Файл: Американская модель менеджмента (Предпосылки к формированию американской модели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение эффективных приемов управления персоналом дает возможность их применения при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя эффективному развитию системы менеджмента.

Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и психологических и социально-культурных факторов.

Американская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, т.е. не связанных с корпорацией акционеров («внешние» акционеры или «аутсайдеры») на основе четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности управляющих, директоров и акционеров.

Американские компании в качестве основной тактической задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций и определяется эффективность работы управленческого аппарата.

Для американской компании в соответствии с тактическими целями и ориентация на текущую прибыльность, а значит, характерна преимущественная ориентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения ресурсов для повышения прибыли в краткосрочном разрезе, где американские управляющие были ориентированы на индивидуальные ценности. Американская практика подбора руководящих работников делает акцент на организаторские способности, а не на знания специалиста.

Практическое исследование показало, что:

Стратегия фирмы – замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих. Цели фирмы – рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков. Организационная структура управления – корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления.

Найм кадров и кадровая политика – наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных центрах оценки, сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

Организация производства и труда. Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.


Внутрифирменное планирование. Процесс планирования децентрализован. Отделениями планируются основные финансовые результаты, затраты на производство, сбыт, и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года. По каждому новому виду продукции используются стратегические хозяйственные центры.

Чистая прибыль. Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки поглощения, слияния других корпораций. Самофинансирование корпораций.

Основные особенности управления в американской компании:

- Функциональность, что означает четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником. Принцип: сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист.

- Задача менеджера состоит в раскрытии творческого потенциала сотрудника.

- Поощрение новых идей.

- Обязательная переподготовка и непрерывное обучение.

- Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения.

- Реализация противоположных тенденций: жесткий функциональный подход (например, конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации.

- Карьерный рост происходит строго в рамках профессиональной специализации.

- Развитая корпоративная культура.

- Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: ФиС, 2016. - 243 с.
  2. Американская модель менеджмента. [Электронный ресурс] URL.: www. bogatir.3dn.ru (19.09.2019.).
  3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 2014. – 65 с.
  4. Беликов И. Рейтинг привлекательности. // Консультант. - 2015. - №3. - с. 90–92.
  5. Видяпина В.И. Бакалавр экономики (Хрестоматия) Т.2: принципы планирования в экономической организации. - М.: АСТ, 2018. – 326 с.
  6. Гребцова В.Е. Менеджмент: Учебник. – Ростов-на-Дону, 2017. – 74 с.
  7. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 2015. – 158 с.
  8. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. - М.: Финпресс, 2017. – 85 с.
  9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2015. – 752 с.
  10. Кочнев А. Управление предприятием. / Системный кризис предприятия. - М.: Норма, 2017. – 145 с.
  11. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 2015. Т. 1. – 192 с.
  12. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. – М.: Логос, 2015. – 296 с.
  13. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Логос, 2017. – 248 с.
  14. Лукашов А.В. Сравнительные корпоративные финансы. // Управление корпоративными финансами. - 2015. - № 3. - с. 26-68.
  15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 2015. - 704 с.
  16. Модели менеджмента. [Электронный ресурс] URL.: www.market-pages.ru. (19.09.2019.).
  17. Особенности японской модели принятия решений [Электронный ресурс] URL.: http://studopedia.ru/2_2982_osobennosti-yaponskoy-modeli-prinyatiya-resheniy.html/13/09/2019.
  18. Особенности японской модели менеджмента. [Электронный ресурс] URL.: http://managment-study.ru/osobennosti-yaponskoj-modeli-menedzhmenta.html.13.0.2019.
  19. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 2015. – 84 с.
  20. Поршнев А.Г. Управление организацией. - М., ИНФРА-М, 2017. – 98 с.
  21. Ростова Н. Прозрачное управление. // Консультант. - 2015. - №1. - С. 26-28.
  22. Самоукин А.И., Шишов А.Л. Теория и практика бизнеса. Практическое пособие. - М. : Логос, 2017. - 311 с.
  23. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 222 с.
  24. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособ. – М. : Норма, 2017. – 208 с.
  25. Jurgens U., Rupp J. The German System of Corporate Governance. - М.: 2017. – 450с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1. - Характеристика американской модели менеджмента

Критерий

Характеристика модели

1.Доминирующие качества делового человека

Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску.

2.Критерии к продвижению по службе

Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.

3.Профессиональная компетентность

Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

4.Процесс принятия решений

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером, принимаются быстро, реализуются медленно

5.Отношение работников к фирме и работе

Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы, т.е. деньги

6.Характер проведения инноваций

Революционным путем

7.Форма деловых отношений

Контракты

Приложение 2

Таблица 2. - Черты японской и американской моделей менеджмента

Японская модель

Американская модель

1. Философия фирмы

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы

Рост прибыли фирмы и диви-дендов индивидуальных вкладчиков

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах Использование проектных структур управления

Корпорация состоит из автономных отделений

Использование матричных структур управления

4. Наем и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата)

Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру

При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность

Индивидуальная оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника

5. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется цеху -- низовому звену производства Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов

Работа групп (кружков) каче-ства и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы

Обязанности между работни-ками строго не распределены Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз -- «действуй по обстановке»

Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой

Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций

Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации

Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два три месячных оклада)

Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы

7. Внутрифирменное планирование

Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-- 15 лет.

Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков

Процесс планирования децен-трализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года

По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ)

8. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им само-стоятельно

Прибыль направляется на ра-ционализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования

Широкое привлечение заемных средств

Администрация фирмы пере-распределяет прибыль между отделениями

Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций

Самофинансирование корпораций


Приложение 4

Рисунок 1- Американская концепция контролинга

  1. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 2015. с. 10.

  2. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 2015. с. 12

  3. Американская модель менеджмента. www.bogatir.3dn.ru.publ 1-1-0-7 А.В.Лукашов. Сравнительные корпоративные финансы. // Управление корпоративными финансами. - № 3. - 2014. – c. 26-28.

  4. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 222 с.

  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2014. - 704 с.

  6. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. - М.: "Финпресс", 2018. – с. 126.

  7. Американская модель менеджмента. www.bogatir.3dn.ru.publ 1-1-0-7 А.В.Лукашов. Сравнительные корпоративные финансы. // Управление корпоративными финансами. - № 3. - 2014. – c. 26-28.

  8. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  9. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  10. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  11. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  12. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  13. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  14. Сравнительные корпоративные финансы. / А.В.Лукашов. // "Управление корпоративными финансами. – 2019. - №3. – с. 26-39.

  15. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2017. - с. 78.

  16. Hofstede G. Culture’s Consequences, International Differences in Work Related Values, Sage, 2019. – с. 236.

  17. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  18. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  19. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  20. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: "Питер", 2019. – с. 125.

  21. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).

  22. Модели менеджмента. / www.market-pages.ru.menedjment (19.09.2019.).