Файл: Американская модель менеджмента (Предпосылки к формированию американской модели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена интересом к изучению американской модели менеджмента как национальной школы менеджмента, т.к. именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. В конце ХIХ века в США начался быстрый экономический рост, были созданы благоприятные условия для формирования нового подхода к решению проблем управления производством. Именно в этой стране зародился менеджмент как особое научное направление и самостоятельная профессия. Лидерство в менеджменте США сохраняют в настоящее время.

Американский менеджмент в качестве методологической основы управления первоначально использовал положения классической школы. Наряду с приверженностью классической школе, американские корпорации активно используют теории школы человеческий отношений, ситуационный подход и стратегическое управление в условиях интернационализации.

Деловой мир Америки вступил в новую фазу формирование менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработке информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. По мнению американских социологов, составляющими экономического развития США являются менеджмент и капитал.

На формирование модели управления повлияло заселение континента и культурно-религиозные традиции авантюристов и предпринимателей из европейских стран, стремящиеся к самовыражению, крестьян, стремящихся к материальному благу, но благодаря личной активности и деятельности. На становление модели управления оказал влияние протестантизм с его стремлением к материальному богатству.

Цель исследования: раскрыть сущности и содержания американской моделей менеджмента.

Задачи исследования:

- выделить исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента.

- дать характеристику американской модели менеджмента.

- определить особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.

- провести анализ системы управления и управления персоналом в Honeywell International соmpany.

Объект исследования: американская модель управленческой деятельности.

Предмет исследования: процесс управления в организации.

Теоретической основой работы явились труды авторов: Беликов И., Видяпина В.И., Грейсон Д., О'Делл К., Ефремов В.С., Кунц Г., А.В.Лукашов, Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Попов А.В., Поршнев А.Г., Ростова Н., Семенова И.И., др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Предпосылки к формированию американской модели менеджмента

Американский менеджмент построен на основах классической школы Анри Файоля, Лютера Гьюлика и Линдала Урвика и применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады. Управленческая деятельность как фактор функционирования предприятия постоянно совершенствуется, согласно требований производства, усложнением связей и повышением роли потребителя. По классификации Э.Холла США является низкоконтекстной страной с преимущественно монохронической системой восприятия времени.

Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX–XX веков в условиях экономического подъема, когда уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие с системой производственных отношений на переходе в монополистическую стадию.

Научный менеджмент Ф. Тейлора отражал тенденции свободной рыночной экономики через индивидуальное предпринимательство, господство средних и малых предприятий. Организация управления не требовала систематического применения науки как института производительной силы промышленности (Аркрайт, Смит, Болтон, Оуэн), т.е. англо-саксонская модель была положена в основу американской школы менеджмента.[1]

В начале XX века в США вышли в лидеры по техническому уровню производства, где фактором развития науки управления явились крупные корпорации (Midvale Steel, Bethlehem Steel), задававшие типическую структуру общества, поведение людей и их образ жизни. (П. Друкер), т.е. невмешательство государства позволяло предпринимателям становиться монополистами.

Американцы заимствовали в готовом виде технические идеи европейцев и претворяли их в технические модели. Подход североамериканцев был гибким, внедрение техники опутано бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса служили предприятия. Передовые фирмы имели лаборатории, занимающиеся практическим внедрением технических достижений.

Стратегическое управление вошло в практику управления американскими компаниями с конца 60-х годов, где объектом была диверсификация деятельности фирмы, когда производственное отделение обслуживало определенную группу рынков с самыми различными перспективами.


С 70-х годов направленность стратегического управления изменилась, и в 80-е годы оно превратилось в основу стратегического планирования, ориентированного на оценку целесообразности развития отдельных областей хозяйственной деятельности, которые зависят не столько от текущей эффективности, сколько от их результативности в перспективе.

Таковы основные черты возникновения американской школы менеджмента, где успех фирмы зависит от рациональной организации производства, постоянного роста производительности труда, эффективного использования ресурсов.

Особенностями американской модели является способность к борьбе через утверждение превосходства и жизненности, подчеркивая исключительность и стремление добиваться быстрого и большого успеха, позиционируясь на конкретном деле в борьбе за лидерство. В американском стиле управления доминирует единоличный стиль управления на основе жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения при чисто внешней демократичности.

Американский менеджмент базируется на 3 предпосылках:[2]

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Основными качествами американцев, на основе которых строится система управления, являются: общительность, уверенность в себе, оптимизм, честолюбие и обостренное чувство индивидуализма, без которых невозможно пробиться в деловой мир и сделать карьеру. Американец, если он знает, что не сможет выполнить приказание шефа, доказывает мобильность и репутацию делового человека. Некоторые могут менять место работы до 30 раз в течение трудовой жизни. Для США характерен юридический образ мышления, вторжение юристов в самые разные области бизнеса, бизнесмены не доверяют своим коллегам.

Задача управления – работа с личностями, где американский менеджер – индивидуалист. Борьба за прибыльность предприятия для него не столько процесс служения своему делу и обществу, сколько средство достижения личного успеха, выдвижения и обогащения. Менеджеры объясняют занятость вопросами компании стремлением к самовыражению, удовлетворению потребностей своего «Я». В фирмах планирующие системы построены таким образом, чтобы была возможность быстро реагировать на изменение потребительского спроса и рыночной конкуренции.

4 формы привлечения рабочих к управлению включают:[3]

- участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;


- создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;

- разработка систем участия в прибыли;

- привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией – советах директоров – на практике встречается крайне редко.[4]

Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения "качества трудовой жизни", с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.[5]

Основные особенности управления в американской компании:[6] является функциональность, что означает четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником на основе принципа: сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист.

Задача менеджера состоит в раскрытии творческого потенциала сотрудника, поощрение новых идей, обязательная переподготовка и непрерывное обучение, управление по целям, расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний, четкий алгоритм достижения.

Реализация противоположных тенденций: жесткий функциональный подход (напр., конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации.

Карьерный рост происходит в рамках профессиональной специализации и развитой корпоративной культуры. Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом.

Фирма не проявляет заботы о сотрудниках и не существует зависимости работника от фирмы, работник принимается на короткий срок, может быть наказан и уволен за ошибки, просчеты и неверные решения.

Кадровая политика строится на одинаковых принципах, где критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость и умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются. Обеспечение квалифицированными рабочими кадрами по профессиям: наладчики, инструментальщики, ремонтный персонал вызывает особую трудность.

Существует нехватка квалифицированных младших управленческих кадров - мастеров и начальников участков, что обусловлено требованиями и ответственностью, недостаточным моральным и материальным стимулированием, повышением требований к этой работе в области техники и человеческого фактора.


Внедрение автоматизации в производство внесло изменения в условия труда персонала: замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, более приемлемыми и удобными для работников; уменьшение объема работы в центральных службах и сокращение административного аппарата; переход на гибкие формы оплаты труда; объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные (от конструирования до изготовления изделий) коллективы - проектно-целевые группы.[7]

Планы составлены заранее и рамки работы каждого определены. Компании ищут людей, подходящих для той или иной работы. Если во время проверки претендента на рабочее место обнаружится, что он выходит за установленные рамки или не дотягивает до них, его отвергают.

Американский стиль ведения переговоров отлича­ется достаточно высоким профессионализмом. При этом по сравнению с представителями других стран, члены американской делегации относительно самостоятельны при принятии решений и стремятся обсудить не только общие подходы, но и детали, связанные с реализацией договоренностей.

Поэтому, в процессе переговоров с ними необходимо выдвигать предложения. Ценят открытость и честность, быстро пе­реходят к сути разговора, не тратя время на формально­сти. При заключении коммерческих соглашений партнёры про­являют напористость и агрессивность, проявляют эгоцентризм, полагая, что партнер по переговорам непременно должен руководствоваться теми же правилами, т.к. они обладают сильной позицией, что не может не сказаться на ходе ведения переговоров и уделяют внимание увязке «пакетных» решений. Обобщим характеристику американской модели в таблице 1 в[8] Приложении 1.

1.2. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской

Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке (44,5% общей стоимости акций всех стран мира), модель менеджмента которой ориентирована на человеческий фактор и сложившиеся традиции групповой сплоченности (рисосеяние, создание искусственных водоемов) и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции, и чертами японского характера (экономия, бережливость).