ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Мифологема – это символическое, метафорическое изображение архетипа. Это своеобразные фотографии архетипа в разных ракурсах, декорациях и освещениях ( в анфас, в профиль, полусидя, полулежа, в сумерках, на рассвете и т.д.).
Именно благодаря мифологемам мы можем почувствовать, осознать присутствие и действие архетипа. Сказочные, мифологические истории, легенды и притчи наполнены мифологемами. Каждая мифологема имеет свой небольшой сюжет. Например, архетип Божественного Помощника проявляет себя через многочисленных помощников героя. Характерной чертой всех их является то, что они оказывают именно необходимую помощь в нужное время, тогда, когда герой не справляется с заданием сам. Мифологемы Помощника многообразны: это и ковер-самолет, и скатерть-самобранка, и клубочек, и муравей и ворон, и печь, и щука…
Интересной особенностью мифологем является то, что они могут «служить» различным архетипам. Настоящий «слуга» многих «господ»! Причем среди «господ»-архетипов нет конфликта от того, что «слуги» принадлежат им безраздельно. Так, скатерть-самобранка является мифологемой архетипа Божественного Помощника (об этом мы уже говорили), и мифологемой архетипа Достатка. Кроме того, она может являться и мифологемой архетипа Пути, представляя важную часть пути – подарок, остановку, отдых, восстановление сил.
Кружево из мифологем составляет основу для сказочного сюжета, и обеспечивает чувственно-смысловое переживание архетипа. Далее мы будем часто использовать понятия архетипа и мифологемы, с уверенностью в том, что ракурс понимания этих понятий в сказкотерапии нами обозначен.
Понятие «проблемы клиента» в сказкотерапии
Итак, архетипы создают своеобразную «матрицу Бытия», и в нашей жизни проявляют себя через различные сценарии, закономерности развития событий (при этом формируя в некоторых головах «миф о предопределенности»). Знание этих закономерностей передается нам на «метафороносителях» (в сказках, мифах, легендах, притчах и др.). Предполагается, что мы будем использовать эти знания для того чтобы с пониманием относиться к периодически возникающим в нашей жизни проблемным ситуациям, - ведь все это звенья в сюжетной цепочке действия архетипа. Благодаря такому отношению, мы получаем возможность экономить свою психическую энергию. В особенности эмоциональную и ментальную. Зря «не гонять по кругу» собственные эмоции, и «не накручивать» себя деструктивными мыслями.
Остается вопрос, которые задает немало людей: «Ну и что же тогда мне делать с этой сэкономленной энергией?!» Попробуем ответить просто: «Творить, реализовывать собственное предназначение». Тем более, что тема Своей Судьбы сейчас является одной из самых популярных, востребованных. И это тоже интереснейшая примета нашего времени.
«Хорошо, - продолжает полемику наш клиент, - я согласен реализовать свое предназначение, но ведь я его не знаю! Кто мне скажет, в чем оно, и по каким критериям я могу оценить достоверность этой информации?» Вот вопрос так вопрос! И ведь нет на него однозначного ответа, во всяком случае у нас, психологов. Поэтому наши современники с таким энтузиазмом ищут тех, кто расскажет об их предназначении среди астрологов, парапсихологов, шаманов и колдунов. Обжигаются, получают расплывчатые ответы, зарекаются, но продолжают искать. И это – прекрасно. Почему, спросите вы, ведь этот процесс подчас мучителен! Прекрасно потому, что поиск - это ни что иное как настоящее сказочное ПРИКЛЮЧЕНИЕ.
Никто и не говорил, что Приключение это только нечто спокойное, комфортное, увлекательное и веселое. Приключение может быть чрезвычайно опасным, мучительным, провоцирующим, обманывающим, безнадежным и дающим надежду одновременно. Приключение – это то, что противостоит обыденности, скуке. В Приключении проявляет себя Ее Величество Жизнь во всем своем многообразии. Поэтому мы так любим истории, в которых есть Приключение – детективы, авантюры, фантастические перемещения, непредсказуемые встречи.
Приключение – это жизнь. Нет приключений – жизнь деградирует в существование. Попробуйте отнять у себя все трудности, все проблемы, лишите себя возможности пережить Приключение, и вы сможете почувствовать сначала усталость, потом апатию, а затем и нежелание жить.
«Допустим, - скажет нам клиент. - Но ведь усталость, апатия, нежелание жить могут появиться и вследствие обилия трудностей, проблем и жизненных неурядиц! Если все наши жизненные перипетии назвать «приключениями», то я бы предпочел обходиться без них! Уж чего-чего, а этого «добра» в моей жизни предостаточно. Я, собственно, к вам и пришел, чтобы от него избавиться!»
Как это похоже на описанную в сказке ситуацию: «Бери мое добро и горе-злосчастье в придачу!»
Конечно, дорогие друзья, все хорошо в Меру. Когда приключений становится слишком много, они превращаются в неприятности.
Приключения превращаются в неприятности в следствии «зависания» определенного архетипического сценария. Как в компьютере: программа «зависла», невозможно ни продолжить, ни завершить ее работу. Почему она так себя ведет? Однозначно сразу сказать сложно. Может быть, неполадки в операционной системе, может, имеется механическое повреждение, не исключается также действие вируса.
То же самое происходит и с нами, когда в нашей жизни начинает разворачиваться действие определенного архетипа. Сценарий «загрузился», начались первые события, появились достижения, текущие препятствия были преодолены. Но потом что-то произошло. И это «что-то» у каждого свое. У кого-то начал действовать приобретенный в детстве комплекс, сценарий, актуализировалась ранняя психологическая травма. Другой попал под манипулятивное влияние сильной деструктивной личности и заразился «ментальными вирусами» - деструктивными идеями. Третий оказался в эпицентре конфликта и пострадал. А у четвертого, вообще, еще в раннем детстве не сложились позитивные условия для развития и положительная архетипическая программа не получила необходимого «питания» (наш компьютер без питания работать не может).
Пусть вас не смущает «компьютерная метафора» – ведь мы говорим о проблемах. А они, как известно, у нас в голове. В нашем «бортовом компьютере».
Когда программа «зависает» пользователь старается быстро принять меры. При этом он редко задается вопросом: «В чем же мое предназначение и как связано с ним «зависание» компьютера?» И правильно делает.
Мы, собственно, так долго рассуждаем на эту тему лишь с одной целью – провести параллель между данной метафорой и состоянием клиента при первом визите к психологу. Он хочет, чтобы мы быстро «устранили неполадки», и не склонен к философским рассуждениям о человеческом предназначении или влиянии раннего опыта на последующее развитие.
Что ж, клиент всегда прав. И на первой встрече мы должны будем рассказать ему о том, как «устранить неполадки», но, «в подтексте», нам необходимо заронить в душу клиента желание найти ответы на вопросы почему происходят «неполадки» и зачем это ему нужно.
Однако мы начинали с обсуждения понятия Предназначения человека, и говорили о том, что поиск его составляет основу настоящего Приключения.
Под Приключением в сказкотерапии понимается некий жизненный сюжет, имеющий архетипическую подоплеку. Приключение характеризуется тремя основными свойствами:
Насыщенность, многоплановость и сбалансированность событий.
Наличие точек начала и завершения.
Наличие определенной последовательности событий.
Приключении должно быть в Меру и опасностей, и подарков, и интриг и побед. Этопервый, главный признак Приключения.
Второй важный признак Приключения – это наличие начала и конца. Приключение имеет определенный цикл. И нам важно понимать, когда началось Приключение и чем оно закончилось. В противном случае, Приключение легко деградирует в неприятность (если ему не видно конца).
Третий признак Приключения – наличие сюжета, сценария, проявляющегося через определенную последовательность событий. Сказкотерапевт выстраивает со слов клиента последовательность событий проблемной ситуации и соотносит полученный сценарий с «картотекой» сказочных и мифологических сюжетов. Поверьте, всегда можно найти метафорический аналог!В сказочном или мифологическом аналоге проблемной ситуации также можно «вычислить» «точки зависания». В данном случае под «точками зависания» мы понимаем ситуации когда герой сказки или мифа переживает чувства бессилия, попадает в ловушку, не может справиться с заданием, входит в «полосу невезения», находится в состоянии бездействия продолжительный промежуток времени.
По сути, Приключение – это процесс поиска ответа на вопрос о Предназначении. Завершение Приключения – приобретение части (или частицы) ответа на этот вопрос. Этой частицы достаточно для того чтобы человек обрел НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ состояние удовлетворенности и ясности собственного бытия. А дальше…новое Приключение, новые вопросы и новые ответы.
Прочитав наши рассуждения, вы можете спросить: «Получается, что Предназначение человека в том чтобы организовать свою жизнь как Приключение?» Почему бы и нет?! Во всяком случае среди тех, кто так и делает, нет острой потребности в длительном психологическом консультировании.
Итак, мы пришли к пониманию результата сказкотерапии. В процессе сказкотерапии (и психологического консультирования, в целом) меняется отношение клиента к собственной жизни, своим возможностям, окружающим людям и миру. Для нас, сказкотерапевтов, важно чтобы клиент, прощаясь со сказкотерапевтом, воспринимал свою жизнь, внутренние процессы, встречи с людьми, события, как звенья многоплановых Приключений.
Каждый из нас проживает Приключение. Они часто переплетены между собой. Сложные ситуации даются для стимуляции и активизации творческих процессов и всегда завершаются получением подарков. Так в сказке. Так можно сделать и в жизни, если не любоваться «зависаниями». В этом, собственно, и состоит основная идея сказкотерапии. Все как в известной английской поговорке: «Если мы не можем изменить ситуацию, мы можем изменить к ней отношение» (заметим, что поговорка это тоже «метафороноситель»). От себя же добавим: «Когда меняется отношение, меняется и ситуация!»
Теперь, когда мы определили основную идею, результат сказкотерапии, можно более конкретно поговорить о том, в чем проявляется феномен, известный в психологической практике под именем «проблема клиента».
Если понимать жизнь как Приключение, Путь, Дорогу, то «проблема» это остановка или препятствие на пути. Можно попасть в болото или капкан, можно повернуть «не туда» и оказаться в плену, можно «затянуть» время привала, можно сбиться с дороги…Все это метафоры «проблемы клиента», и нам предстоит в каждом конкретном случае четко определить: что произошло на пути.
Человек попадает в «проблемное состояние» в следующих основных пяти случаях.
Он не понимает в какой точке пути, Приключения он находится и что ему надлежит делать.
Он не понимает, что у него свой собственный, абсолютно уникальный путь и «метит» на чужое место.
Он «заколдован» – находится под чьим-то деструктивным влиянием, или переживает последствия травматического воздействия.
Он живет «не в своей сказке».
Он «завис» в провокационном сюжете собственного Приключения.
Первый случай появления «проблемного состояния» можно назвать – «Слепой котенок». Такое состояние нормально и полезно для подростка. Потому что в этом возрасте поиск ответов на экзистенциальные вопросы органичен. Очень часто разговоры «о смысле жизни» с использованием материала сказок, мифов, легенд и притч помогают подростку разрешить внутренние противоречия.
Но нередко в состоянии «слепого котенка» оказывается и взрослый человек. Обычно его запрос формулируется следующим образом «я запутался», «чего-то хочется изменить в жизни (найти другую работу, например) а чего конкретно не знаю», «все опостылело, все надоело, хоть руки на себя накладывай», «так закручен, что не знаю куда иду, зачем иду».
Хочется сказать, что клиент с подобным запросом это настоящий подарок для сказкотерапевта. Потому что в таком состоянии он будет достаточно восприимчив к сказочному материалу, будет доверять ему как инструменту, с помощью которого он найдет самое себя. Действительно, в положении «слепого котенка» оказывается сказочный герой, которому говорят: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Собственно, с этой истории можно начинать консультирование.
Второй случай возникновения «проблемного состояния» можно назвать – «Зависть». Человек не понимает (или не принимает) то обстоятельство, что у него есть свое особое место в этом мире, чужой путь ему кажется привлекательней. Таких ситуаций в сказках немало. Вспомните финал «Конька-Горбунка». Царь захотел «занять место» героя. Он «велел себя раздеть…три раза перекрестился, бух в котел и там сварился». Желание занять «чужое место», встать на «чужой путь» является источником самых неприятных проблемных переживаний – зависти.