с.К. Доктор педагогических наук Монографии

Статьи в сборниках научных конференций

Учебно-методические пособия

Статьи опубликованы после защиты докторской диссертации

Четвертый ряд определений неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига. Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» повлиял на обозначение новых разновидностей проектной деятельности, появившихся в конце ХХ века.

Россия и понимание дизайна. В нашей стране устойчивое внимание к дизайну как необходимой характеристике любого продукта, интерьера, средового пространства, театрального или зрелищного действия сформировалось в конце ХХ века. Можно сказать, что профессиональная деятельность, как и наука, и образование дизайнера, являются в России довольно молодой сферой деятельности, и многие термины и понятия формируются в процессе реальной практической ситуации.

Дизайн требует специфической терминологии, дизайн-проект и дизайн-объект существенно отличаются как от произведений искусства, так и от промышленных изделий, изготовленных без применения дизайна.

Обычно применяются следующие термины:

художественное конструирование – используется в среде промышленного дизайна, определение официальное;

художественное проектирование – термин используется в среде художников, искусствоведов, культурологов и философов.

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не только изделия, но и потребности, наличие спроса на выполнение вида деятельности, например, осуществление определенной услуги, дизайн интерьера, выставочного комплекса, улучшение визуального имиджа фирмы, дизайн престижного клуба и т.д.

Образовательный модуль на кафедре дизайна МГУКИ ориентирован на профессиональную подготовку специалистов-дизайнеров для работы в социально-культурной сфере. Основной задачей дизайнера, выпускника кафедры дизайна, является проектное решение или улучшение культурной среды, ее компонентов. Это могут быть учреждения культурного назначения, театрально-зрелищные комплексы, зоны отдыха, выставочные комплексы, фестивальные поляны, фирменный стиль культурного центра, рекламная печатная продукция дизайн-студии и т.д.


Вопросы для самоконтроля

  1. Когда появился дизайн как область индустрии?

  2. Назовите известные Вам определения дизайна.

  3. Какие понятия заложены в термине «дизайн»?

  4. Как понимают дизайн как область профессиональной деятельности в России начала ХХI века?

Ключевые слова и термины

Индустриальный дизайн, этимология термина, художественное конструирование, художественное проектирование, объект дизайн-проектирования. Проектно-культурный жанр, дизайн предметно-пространственной культурной среды.

Тема 2. Основные виды и направления дизайна

Рассмотрим основные виды и направления современного дизайнерского творчества. Сегодня наряду с развитием направлений дизайна, ставших традиционными, динамически развиваются новые направления.

Классический дизайн является продуктом симбиоза ремесленного художественно-прикладного творчества и машинного промышленного производства.

Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы Б – предметов потребления. Группа предметов подразделяется на специфические подгруппы: бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве. Свои особенности имеет проектирование игрушек для детей, дизайн медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей.

В границах классического дизайна рассматривается и графический дизайн. Графический дизайнявляется продолжателем многовековой традиции и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив второе дыхание вместе с рекламой в начале ХХ века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества.

К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь: в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах.

Позднее областью дизайн-деятельности стали заставки, рекламные ролики на телевидении, в последнее десятилетие самостоятельность получил новый вид профессиональной деятельности – компьютерный дизайн.


Компьютерный дизайнв последние годы переходит из сферы прикладного состояния в самостоятельный вид творчества, который включает в себя направление, связанное с разработкой сайтов в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды - этот вид профессиональной деятельности дизайнера охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали появляться благоустроенные пространства городов.

Сегодня в круг знаний дизайнеров вошло понятие «ландшафтный дизайн». Ландшафтный дизайн потеснил традиционные понятия «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура».

Дизайн выставочных экспозиций занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды. Дизайн выставочных экспозиций имеет свои специфические особенности и сложившиеся традиции.

Дизайн одежды и аксессуаров – понятие, которое становится все более употребляемым. Индустрия моды живет по своим законам. Художники- модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» и серийные выпуски «пред-а-порте». Сегодня при создании моделей все больше используются современные технологии и материалы, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное – специфические методы дизайн-проектирования, разработанные для дизайна этой области деятельности.

Арт-дизайн – его особенность состоит в том, что усилия дизайнера направлены на создание художественных впечатлений, которые зритель получает от образа воспринимаемого объекта. Изделия становятся исключительно декоративными, выставочными, теряют свое бытовое значение или сохраняют его в очень малой степени. Фактически дизайнером проектируются «визуальные эмоции».


Новые направления дизайна

Новые направления дизайна связаны с повышением роли визуальной информации в последнее десятилетие и имиджевой рекламой.

Коммерческий дизайн – фактор конкурентоспособности фирмы, компании. Отметим, что с момента своего зарождения, особенно с началом американского периода (1930-е годы) дизайн имеет коммерческий характер.

Новые технологии, оригинальные инженерные решения, организационные нововведения сегодня не могут вводиться в практику без дизайнерского осмысления проекта. Дизайнеры здраво оценивают эту ситуацию на потребительском рынке товаров и услуг и развивают как сеть ателье, мастерских, так и консультационные службы.

Дизайн-образование.В области дизайн-образования следует отметить усиление роли художественно-образной компоненты в учебных проектах. В последние годы даже педагоги архитектурных отделений обращают внимание на образность идейного замысла. Введены в учебно-методический оборот такие понятия, как «метафорическая образность в дизайне», «смыслообразование в графическом дизайне», «региональный компонент дизайна». Расширяется поле лабораторного инструментария, с помощью которого дизайнер создает проектные решения. Актуально внедрять курс дизайна в школьной программе.

Итак, дизайн деятельность сегодня представлена развитой системой, которая имеет многопрофильную структуру. Классический дизайн включает в себя многие виды профессиональной деятельности, которые сегодня стали традиционными. Новые виды деятельности связаны с развитием компьютерных технологий, новым осмыслением роли дизайна в формировании эстетических норм визуального комфорта.

На кафедре дизайна внимание уделяется региональному дизайну, опирающемуся на стили этнических культур, сценографическому дизайну и дизайну праздничной и временной среды.

Вопросы для самоконтроля

  1. Когда дизайн получил официальное признание как профессиональная сфера деятельности?

  2. Какие новые виды дизайна развиваются в последнее десятилетие?

С чем это связано?

  1. Какие виды дизайнерского творчества Вам известны?

  2. Каковы особенности понимания дизайна в России в середине ХХ века и с чем это связано?

  3. Что изменилось в понимании и отношении населения к дизайну в конце ХХ века?

  4. Назовите основную характеристику коммерческого дизайна.

  5. Чем отличается «арт-дизайн» от дизайна выставочных экспозиций?


Ключевые слова

Дизайн-проект, эскиз, макет. Коммерческий дизайн, классический дизайн, ремесленное художественно – прикладное творчество. Графический дизайн, арт-дизайн, сценографический дизайн, дизайн временной и праздничной среды, коммуникативный дизайн.

Тема 3. История возникновения и развитие дизайна

История появления дизайна органично связана с историей развития общества, его социально-культурным и техническим уровнем. Мы рассмотрим появление и развитие дизайна на примере развития дизайна в России, используя содержательные и увлекательные работы Н.Воронова, Н.Кондратьевой, С.Михайлова, Ю.Назарова, В.Ф.Рунге, В.В. Сеньковского.

  • Народный (крестьянский) дизайн

Истоки отечественного дизайна. Историей отечественного дизайна дореволюционного периода занимались такие авторы как Э.Цыганкова, М.Гизе, В.Аронов, А.Чекалов, систематизировал многие работы о дизайне Н.Воронов. Значительная часть теоретиков связывает дизайн лишь с эпохой массового индустриального производства. Но если рассматривать дизайн как компоновочную деятельность, которая отличается, с одной стороны, от изобретательства, с другой – от простого конструирования, то можно отодвинуть начало истории дизайна на много лет назад. Например, Н.Воронов отмечает, что если определяющим признаком дизайнерского мышления является компоновочное соединение ранее существовавших отдельно друг от друга объектов, явлений, способов, принципов, то начало дизайна относится к доисторическим временам появления первых орудий труда и предметов одежды.

Русский народный дизайн на первом этапе был по преимуществу функциональным, «приспособительским» дизайном. Он базировался на двух основных направлениях деятельности:

– на создании жилища, одежды и необходимых бытовых предметов;

– на использовании природных, естественных материалов или материалов, получаемых из естественного сырья путем минимальной и доступной в домашних условиях обработки.

Таковыми на русской равнине являлись дерево, высеваемые злаки, кость, кожа и шерсть домашних животных, среди искусственных материалов – керамика, железо. Рассмотрим некоторые особенности русского народного дизайна.

Деревянные строения. Необходимо отметить, что деревянные постройки сохраняли свой единый стиль, хотя размеры были разные. По одному конструктивному типу, но с различным способом соединения торцов бревен на углах создавались постройки совершенно разного назначения: изба, сруб колодца, баня, церковь, часовня, мельница, овин, крепостная башня и стены. Разнообразие врубок обеспечивало возможность обходиться без железных гвоздей и применять практически лишь один инструмент – топор.