Файл: Игра как метод воспитания ( Понятие игры в отечественной психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. По виду деятельности на:

– физические (двигательные);

– интеллектуальные (умственные);

– трудовые;

– социальные;

– психологические.

2. По характеру педагогического процесса на:

– обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие и социализирующие;

– репродуктивные, продуктивные и творческие;

– коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. По характеру игровой методики на:

– игры с готовыми правилами, они различаются по содержанию на: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и другие;

– «вольные» игры, когда правила устанавливаются непосредственно во время игрового процесса;

– игры, сочетающие свободную игру и правила, которые были принятые в качестве условия игры и/или возникающие по ее ходу.

4. По игровой среде игры подразделяются на: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

5. По форме на:

– игры-празднества, игровые праздники;

– игровой фольклор;

– театральные игровые действия;

– игровые тренинги и упражнения;

– игровые анкеты, вопросники, тесты;

– эстрадные игровые импровизации;

– соревнования, состязания, противоборства, соперничества;

– конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи;

– мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады;

– игровые аукционы и другие[39].

Отдельно необходимо отметить огромное количество компьютерных игр (для разных компьютерных устройств), которые отличаются, во-первых особенностями игрового процесса (геймплея) и интерактивностью, во-вторых, между собой по большому количеству разных оснований, наиболее известными из которых являются: платформа, расположение игровой камеры, технология графического изображения, жанр (самая распространенная), место действия (тип вымышленного мира), время действия (историческая эпоха), цель игры, количество игроков и другие[40].

Первая российская классификация компьютерных игр была предложена А.Г. Шмелевым, он разделяет компьютерные игры на: стимулирующие в основном формально-логическое и комбинаторное мышление, азартные, военные, включая игры-единоборства, спортивные, аркадные, игры типа преследование-избегание, игры-тренажеры.


В рамках темы исследования правильно будет остановиться подробнее на следующих двух типологизациях:

1. Классификации, которая была составлена О.А. Поповым с учетом психологического аспекта игрового процесса (в основе классификации лежит наличие или отсутствие в игре персонажа и морального выбора в развитии сюжетной линии) различаются игры:

– первого типа, в коих игроку предоставляется (либо создается игроком) персонаж и предлагающий сюжет с относительной свободой действий (позволяют реализовать естественную познавательную потребность);

– второго типа, в которых игроку предоставляется определенный (либо создается игроком) персонаж и линейный сюжет, развитие коего зависит в основном не от морального выбора, а от игрового успеха или случайности (вызывают разрядку эмоций);

– третьего типа (различные головоломки, шахматы), в которых отсутствует персонаж, сюжетная линия и, как следствие, моральный выбор (направлены на развитие когнитивных способностей);

– четвертого типа (в целом разнообразные стратегии), в которых отсутствует персонаж (игрок управляет всеми процессами непосредственно), но есть проблема принятия морального выбора (по ходу развития сюжета), при этом последняя зачастую оказывается весьма сложной и в интеллектуальным плане ввиду наличия сложной системы внутриигровых факторов[41].

2. Классификации, которая была предложена Ю.М. Горвицем для используемых в дошкольном образовании компьютерных игровых технологий или вернее сказать программ, структурированных им по «древу целей» на 3 группы:

1) программы обучающего характера (конвергентные, закрытого типа), нацеленные на обучении, а также закреплении в игровой форме начальных знаний в области родного языка, математики, природоведения и т.п;

2) программы развивающего характера (дивергентные, открытого типа), которые включают:

– серию сюжетно-режиссерских игр, которые имеет цель развитие у ребенка воображения и речи, коммуникативных навыков,

– серию программ «Комбинаторика», сосредоточенных на развитие логического мышления,

– серию программ «Конструирование», содействующих формированию главных психических функций ребенка, пространственного мышления ребенка, раскрытию его творческих возможностей,

– серию программ «Классификаторы», способствуют развитию у ребенка принципов сериации, ассоциации, классификации и систематизации объектов по различным признакам;

3) программы диагностического характера, необходимые для проведения быстрой диагностики и тренинга разнообразных видов внимания, оперативной и долговременной памяти, для качественного анализа творческих возможностей ребенка, для определения степени его готовности к поступлению в детский сад или школу.


Все вышеуказанные типологии отражают всю огромную многоликость и разнонаправленность детских игр, их базовые характеристики. Данное разнообразие детерминировано природным образом: игра есть ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно этим обуславливается научный и прикладной интерес к игре как к уникальному инструменту развития ребенка.

2.2. Развивающая игра как основа воспитания детей старшего дошкольного возраста

Развивающая игра, явно выделяемая среди всего множества игр, имеет установленные особенности:

– четко поставленную цель, либо обучающую, либо развивающую, либо воспитательную. Эта цель преподносится ребенку в форме игровой задачи, реализация этой задачи требует соблюдение каких-то определенных правил;

–результат развивающей игры наделен не только лишь игровым смыслом, а и дидактическим, развивающим, воспитательным или социализирующим смыслом;

–средством игры является учебный материал;

– наличие проблемной ситуации, которая создается посредством игровой;

– анализ и рефлексия как самого игрового процесса, так и его результатов на завершающем этапе[42].

Автор понятия «развивающая игра» отечественный педагог-практик Б.П. Никитин Он внес значительный вклад в изучение развивающих игр. Б.П. Никитин стоял у истоков разработки методики раннего развития ребенка через комплекс развивающих игр для детей разного возраста. По Б.П. Никитину, игра – это «… одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества… Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер»[43]. Всякая игра, таким образом, по мнению ученого, в той или другой форме моделирует жизнь ребенка, и посредством вовлечения в нее рассчитывает возможность развития «творческой стороны интеллекта» детей.

Введение подобных игр разрешает моделировать сам творческий процесс развития ребенка, рассматривать их в качестве интеллектуальных и награждать следующими отличительными чертами:

1) определенным списком задач, решение коих реализуется посредством вариативного использования этих игр: кубики, фигуры из картона, детали конструктора и т. д.;

2) постановкой перед играющим такой задачи, решение коей выполняется разнообразными способами (моделирование, рисование, чертеж, письменной инструкции и т. п.);


3) решением установленной перед ребенком задачи в определенном и ощутимом формате (в виде рисунка, сооружения из кубиков или конструктора узора), который позволяет ребенку самостоятельно в доступной форме сравнить задание с полученным результатом;

4) порядком обозначения перед ребенком какой-то задачи, которая решается по принципу «от простого к сложному», подразумевается, что вероятность усложнения выделяется весьма широким диапазоном игры;

5) постепенным усложнением игры развивающей, прежде всего, творческие способности ребенка.

Б.П. Никитин обозначал, что развивающие творческие игры разрешают объединить один из главных принципов обучения «от простого к сложному» с другим немаловажным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям». Благодаря собственно этому игры и основывают действительно своеобразный микроклимат для вырабатывания творческих сторон интеллекта ребенка. При всем этом разнообразные игры развивают различные интеллектуальные качества: внимание, память (в частности зрительную), умение находить зависимости и закономерности, систематизировать и классифицировать полученный материал; способность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение замечать ошибки и недостатки; пространственное соображение и воображение, способность предугадывать и предвидеть результаты своих действий. Все эти качества, по всей видимости, и составляют то, что мы называем сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления[44].

Подчеркивая немаловажность развивающих игр в дидактике, С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева и Г.А. Саухамбаева устанавливают главную их особенность как объединение принципа обучения «от простого к сложному» с принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», позволяющую ребенку подняться до «потолка» своих возможностей. Между тем эти ученные также замечают, что в образовательной системе, как минимум, в масштабах России эти технологии также остаются новационными, а, следовательно, механизм их применения еще до конца не проработан и часто не застрахован от ошибочных толкований педагогами-практиками[45].

Особо следует отметить, закрепленность актуальности феномена игры уровне государства в качестве гаранта детства – «Конвенцией о правах ребенка»: в рамках данного международного договора признается право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, которые соответствуют его возрасту[46]. В соответствии же с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования игра распознается одним из видов деятельности детей в возрасте от 3 до 8 лет, с помощью которой дети могут осваивать образовательные области в части социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития[47].


Сейчас мы рассматриваем развивающую игру как одно из средств педагогического воздействия, и имеем в виду субъект-субъектный подход, – взаимодействия – содержание которого в этой связи следует рассмотреть подробнее.

Средство можно определить, как «орудие … для осуществления какой-нибудь деятельности», с одной стороны, и шире: как «прием, способ действия для достижения чего-нибудь»[48]. В рамках конкретно педагогической науки понятие средства имеет, в свою очередь, следующие толкования:

– предложенное В.А. Сластениным как «учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и другое» в более распространенным – узком (специальном) – смысле и в широком – рациональным для нашего исследования – как «все то, что способствует достижению целей образования, то есть вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения»[49];

– сформулированное П.И. Пидкасистым как используемый педагогом и учащимися для усвоения последними новых познаний материальный («учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия учебы») или идеальный объект («усвоенные ранее знания и умения», которые конкретизировались Л.С. Выготским, включая «речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и другое»[50]); при этом «в общем случае» под таким безупречным средством автором соображалось «орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей», когда какое-то уже выученное знание используется в качестве способов «рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания … для … усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности», что представляется особо актуальным для исследования по данной теме.

Таким образом, на основе проведенного разбора феномена игры в психолого-педагогической теории и практике, должно констатировать, что игра в целом представляет собой метод, средство и форму организации педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста в условиях господствующей и естественно комфортной для ребенка деятельности. В курсовой работе под развивающей игрой понимается средство педагогического взаимодействия. В свою очередь средство педагогического взаимодействия трактуется как безукоризненное средство: «орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей», которое предполагает использование уже изученного знания в качестве способа «рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания для усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности» ребенка старшего дошкольного возраста.