Файл: Планирование производственной программы предприятий потребительской кооперации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Планирование производственной программы важно для каждого хозяйствующего субъекта.

Прежде чем приступить к производственной деятельности, компания должна решить, какую продукцию, в каком объеме, по каким ценам она будет продавать, и составить стратегию развития компании на несколько лет вперед.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что основная цель функционирования предприятия реализуется через производственную программу, которая заключается в получении максимальной прибыли.

Основной целью курсовой работы является изучение динамики и структуры производственной программы предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Объектом исследования является ОАО «Кемеровский молочный комбинат».

Предмет исследования – производственная программа ОАО «Кемеровский молочный комбинат».

Для анализа были использованы сведения бухгалтерской отчетности за 2017, 2018, 2019 года, бизнес-план за 2019 год.

В первой главе раскрыты сущность и значение производственной программы предприятия, анализ портфеля заказов и производственной мощности.

Во второй главе дается анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Третья глава посвящена планированию производственной программы. Материал этой главы базируется на анализе фактического и статистического материала, который был собран в процессе преддипломной практики. Разрабатываются мероприятия дальнейшего совершенствования производственной программы предприятия.

При проведении данного анализа использовались следующие приемы и методы:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- сравнительный анализ;

- анализ коэффициентов.

В результате проведенного исследования в дипломной работе были решены следующие задачи:

- проведен анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции;

- рассмотрен портфель заказов;

- проведена оценка использования производственных мощностей;

- спланирован выпуск продукции в натуральном выражении;

- спланирован выпуск в стоимостном выражении;

- выявлены резервы улучшения использования производственных мощностей;

- проведена оценка эффективности производственной программы. К результатам, имеющим научную новизну, относятся следующие:

- времени;

- составлен план производства продукции на определенный период разработан механизм планирования производственной программы промышленного предприятия;


- определена система факторов, оказывающих влияние на формирование производственной программы молочного комбината;

- разработаны рекомендации по обеспечению выполнения производственной программы.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение вопросов планирования на предприятии, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых М.М. Алексеева, И.Т. Балабанов, М.И. Бухалков, А.И. Ильин, Н.Д. Кондратьев, Г.А. Краюхин, Г.В. Савицкая,В.В. Царев, Э.А. Уткин, А.Д. Шеремет и другие. В учебных пособиях раскрыта сущность экономической деятельности предприятия, рассмотрены принципы и основные этапы внутрифирменного планирования. Предлагаемые авторами методы позволяют снизить риск ошибок в управлении компанией и существенно улучшить ее деятельность.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведённый анализ производственной программы ОАО «Кемеровский молочный комбинат и разработанные рекомендации по ее эффективности важны для совершенствования производственной программы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность, структура и показатели производственной программы предприятия

Производственная программа представляет собой объем выпуска продукции за определенный период времени. Главное условие - чтобы необходимый объем продукции соответствовал ассортименту и требованиям плана продаж.

Планирование производственной программы начинается с изучения спроса на продукцию, на уровень которого влияют следующие факторы:

- цена;

- качество;

- платежеспособность клиентов;

- вкусы и предпочтения;

- насыщение рынка.

Компания также должна оценить наличие материальных ресурсов, наличие квалифицированного персонала и степень использования производственных мощностей.

На основе производственной программы разрабатываются другие планы предприятия, такие как план прибыли, план затрат и план персонала.


Производственная программа формируется на основе заказов:

- Государственный;

- покупатели выявляются в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Основные задачи, которые решаются в процессе планирования производственной программы предприятия:

1) определение направлений развития потребительского спроса на продукцию;

2) увеличение объема выпуска продукции;

3) Увеличение объема продаж и, как следствие, увеличение прибыли и рентабельности;

4) максимальное использование имеющихся производственных мощностей;

5) эффективное использование материальных и трудовых ресурсов; 6) повышение конкурентных качеств.

Следует отметить, что при разработке производственной программы предприятия используются различные методы измерений. Эти методы используются для планирования объемов продаж, затрат, трудоемкости и ассортимента. Эти методы измерения включают в себя:

- естественный;

- только ценность;

- труд.

Давайте рассмотрим их более подробно.

Натуральные счетчики включают в себя тонны, литры, метры и штуки, которые позволяют правильно характеризовать физический объем и потребительские свойства продукции.

Поэтому эти счетчики могут использоваться только для продуктов однородной природы. Что касается диверсифицированных предприятий, то план производства должен быть составлен с точки зрения стоимости.

Установление названий продукции и объемов ее производства необходимо предприятию для проектирования технологического процесса и определения производственных мощностей.

Прежде чем приступить к планированию производства, необходимо определить ассортимент продукции.

Как правило, предприятия разрабатывают производственную программу для ассортимента продукции.

Исходя из планов производства в натуральных единицах, объем производства в стоимостном выражении определяется показателями валового производства, сырьевых товаров, реализованной продукции, незавершенного производства и внутрипроизводственного оборота. В данном случае единицей измерения является национальная валюта, доллар, евро.

Для расчета валовой продукции (ВП) используется формула 1.1:

ВП= ТП+ (Н. н - Н. к),

(1.1)

где:

- ТП – товарная продукция, тыс. руб.;

- Н. н.;Н. к. – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец года, тыс. руб.

Товарная продукция определяется по формуле 1.2:

ТП=Т. г.+ Т. к. +Т. н. +Ф+Т. у.,

(1.2)

где:

- Т. г. – стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации на сторону, тыс. руб.;


- Т. к. – стоимость готовой продукции и для нужд капитального строительства своего предприятия, тыс. руб.;

- Т. н. – стоимость полуфабрикатов своего производства для реализации на сторону, тыс. руб.;

- Ф– стоимость основных фондов, введенных за период, тыс. руб.;

- Т. у. – стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны, тыс. руб. [1].

Реализованная продукция (РП) вычисляется по формуле 1.3:

РП= ТП+ (О. н.- О. к.),

(1.3)

где:

- О. н.; О. к. – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец года, тыс. руб. [1].

Такие факторы, как продолжительность производственного цикла, объем производства и технология производства, влияют на текущее производство.

Внутрипроизводственный оборот включает стоимость:

- используется при изготовлении инструментов, деталей, запасных частей;

- переработка полуфабрикатов собственного производства;

- производство энергии в технологических целях, освещение и отопление производственных объектов;

- материалы, используемые в текущем ремонте и обслуживании оборудования.

Счетчики рабочей силы производственной программы используются для оценки трудоемкости производственной единицы и производственной программы.

Средства измерения работы включают часы и минуты рабочего времени. Этот вид счетчика используется при подготовке производственной программы цехов с широким ассортиментом продукции.

Составляется производственная программа на год с разбивкой по кварталам.

Таким образом, последовательность развития производственной программы хозяйствующего субъекта состоит из следующих действий:

1) изучение потребительского спроса;

2) формирование портфеля заказов;

3) Оценка производственных мощностей и выявление внутренних резервов;

4) планирование объемов производства натурой и наличными;

5) оптимизация производственной программы;

6) разработка производственных программ подразделений.

1.2 Планирование объема выпуска продукции

Анализ работы каждого промышленного предприятия следует начинать с изучения показателей выпуска продукции, что предполагает следующие этапы:

1. Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции. 2. Анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции.

3. Анализ производственного ритма. 4. Анализ качества продукции [2].


Анализируя выполнение производственного плана, можно выявить резервы роста объемов производства и спланировать мероприятия по их реализации.

Информационной базой являются плановые и оперативные графики, данные годовой отчетности, ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и прочие [3].

Анализ выполнения плана по ассортименту может производиться тремя способами:

1) по наименьшему проценту;

2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;

3) по среднему проценту. Для его расчета используется формула 1.4:

(1.4)

где:

- В. п. а. – выполнение плана по ассортименту, %;

- В. п. п. – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска, тыс. руб.;

- В. п. о. – плановый выпуск продукции, тыс. руб. [4].

Необходимо отметить, что продукция, выпускаемая сверх плана или не предусмотренная планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.

План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий [5].

Основное условие своевременного выпуска и реализации продукции-ритмичная работа, то есть равномерный выпуск продукции в соответствии с графиками.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используют показатели: а) прямые – коэффициенты ритмичности, вариации, аритмичности;

б) косвенные – потери от брака, оплата простоев, доплата за сверхурочную работу, наличие сверхнормативных остатков готовой продукции на складе.

В выполнение плана по ритмичности следует засчитывать фактический выпуск продукции, но не больше планового.

Расчет коэффициента ритмичности (К. ритм.) ведется по формуле 1.5:

К. ритм.= Vв.пл./Vпл.,

(1.5)

где:

- Vв.пл. – объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности, тыс. руб.;

- Vпл. – объем продукции плановый, тыс. руб.

Неритмичная работа приводит к замедлению оборачиваемости капитала, нарушению сроков поставки продукции покупателям, ухудшению деловой репутации, и в конечном итоге к увеличению себестоимости и уменьшению прибыли.

В процессе анализа качества продукции изучают динамику показателей качества, выполнение плана, причины изменений.

Показатели качества делятся на следующие группы:

А). Обобщающие показатели качества:

- выпуска;

- удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме ее удельный вес продукции высшего качества;