Файл: Игра как метод воспитания ( Понятие игры в отечественной психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Игра является одним из главных видов деятельности детей в дошкольный период жизни. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми. В процессе игровой деятельности существует уникальная возможность у ее участников «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о правилах взаимодействия.

Игры различаются по содержанию, форме, характерным особенностям – основания, позволяющие каждой из них занимать собственное место в жизни ребенка, его развитии, обучении и воспитании.

Игра дошкольника имеет важнейшую отличительную особенность, выделяющую ее среди прочих видов деятельности. В процессе игры ребенок овладевает механизмами замещения, что, по словам Л.С. Выготского, является «смысловой стороной его поведения». В процессе игровой деятельности в сознании ребенка происходит, отрыв от представлений, характеризующих реальную действительность, к образам иррационального плана, порождаемым их фантазией и полетом мысли. Этот процесс чрезвычайно важен для интеллектуального становления личности подрастающего человека

Цель курсовой работы состоит в изучении игры как метода воспитания старших дошкольников, а также технологии развивающей игры.

Задачи исследования:

1) на основе анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы уточнить понятие игры;

2) Изучить классификацию детской игры;

3) Охарактеризовать развивающую игру как основу воспитания детей старшего дошкольного возраста;

4) Изучить сущность технологии развивающей игры;

Объект исследования – интеллектуальное воспитание старших дошкольников.

Предмет исследования – развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников.

Теоретической основой исследования послужили работы таких ученных как Л.С. Выготский, К. Левин, А.С. Макаренко, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе.

Методы теоретические методы исследования как анализ философской, психолого-педагогической, а также культурологической литературы, ретроспективный анализ, моделирование.

Курсовая работа по структуре состоит из введения, основной части, заключения, а также списка использованных источников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ПОНЯТИЮ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Понятие игры в зарубежной психолого-педагогической литературе

Впервые интерес к обозначенной теме проявился еще в период античности. А именно, Афинская философская школа, представленная по данному вопросу трудами Платона и Аристотеля, принимала под игрой известный праздничный ритуал, имеющий своей целью «…снискать милость богов и проживать согласно свойствам … природы…»[1]. Рассматривая игру как форму жизни и источник удовольствия, философ писал: «… любое юное существо не может, так сказать, сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают и скачут, находят удовольствие, например, в плясках и играх, то кричат на все голоса. У остальных живых существ нет ощущения нестройности или строй-ости в движениях, требующих гармонии и ритма. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием»[2]. Обращая внимание на необходимость жесткого регламентирования игровой деятельности, Платон рассматривал последнюю в качестве серьезной доминанты социализации подрастающего поколения, позволяющей ему в рамках грамотно контролируемого государством досуга, тренировать душу и тело, усваивать подлинные общественные ценности[3] через – отмечал уже Аристотель – «…подражание будущим серьезным занятиям, … не слишком утомляющее, … но достойное … свободнорожденного человека…»[4].

Эпоха средневековья изобиловала в большей степени примерами игровой практики, что, к примеру, ярко проиллюстрировано на полотне нидерландского художника П. Брейгеля Старшего «Детские игры» (Музей истории искусств, Вена, 1560 год)[5], а не трактатами, эту практику объясняющими. Это происходило из-за отсутствия желания принимать игру как неотъемлемую составляющую детства. Игра того времени представляла собой некоторый образ, смысл человеческого существования. С помощью игровых мотивов, культура позволяла осмысливать и интерпретировать социальную действительность, а также решать многие мировоззренческие задачи. Впоследствии эта игра переросла в карнавалы, народные гуляния, скоморошьи игрища, многие из которых сохраняли свою первоначальную связь с такими религиозными событиями как Рождество, Пасха, или заново вошли в быт под видом спортивных и псевдобытовых искусств[6].


Уже примерно через сто лет в эпоху Нового времени, выдвигая на первый план эстетический аспект игры, значительный вклад в конкретизацию теории ее восприятия внес представитель школы немецкой классической философии И. Кант. Кант имел в виду получение удовольствия, он утверждал, что «носитель всех видов искусств: словесных, изобразительных, музыки и красок – игра со всеми вытекающими из этого обстоятельствами воспитательного характера»[7].

Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В.М. Вундт. «Игра – это дитя труда, – писал он. – Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду, а в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения»[8]. В.М. Вундт в отличие от своих предшественников, а также приверженцев теории «избытка сил» рассматривал игру в социально-историческом формате.

Признававший за детством особую роль, выдающийся австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд, видел в игре защитный механизм личности ребенка. Играя, ребенок сублимирует свои собственные переживания, обусловленные блокированием изначально присущей ему потребности в удовольствии и трудными ситуациями, наблюдаемыми им в жизни[9].

Во второй половине ХХ столетия получили распространение идеи американского психолога и психиатра Э.Л. Берна, который рассматривал феномен игры в качестве «…повторяющегося набора порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией…»[10]. Отдельно Э.Л. Берн выделял и блок детских игр, объем которых, однако, сужал до сюжетно-ролевых, закладывающих основы, так называемых, «скрипт-программ», направленных на выполнение различных социальных ролей в перспективе.

1.2. Понятие игры в отечественной психолого-педагогической литературе

Изучение детской игры отечественной психологической наукой в ХХ веке связывалось главным образом с именем видного советского психолога Л.С. Выготского и его школой – последователями культурно-исторического подхода (М.Я. Басовым, В.В. Давыдовым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими).


Из-за выделения для периодизации детства понятия ведущей деятельности, которая в наибольшей степени способствующей психическому развитию ребенка в этот период его жизни и ведущей развитие за собой[11], Л.С. Выготским сюжетно-ролевой игре стало отводиться решающее место в развитии ребенка трех-шести лет. Силы, потраченные ребенком в ходе игры, аналогичны трудовым затратам энергии взрослого человека и это может указывать на единую психологическую природу обоих процессов и, следовательно, позволяет сделать вывод, что «…игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл … игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении … представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений..., является первой школой мысли для ребенка»[12], и что обучение, и, следовательно, игра, прежде всего, формирует у ребенка зону его ближайшего развития, приводящего со временем к экстериоризации заложенных в него знаний.

Советский психолог и педагог А.Н. Леонтьев, последовательно развивая научные изыскания Л.С. Выготского об осмыслении детской игры, выделял сюжетно-ролевую игру как детерминанту главнейших изменений в психических процессах и психологических особенностях личности дошкольника. Он отмечал, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, и это, по его мнению, изменяет познавательную сферу и психологическую культуру складывающейся личности. Игра «…не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия»[13], являясь, основным инструментом в процессе познания и освоения ребенком окружающей его действительности, тренировкой навыков «взрослых» действий[14].

Огромный вклад в разработку проблемы детской игры внес известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин. Он занимался, изучением вопросов возникновения игры в онтогенезе, и прежде всего, ее развития в дошкольном возрасте. В предложенной им возрастной периодизации психического развития детей он выделял игровой вид деятельности, как ведущий для ребенка-дошкольника – естественную и целесообразную детерминанту развития последнего, его психических функций и способов познания им окружающего мира. Главенствующее значение ролевой игры Д.Б. Эльконин усматривал в том, что в процессе игры ребенок моделирует окружающую его социальную реальность: «…берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью...»[15] , другими словами, социализируется.


Большое распространение в советской науке получила точка зрения В.В. Давыдова. Он отмечал нужность непосредственного обучения ребенка. При этом для решение поставленной задачи В.В. Давыдов видел в грамотном сочетании элементов игры и обучения: «Оптимальных успехов в воспитании дошкольников можно достичь, именно приобщая их к познанию. Однако делать это нужно как бы играючи. Все познавательные сведения и умения должны усваиваться дошкольниками преимущественно в игре»[16]. Тем самым он подошел к актуализации использования игровых технологий через концепции развивающего обучения.

Дугой выдающийся советский философ и психолог С.Л. Рубинштейн, являющийся родоначальником отдельной психологической школы. Он одним из первых предпринял попытку разработать отечественную теорию игры. Он полагал, что «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир»[17], и рассматривал игровую деятельность как постоянную осмысленную рефлексию ребенка на его контакты с окружающим миром, при этом игра преобразует его окружающий мир. То бишь, акцент в подходе был значительно смещен именно в область активности самого ребенка.

Итак, уже можно сделать вывод, что игра для ребенка – это серьезно, и что осуществление руководства над игрой составляет проблему для взрослых[18].

Д.Б. Эльконина отмечала многогранное влияние игры на психическое развитие ребенка. Именно с помощью игры дети овладевают новыми знаниями умениями и навыками

В отечественную дореволюционную педагогическую науку в части изучение теории игры внес вклад ее основоположник – великий русский ученый-педагог К.Д. Ушинский, который отрицал идею стихийности игровой деятельности. Не следует «…видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям, – отмечал он, – в этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу для своего развития»[19]. К.Д. Ушинским было предложено использовать игру как общий механизм воспитания ребенка, для коего последняя мыслилась «… всем миром …его… практической деятельности…»[20] , безусловной доминантой его жизни.

Поэтому, как далее отмечал П.Ф. Каптерев, ребенку не нужно давать «… много игрушек, особенно сложных, дорогих, – такие игрушки развивают в детях пассивность. Игрушки должны содействовать проявлению деятельной стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, – словом, быть предметом игры, а не развлечения»[21].