Файл: Игра как метод воспитания ( Понятие игры в отечественной психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра является одним из главных видов деятельности детей в дошкольный период жизни. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми. В процессе игровой деятельности существует уникальная возможность у ее участников «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о правилах взаимодействия.

Впервые интерес к обозначенной теме проявился еще в период античности. А именно, Афинская философская школа, представленная по данному вопросу трудами Платона и Аристотеля, принимала под игрой известный праздничный ритуал, имеющий своей целью «…снискать милость богов и проживать согласно свойствам … природы…»

Игры пользуются значительным спросом в педагогической практике, это обозначено Т.М. Михайленко: «Игра – важнейшее средство воспитания школьников. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка».

В процессе широкого применения игр как педагогического метода, все больше внимания, стало уделяться вычленению и исследованию характеристик этого метода, которые облегчают познавательное развитие. Актуализировалась идея разработки эдакой игры, которая бы прямо способствовала достижению какого-то конкретного педагогического эффекта. Так, планомерно из огромного массива разнообразных детских игр, все еще развивающих, навыки, умения и способности ребенка, выделилась в отдельное направление игра, четко сфокусированная на развитие именно интеллекта ребенка и способности его к креативному мышлению.

Все вышеуказанные типологии отражают всю огромную многоликость и разнонаправленность детских игр, их базовые характеристики. Данное разнообразие детерминировано природным образом: игра есть ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно этим обуславливается научный и прикладной интерес к игре как к уникальному инструменту развития ребенка.

На основе проведенного разбора феномена игры в психолого-педагогической теории и практике, должно констатировать, что игра в целом представляет собой метод, средство и форму организации педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста в условиях господствующей и естественно комфортной для ребенка деятельности. В курсовой работе под развивающей игрой понимается средство педагогического взаимодействия. В свою очередь средство педагогического взаимодействия трактуется как безукоризненное средство: «орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей», которое предполагает использование уже изученного знания в качестве способа «рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания для усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности» ребенка старшего дошкольного возраста.


Резюмируя отмеченное выше, можно выработать вывод, что приведенные игры, воздействуя на зоны как актуального, так и ближайшего развития, дидактически содержательны и в основном системны в процессе формирования психических функций, интеллекта, конкретных умений и навыков ребенка. Тем не менее, они не учитывают потенциал гуманитарных знаний, последовательное усвоение которых (по крайней мере первичное с ними знакомство) как способствует расширению кругозора и приобщению, в той или другой степени, к мировой и отечественной культуре, что уже само по себе является ценным для становления личности, так может и надлежит являться проводником для системного развития ребенка по направлениям, уже отмеченным выше.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. – М.: Междунар. отношения, 1993. – Вып. № XLVI. – 496 с. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/?frame=1 (дата обра-щения: 08.04.2020).
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. №1155 г. Москва // – Российская газета. – 2013. – 25 нояб. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 07.04.2020).

Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – С. 376–644.

  1. Бакмансурова А.Б. Концепт «азартная игра» в эпоху Средневековья (на материале средневерхненемецкого) / А.Б. Бакмансурова // Молодой ученый. – М.: Молодой ученый, 2011. – №12. Т. 1.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М.: Бомбора, 2020. – 600 с.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  4. Вундт В. Этика: Факты нравственной жизни. Философские системы морали / В. Вундт. – М.: Либроком, 2011. – 456 с
  5. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / [под. ред. А.Р. Лурии, М.Г. Ярошевского]. – М.: Педагогика. – 1982. – Т. 1. – 488 с.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1966. – № 6. – С. 74-75.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.  М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  8. Газман О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  9. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман. – М.: Наука, 1988. – 157 с.
  10. Горвиц Ю.М. Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю.М. Горвиц. – М., 1994. – 23 с.
  11. Гросс К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс. Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1916. – 242 с. –
  12. Давыдов В.В. Как ребенок становится личностью / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
  13. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч.: в 6 т. / И. Кант. – М.: Мысль, 1966. – Т.5. – 564 с.
  14. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях / П.Ф. Каптерев // Из-бранные пед. соч. / [под ред. А.М. Аресеньева]. – М.: Педагогика, 1982. – С. 132.
  15. Классификация компьютерных игр // Компьютерные игры как искус-ство. – URL: http://gamesisart.ru/game_class_all.html (дата обращения: 08.04.2020).
  16. Кон И.С. Как построить свое «Я» / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.
  17. Котельникова Т.М. Брейгель / Т.М. Котельникова // Галерея гениев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 128 с.
  18. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская // Игры детей / [под ред. Е.И. Волковой]. – М.: Учпедгиз, 1948, С.4-5.
  19. Кэрролл Л. Логическая игра / Л. Кэрролл // Б-чка Квант. – М.: Наука, 1991. – Вып. №73. – 192 с.
  20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с.
  21. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Сов. Педагогика. – М.: Педагогика, 1944. – № 8-9. – С. 37-47.
  22. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт // Собр. пед. соч. / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1952. – Т.2 – 384 с.
  23. Макаренко А.С. Игра: Соч.: в 7 т. / А.С. Макаренко – М.: АПН РСФСР, 1957. – Т. 4. – с. 437.
  24. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, окт. 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. 1. С. 140-146.
  25. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 1998. – 176 с.
  26. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
  27. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – М.: Воспитание дошкольника, 1997. – № 3. – С. 84-87.
  28. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / [под ред. Н.Ю. Шведовой]. – М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

Платон. Соч.: в 4 т. / [под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса]. – СПб: Изд-во Олега Абышко, 2007. – Т. 3. – Ч. 2 – 731 с., стр 135

  1. Попов О.А. Новая классификация компьютерных игр / О.А. Попов. – URL: http://psystat.at.ua/publ/4-1-0-30 (дата обращения: 08.04.2020)
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – с. 712. – с.589
  3. Рысбаева С.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте / С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева, Г.А. Саухамбаева // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания, 2014. – № 3 . – С. 148-151.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с.
  6. Сикорский И.А. Душа ребенка / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 153 с.
  7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  8. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ, 2010. – №3. – С.62-70.
  9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 c.
  10. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.
  11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 1974. – 288 с.
  12. Ушинский К.Д. Избранные пед. соч.: в 2 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Пе-дагогика, 1974. – Т. 1. – 584 с
  13. Фребель Ф. Детский сад / Ф. Фребель // Пед. соч.: в 2 т. / Ф. Фребель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – Т. 2. – 593 с. – с.407
  14. Фрейд З. О психоанализе: пять лекций, прочит. на празднике по поводу 20-летия существования Clark university in Worcester Mass, в сент. 1909 г. / З. Фрейд // Психотерапевтическая библиотека / [под ред. д-ров Н.Е. Осипова, О.Б. Фельцмана] – М.: Наука, 1912. – Вып. №1. – 67 с.
  15. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994 – 240 с.
  16. Шуть Н.Н. Мастерство организации и проведения игры / Н.Н. Шуть. – Харьков: Монограф, 2013. – 106 с
  17. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Приложение 1

  1. Платон. Соч.: в 4 т. / [под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса]. – СПб: Изд-во Олега Абышко, 2007. – Т. 3. – Ч. 2 – 731 с., стр 135

  2. Там же

  3. Там же, стр 275

  4. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – С. 376–644.

  5. Котельникова Т.М. Брейгель / Т.М. Котельникова // Галерея гениев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 128 с. – 49с

  6. Бакмансурова А.Б. Концепт «азартная игра» в эпоху Средневековья (на материале средневерхненемецкого) / А.Б. Бакмансурова // Молодой ученый. – М.: Молодой ученый, 2011. – №12. Т. 1. – С. 211-216.

  7. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч.: в 6 т. / И. Кант. – М.: Мысль, 1966. – Т.5. – 564 с. – с.337-342

  8. Вундт В. Этика: Факты нравственной жизни. Философские системы морали / В. Вундт. – М.: Либроком, 2011. – 456 с. – с.145

  9. Фрейд З. О психоанализе: пять лекций, прочит. на празднике по поводу 20-летия существования Clark university in Worcester Mass, в сент. 1909 г. / З. Фрейд // Психотерапевтическая библиотека / [под ред. д-ров Н.Е. Осипова, О.Б. Фельцмана] – М.: Наука, 1912. – Вып. №1. – 67 с.

  10. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992. – 399 с. – с.37

  11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1966. – № 6. – С. 74-75.

  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Пе-дагогика, 1991. – 480 с. – с.31-42

  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с. – с.307

  14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леон-тьев // Сов. Педагогика. – М.: Педагогика, 1944. – № 8-9. – С. 37-47.

  15. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с. – с.107

  16. Давыдов В.В. Как ребенок становится личностью / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2008. – 368 с. – с.27

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – с. 712. – с.589

  18. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – М.: Пе-дагогика, 1981. – 144 с. – с.3

  19. Ушинский К.Д. Избранные пед. соч.: в 2 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Пе-дагогика, 1974. – Т. 1. – 584 с. – с.569

  20. Ушинский К.Д. Избранные пед. соч.: в 2 т. / К. Д. Ушинский. – М.: Пе-дагогика, 1974. – Т. 1. – 584 с. – с.569

  21. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях / П.Ф. Каптерев // Из-бранные пед. соч. / [под ред. А.М. Аресеньева]. – М.: Педагогика, 1982. – С. 132.

  22. Макаренко А.С. Игра: Соч.: в 7 т. / А.С. Макаренко – М.: АПН РСФСР, 1957. – Т. 4. – с. 437. – с.79

  23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 1974. – 288 с. – с.33

  24. Кон И.С. Как построить свое «Я» / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с. – с.42

  25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. – с.51

  26. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман. – М.: Наука, 1988. – 157 с. – с.8

  27. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994 – 240 с. – с.222

  28. Шуть Н.Н. Мастерство организации и проведения игры / Н.Н. Шуть. – Харьков: Монограф, 2013. – 106 с. – с.11

  29. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических техно-логий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, окт. 2011 г.). Челябинск: Два комсо-мольца, 2011. Т. 1. С. 140-146.

  30. Фребель Ф. Детский сад / Ф. Фребель // Пед. соч.: в 2 т. / Ф. Фребель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – Т. 2. – 593 с. – с.407

  31. Гросс К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс. Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1916. – 242 с. – с.58,111

  32. Сикорский И.А. Душа ребенка / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 153 с. – с.115-118

  33. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школь-ного возраста / П.Ф. Лесгафт // Собр. пед. соч. / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкуль-тура и спорт, 1952. – Т.2 – 384 с. – с.129

  34. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская // Игры детей / [под ред. Е.И. Волковой]. – М.: Учпедгиз, 1948, С.4-5.

  35. Газман О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

  36. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для вос-питателей дет. сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 c.

  37. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – М.: Воспитание дошкольника, 1997. – № 3. – С. 84-87.

  38. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ, 2010. – №3. – С.62-70.

  39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  40. Классификация компьютерных игр // Компьютерные игры как искус-ство. – URL: http://gamesisart.ru/game_class_all.html (дата обращения: 08.04.2020).

  41. Попов О.А. Новая классификация компьютерных игр / О.А. Попов. – URL: http://psystat.at.ua/publ/4-1-0-30 (дата обращения: 08.04.2020)

  42. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с.

  43. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 1998. – 176 с.

  44. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 1998. – 176 с.

  45. Рысбаева С.А. Использование игровых технологий в младшем школь-ном возрасте / С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева, Г.А. Саухамбаева // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания, 2014. – № 3 . – С. 148-151.

  46. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. – М.: Междунар. отношения, 1993. – Вып. № XLVI. – 496 с. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/?frame=1 (дата обра-щения: 08.04.2020).

  47. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. №1155 г. Москва // – Российская газета. – 2013. – 25 нояб. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 07.04.2020).

  48. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / [под ред. Н.Ю. Шведовой]. – М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

  49. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

  50. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / [под. ред. А.Р. Лурии, М.Г. Ярошевского]. – М.: Педагогика. – 1982. – Т. 1. – 488 с.

  51. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

  52. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с.

  53. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  54. Кэрролл Л. Логическая игра / Л. Кэрролл // Б-чка Квант. – М.: Наука, 1991. – Вып. №73. – 192 с.

  55. Горвиц Ю.М. Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю.М. Горвиц. – М., 1994. – 23 с.

  56. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.